При устройстве на работу важна мотивация. Для некоторых граждан ею может стать возможность приобрести дом. Поэтому у многих возникает вопрос: если мне негде жить или условия проживания неудовлетворительные, можно ли получить жилье от государства бесплатно?
Жилье получить можно
Все реально, при этом жилье предоставляется в безвозмездное пользование по договору социального найма. Далее полученное жилое помещение можно легально и официально приватизировать — сразу после подписания договора соцнайма.
Но кому-то придется подождать
Дети-сироты имеют право на социальное жилье. Но они могут приватизировать жилье только через пять лет после подписания договора социального найма.
Кто может просить о жилье
На выдачу бесплатных квартир от государства могут рассчитывать лишь те граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Им нужно доказать, что площадь жилого помещения, в котором проживают они и их семья, является недостаточной.
Норма квадратных метров
Норма жилой площади на одного человека устанавливается местными органами власти и может отличаться по регионам. В отдельных субъектах РФ для получения статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий заявитель и члены его семьи должны быть признаны малоимущими. Такой порядок действует для жителей Москвы.
Список претендентов первой очереди
Некоторые категории граждан могут получить квартиру от государства вне очереди:
- ветераны ВОВ;
- лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС;
- члены семей военнослужащих и работников правоохранительных органов, погибших при исполнении;
- люди, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;
- граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту и реконструкции;
- дети-инвалиды, которые остались без попечения родителей;
- педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- прокурорские работники.
Порядок действий
Обычный порядок действий таков:
- собрать документы;
- обратиться в соцзащиту;
- получить разрешение;
- подписать договор;
- приватизировать квартиру.
Подать документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении можно тремя способами:
- совершив личный визит в органы соцзащиты;
- онлайн через портал Госуслуги;
- через МФЦ.
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наличие оснований для получения данной льготы: если заявитель — мать-одиночка, она должна представить соответствующее удостоверение. Если за льготой обращается представитель многодетной семьи, он должен предъявить документы, подтверждающие этот статус.
Получить решение уполномоченного органа можно через 30 дней после подачи заявки.
Когда подойдет очередь заявителя, представители местной администрации или органов соцзащиты должны предложить на выбор несколько помещений. Далее подписывается договор социального найма выбранного помещения.
Следующим этапом квартира приватизируется. Заявление на приватизацию подается через МФЦ.
Дети-сироты — отдельная история
По достижении 14 лет дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья. Условием для этого является отсутствие жилья в собственности.
Но не только
Есть ситуации, в которых государство поможет сироте с жильем, даже если есть текущее место жительства:
- вместе с сиротой в помещении проживает человек с хроническими заболеваниями;
- квартира находится в аварийном состоянии или признана непригодной для проживания;
- сирота проживает с родителями, которые лишены родительских прав.
Что для этого нужно
Чтобы получить квартиру, ребенку-сироте необходимо встать на очередь до 23 лет, обратившись в орган опеки и попечительства.
Документы, которые такой ребенок должен приложить к заявлению:
- паспорт;
- справка из детского дома с указанием времени нахождения в данном учреждении;
- справка о присвоении статуса сироты;
- выписка из ЕГРН об отсутствии жилья в собственности.
Ответ о разрешении или об отказе в постановке на учет предоставляется компетентным органом в письменной форме.
Когда очередь подойдет, с заявителем будет заключен договор найма специализированного жилья. Отличие от других категорий состоит в том, что приватизировать квартиру, полученную в пользование по такому договору, можно только через 5 лет.
Помощь профессионалам
Представители отдельных профессий могут рассчитывать на государственную поддержку в получении жилья:
- учителя;
- врачи;
- военнослужащие;
- сотрудники МВД России;
- сотрудники ФСИН, ФСПП, МЧС, противопожарной службы и таможенных органов РФ;
- гражданские служащие.
Программы для учителей и врачей
Для педагогов и врачей есть региональные ипотечные программы. Формы содействия в улучшении жилищных условий разнятся: им могут выделять бюджетные средства для частичной оплаты стоимости квартиры или предоставляться льготные кредиты.
Учителя и врачи получат 1 млн рублей (2 млн для ДФО) при переезде в сельскую местность в рамках госпрограмм «Земский учитель» и «Земский доктор».
Программы для сотрудников МВД России
Это несколько мер господдержки, среди которых предоставление служебного жилья или денежной компенсации либо выплату жилищной субсидии.
Для сотрудников МЧС, таможенных органов, ФСИН и ФСПП
Эта категория граждан может претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Продолжительность службы должна составлять не менее 10 лет. Для получения выплаты необходимо встать на учет и дождаться своей очереди. Соответствующее заявление и пакет документов подаются в жилищно-бытовую комиссию по месту службы.
Поддержка государственных гражданских служащих
Если основания есть, государственные служащие могут оформить единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения. Порядок действий тот же — постановка на учет в территориальной комиссии и ожидание своей очереди.
Субсидия на приобретение жилья
Субсидия предоставляется по программе «Молодая семья». Молодая — это обычно та, в которой оба супруга не старше 35 лет. Размер помощи может составлять до 35% от стоимости квартиры. Разница выплачивается за счет собственных или заемных средств.
Порядок оформления льготы
Нужно, как и другим льготникам, встать на учет в качестве нуждающегося в содействии в приобретении жилых помещений, получить положительное решение и дождаться очереди. Воспользоваться жилищным сертификатом необходимо в течение 7 месяцев после его получения.
Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию в МКА "Карабанов и Партнеры" от адвокатов по гражданским делам.