Найти тему
Люблю мюзикл ...

Из театра абсурда к новому музыкальному жанру, или Флоримон Эрве и "музыкальная антропофагия"

Здравствуйте, читатели моего канала!!!

Очень высокий, худой, плохо одетый парень лет семнадцати появился на пороге церкви на территории .... психиатрической больницы. Дело в том, что гуляя в предместье Парижа Бисетре, молодой человек услышал звуки органа и его привлекла восхитительная тональность этого инструмента. Молодой человек попросил у церковнослужителя поиграть на органе 5 минут. В результате, юноша импровизировал 2 часа. Его игра удивила и заинтересовала священника. После беседы с талантливым музыкантом, в процессе разговора, узнав, что юноша - выпускник Парижской консерватории, священнослужитель предложил должность органиста Бисетрской капеллы.

Бисетр - старинный французский замок, госпиталь, исправительный дом и тюрьма
Бисетр - старинный французский замок, госпиталь, исправительный дом и тюрьма

Это был Флоримон Ронже, в историю музыки этот уникум вошел под фамилией Эрве. Необычайно талантливая личность - Флоримон Эрве, - тот самый молодой человек, что написал позднее знаменитую оперетту "Мадемуазель Нитуш", с удовольствием принял предложение начальства богоугодного заведения.

Бисетр, внутренний двор
Бисетр, внутренний двор

Эрве искренне считал, что музыка благотворно влияет на лечение больных. Привлекая пациентов к пению кантат и общаясь с ними, он придумывал сценки театра абсурда ....

Представьте, несколько мужчин и женщин с лицами ничего не выражающими, не понимающими ни одного слова поют ... кантату. Хормейстер время от времени вступает в беседу со своими необыкновенными хористами.

"... Как Вас зовут, друг мой?", - обращается хормейстер к одному из больных.

"... Я - Швейцарский сыр!...", - отвечает сумасшедший. Хормейстер, улыбаясь: "Теперь я понимаю, почему Вы так потеете на сегодняшней жаре."

... Получалась готовая сценка для театра абсурда.

Эрве мечтал не о театре абсурда, мечтал о театре. С 1847 года каждый вечер 22-летний Эрве незаметно отлучался из больницы и убегал в театр, а ночью незаметно возвращался обратно.

В маленьких театриках на Монмартре он участвует, как певец, актер, музыкант. Сколько ухищрений приходилось выдумывать, чтобы заниматься любимым делом.

Театр 18-19 века
Театр 18-19 века

Через год, это было в 1848 году, известный в Париже театральный актер Дезире, готовясь к своему бенефису попросил Флоримона написать для него музыкальную пьесу.

Театр Национальной оперы  в Париже
Театр Национальной оперы в Париже

Эрве - высокий худой, Дезире - низенький и толстый. Сюжет родился сам собой. Конечно же, это будет пьеса - о похождениях Дон Кихота и Санчо Панса. Получилась музыкальная комедия, 23-летний Флоримон выступал, как композитор, драматург, режиссер и актер.

Театральное зрелище, представленное на Монмартре имело такой успех, что знаменитый композитор Адольф Адан, автор музыки к выдающемуся балету "Жизель" и директор театра Национальной оперы пригласил Эрве третьим дирижером, и в марте 1848 года состоялась премьера музыкального спектакля "Дон Кихот" на солиднейшей сцене Парижа. Публике музыка очень понравилась, мелодии стали распевать на парижских бульварах.

Флоримон Эрве (30.04.25 - 4.11.92) - французский композитор, органист, основатель музыкального театра в жанре оперетты, автор оперетты "Мадемуазель Нитуш"
Флоримон Эрве (30.04.25 - 4.11.92) - французский композитор, органист, основатель музыкального театра в жанре оперетты, автор оперетты "Мадемуазель Нитуш"

Флоримон, наконец, мог покинуть заведение в Бисетре, но у молодого композитора, одаренного сверх меры, являясь автором музыки, драматургом, музыкантом-исполнителем, певцом, режиссером, актером, - вожделенная цель: иметь собственный театр.

Эрве несказанно везет: находится меценат - герцог де Морни, который финансирует театр.

Новый театр открывается на бульваре Тампль 8 апреля 1854 года в помещении кафешантана. Эрве назвал его "Фоли нувель" (Folies-Nouvelles). Слово фоли (folie) - сумасшествие, безумство.

Основной прием в написании пьес для театра был таков: реальность превращалась в нелепость, алогизм, которая затем снова становилась реальностью в финале.

Листайте фото:

Для нового театра властями Парижа определялись непростые условия: можно было ставить одноактные пьесы только с двумя действующими лицами. Выдумщик Эрве с блеском справлялся с такими препятствиями. Драматург и режиссер придумал использовать кукол для увеличения действующих лиц на сцене.

Например, большим успехом пользовалась буффонада-терцет ... с отрубленной головой. Два "законных" персонажа "законно" пели свои куплеты, партия отрубленной головы озвучивалась из суфлерской будки. Были и другие режиссерские находки. На сцене действовали: глухонемые, летающий "труп", время от времени, становящийся за дирижерский пульт, "законные" персонажи разговаривали с "невидимыми" призраками ...

Наверно, примерно так выглядели персонажи буффонады Флоримона Эрве ...
Наверно, примерно так выглядели персонажи буффонады Флоримона Эрве ...

За один лишь 1854 год 29-летний Эрве сочинил 18 буффонад. Публика ломилась посмотреть удивительное зрелище с необычайными героями, ошеломляющими трюками и любимым парижанами канканом. Феерические названия "Сумасшедший композитор", "Двугорбый верблюд", "Невозможный дуэт" неизменно заманивали зрителей ...

В театре с аншлагом идут спектакли-пародии на застывший жанр оперы: Россини "Вильгельм Тель", Гуно "Фауст". Названия "Прострелянный глаз" и "Фауст наизнанку" ясно говорили, что время требует новых форм музыкального театра, где нет статичности, рутины, самодовлеющей виртуозности классических вокальных арий, где персонажи говорят... Говорят на понятном языке парижских бульваров, где поют веселые, простые мелодии и отплясывают озорные танцы с включением обожаемого публикой канкана.

Слава и успех, наконец-то, накрыли экстраординарного создателя оперетты-буфф. Однако требовалось постоянное обновление репертуара.

И тогда в театре появились молодые авторы: Жак Оффенбах и Лео Делиб.

Жак Оффенбах - французский композитор, дирижёр, виолончелист, автор известнейших оперетт "Перикола", Прекрасная Елена", "Сказки Гофмана"
Жак Оффенбах - французский композитор, дирижёр, виолончелист, автор известнейших оперетт "Перикола", Прекрасная Елена", "Сказки Гофмана"

В театре"Фоли нувель" с успехом шла буффонада Жака Оффенбаха "Ой-ай-ай, или Царица островов". По содержанию это была абсурдистская пьеса о похождениях парижского музыканта-контрабасиста, попавшего в плен к Царице людоедов. Цель причудливого опуса была одна - вызвать смех ради смеха. Молодые авторы причислили эту пьесу к жанру с замысловатым названием "музыкальная антропофагия".

Юный 18-летний Лео Делиб также сотрудничает с театром Эрве и дебютировал с музыкальной комедией «На два су угольков».

Лео Делиб ( 21.02.1836 - 16.01.1891) - французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт, автор  балета "Коппелия", известнейшей оперы "Лакме".
Лео Делиб ( 21.02.1836 - 16.01.1891) - французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт, автор балета "Коппелия", известнейшей оперы "Лакме".

Так получилось, что молодые композиторы Оффенбах и Делиб быстро переросли жанр, который культивировал Эрве. Если Флоримон оставался верен буффонаде, рассчитанный на зрителей, которым были интересны пародии на задубевший жанр оперы и любителей острых и забавных сюжетных выдумок, то авторы музыки Жак и Лео брались за более серьезные и сложные пьесы, отзываясь на иные фактические потребности общества. Публика требовала новых героев и желала видеть на сцене отражение социальных и интеллектуальных проблем.

Жак Оффенбах вскоре создал свой собственный театр. Благодаря своей феноменальной работоспособности и умению быстро сочинять музыку, премьеры новых музыкальных оперетт-буфф бесперебойно выходили год за годом.

Лео Делиб сотрудничал с парижскими театрами в качестве аккомпаниатора и репетитора, занимал должность органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо, но с 1871 года Делиб полностью посвятил себя композиторской деятельности.

Флоримон Эрве при всех своих замечательных талантах не поспевает за успехами молодых коллег. Его театр продолжает заниматься постановками буффонад, основной целью которых было стремление только рассмешить зрителей, но наступало новое время, неуклонно требования публики к музыкальному театру становились более изысканными. Театр откликался на запросы времени, становился ареной сатиры и местом осмысления реальных событий, происходящих в стране 1860-70-е годы.

По иронии судьбы Флоримон Эрве последние десять лет, а прожил он 67 лет, оказался пациентом психиатрической больницы в Бисетре. Круг замкнулся. Видимо сказалась двойственность его натуры и влияние иррационального театра абсурда
По иронии судьбы Флоримон Эрве последние десять лет, а прожил он 67 лет, оказался пациентом психиатрической больницы в Бисетре. Круг замкнулся. Видимо сказалась двойственность его натуры и влияние иррационального театра абсурда

Театр Флоримона Эрве не занимался темами интеллектуальными, моральными, тем более социальными. Искусство театра заключалось в насыщении зрелища трюками, нагромождением нелепиц в достижении максимальной иррациональности. Постепенно интерес к театру стал падать, сюжеты буффонад перестали быть модными.

На фоне успеха музыки и интригующей проблематике историй Оффенбаха композитор буффонады Эрве, вероятно, был бы забыт, если бы не "Мадемуазель Нитуш".

В оперетте "Мадемуазель Нитуш"отражена биография самого молодого Флоримона, когда он был вынужден вести двойную жизнь, занимая должность органиста при церкви, ночью убегая в театр. Известные либреттисты А. Мельяк и А. Мийо удачно нащупали канву повествования новой пьесы о преподавателе музыки в пансионе-монастыре для благородных девиц, который пишет оперетту и вечером спешит в театр, нарушая порядки строгого заведения.

Анна Жюдик - французская опереточная певица и шансонетка, первая исполнительница Денизы де Флавиньи в оперетте "Мадемуазель Нитуш" Флоримона Эрве
Анна Жюдик - французская опереточная певица и шансонетка, первая исполнительница Денизы де Флавиньи в оперетте "Мадемуазель Нитуш" Флоримона Эрве

Премьера оперетты состоялась 26 декабря 1883 года в парижском театре "Варьете" (Théâtre des Variétés). Исполнительница главной роли Денизы-Нитуш актриса Анна Жюдик прекрасно владела вокальной техникой и была тогдашней ведущей солисткой театра "Варьете". С 1875 года Анна Жюдик несколько раз приезжала в Россию на гастроли.

Музыкально и драматургически "Мадемуазель Нитуш" - прекрасный пример влияния завоеваний Жака Оффенбаха. Героиня Эрве сама решает свою судьбу, смело пренебрегает привычными условностями и неподвластна ханжеству, корысти. Сюжетно "Мадемуазель Нитуш" напоминает оперетту Оффенбаха "Дочь тамбурмажора" (1879 г.), главная героиня которой уходит из семьи с республиканской армией, а благородная девица Дениза де Флавиньи выступает в оперетте.

-12

Любимый многими фильм Леонида Квинихидзе "Небесные ласточки" с музыкой Виктора Лебедева, с великолепными актерами Андреем Мироновым, Людмилой Гурченко, Александром Ширвиндтом хорошо известен, а фильм 1952 года "Мадемуазель Нитуш" с оригинальной музыкой Флоримона Эрве, может быть, не все знают, но стоит посмотреть. В роли Селестена-Флоридора - великолепный Фернандель.

Ссылка на статью "Стильный балет и Дениза де Флавиньи":

Стильный ballet и Дениза де Флавиньи . Фильм "Мадемуазель Нитуш" 1954 г.
Люблю мюзикл ...5 августа 2022

Композитор Флоримон Эрве - автор веселых нелепиц, необычайных безумств, попирающий трезвый и скучный здравый смысл, пережил известнейшего Жака Оффенбаха на 12 лет и, может быть, не так творчески восхитителен, но был среди первых, придумавший этот роскошный и любимый многими жанр - оперетта!!

👉 Смотрите, если пропустили статью:

Слушаешь музыку Виктора Лебедева и летаешь. "Небесные ласточки", 1976 г.
Люблю мюзикл ...3 августа 2022

👉 Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!!

Я буду знать, что ВАМ интересно!!!😊

Ссылка на страницу в контакте:

https://vk.com/id465595575