Collage
Еще один ранний жанр электронной музыки это Collage, по аналогии со словом коллаж, данный жанр музыки состоит из отрезков других музыкальных композиций и представляет из себя своеобразного Франкенштейна. С французского collage, буквально означает «склеивание», например разных отрывков или мелодий, ну или более привычное всем нам склеивание вырезок и картинок из глянцевых журналов.
Некоторые люди относят коллаж, как музыкальный жанр, к периоду конца 17 века, однако мы будем рассматривать его гораздо более поздние проявления, хотя бы потому что до 1879 года не существовало технологий звукозаписи и соотвественно невозможно было бы назвать коллаж более ранних ревизий электронным жанром (хотя и первые технологии звукозаписи электронными не являлись).
Collage - прямой потомок Musique Concrete(конкретной музыки, о ней я писал в прошлый раз), однако он ставил перед собой совершенно другие цели. Collage отличается от заносчивых французских экспериментаторов тем, что он сэмплирует, и как это происходит. Конкретная музыка была одним большим экспериментом, она занималась синтезом звуков, не стараясь при этом быть музыкальной( я про отсутствие ритма). Коллаж в свою очередь не ставил перед собой никаких научных целей, его цель - развлечь публику, почти всегда он звучит пародийно( и куда более музыкально, стоит заметить).
Поскольку для существования Collage нужны были опубликованные работы, ему пришлось подождать, пока индустрия звукозаписи (не только музыка, но и телевидение, радио, фильмы, службы новостей) созреют и подготовят библиотеки интересных звуков, которые Collage сможет украсть использовать. Также пришлось подождать, пока технологии упростят сэмплирование и запись других работ, это просто было технически невозможно до 1950-х годов.
С появлением многоканальных магнитофонов (особенно 8-канального рекордера Ampex, выпущенного в 1955 году) студии и продюсеры перешли на новый уровень контроля над воспроизведением музыки (подробнее об этом я расскажу в другом посте немного позже).
Вероятно, первым официальным треком-коллажем, состоящим из сэмплов, был Buchanan And Goodman - The Flying Saucer, популярная новинка 1956 года, в котором использовались отрывки из различных популярных песен в качестве смешных отрывков в новостной передаче.
Естественно на авторов трека подали в суд, но на тот момент индустрия только развивалась и законов регулирующих правовые вопросы в таких случаях попросту не было. Не было никакой причины на запрет использования чужих композиций для создания новых. Это была совершенно новая область, и не существовало никаких правил, указывающих вам, что вы можете или не можете делать с чужой музыкой. Судья даже счел это полностью оригинальной работой, назвав ее "искусной и умной".
На самом деле в тот период не часто возникали подобные споры, поскольку очень маленький круг лиц имел доступ к звукозаписывающему оборудованию, необходимому для создания подобных композиций(при нынешнем уровне доступности вопросы возникали бы чаще). Почти каждый новый трек в подобном стиле создавался крупными студиями, имеющими дорогое и редкое оборудование. Хитовость однако вызывала огромное недовольство среди исполнителей оригинальных композиций, другая сторона индустрии (работающая с записью голосов и песен артистов) полностью отрицала возможность использования и монетизации отрывков чужих наработок.
По мере того, как индустрия звукозаписи превращалась в пожирающую душу поп-машину для зарабатывания денег, которая звучит в спальнях подростков и в наши дни, борьба за права на собственность музыкой усилилась, что совершенно случайно перекликалась с возможностями и количеством влиятельных юристов, которых эта индустрия теперь могла себе позволить.
В качестве реакции на это, музыка Collage стала более бунтарской и воинственной, позиционируя себя как лихую революционерку, борющуюся с капитализмом. В ней использовались названия Copyleft или Kopyright как насмешка над законом об авторском праве, с символом (k) в двойном значении (он также обозначает kallisti - яблоко раздора). В общем даже несмотря на все это Collage оставался достаточно нишевым жанром вплоть до 80-х годов. Что же поменялось?
Массово начали появляться бюджетные семплеры. Сэмплеры существовали, по крайней мере, с 60-х годов в различных формах, но они всегда были дополнением к более крупным системам и были непомерно дорогими. Это испортило ситуацию на рынке и на какое-то время подорвало надежды коллажистов, но к 80-м годам сэмплеры стали меньше, дешевле и с более интересным функционалом.
До этого E-mu Systems выпустила несколько драм-машин и сэмплеров, но SP-1200 был тем аппаратом, который ударом ноги распахнул двери для всех. Он был дешевым, маленьким и простым в использовании прямо из коробки. Он открыл мир саунд продакшена для тысяч желающих, позволив им создавать хиты в домашних условиях, а звучать на уровне самых богатых лейблов позволили семплы хитов, записанных на этих самых дорогих студиях. Теперь все делали свои «коллажи» и контролировать такой поток музыки стало значительно сложнее.
Но это ничто по сравнению с тем, что SP-1200 сделал для других жанров электронной музыки, положив начало золотым векам хип-хопа, хауса, нью-бита, хип-хауса, R&B, брейков и т.д. Теперь многие уже делали не коллажи, теперь это была попсовая штука, теперь это стало «проблемой».
Разные страны по-своему трактовали закон об авторском праве на музыку, но обычно, сэмплирование без разрешения больше не допускалось (даже доли удара по барабану). Это не было проблемой для коллажистов, которые создавали музыку для искусства, а не для продажи, но для коммерческих художников это принесло столько проблем с законом, что фактически уничтожило жанр.
Эра коммерческих сэмплов длилась всего около десяти лет (плюс-минус 87-96), а абсолютным апогеем стал The Beastie Boys - Paul's Boutique в 1989 году:
Спродюсированный the Dust Brothers и содержащий более сотни сэмплов и не содержащий собственных инструментов (за исключением вокала), Paul's Boutique выделяется не просто как отличный альбом, но и как реликвия эпохи, которая никогда не вернется. Мы никогда больше не услышим ничего подобного, не увидим его в чартах и не раскупим миллионным тиражом. Это просто неосуществимо ни юридически, ни финансово. Эта форма искусства как коммерческий продукт была буквально обречена на вымирание.
Музыка для коллажей не любит правил. Более конкретно, ей не нравится, когда кто-то говорит, что она может или не может делать с музыкой. Юридические правила, касающиеся прав на музыку и собственности, фактически убили коллаж как коммерческий жанр, но он все еще существует в андеграунде как ценная форма искусства, распространяясь через Soundcloud(нынче заблокированный на территории РФ) и Bandcamp или другие бесплатные сервисы обмена музыкой. Потому что истинному творчеству наплевать на закон.
Примеры музыки в жанре Collage я выложил и в своем телеграмм канале(тут к сожалению нельзя), там так же появляются мои диджейские миксы и разные смешные картинки: https://t.me/milost_na_kurorte
Информация взята мной из гайда http://music.ishkur.com/# и просто переведена)