Недавно я публиковала у себя статью, где рассказывала, как мы с классом не сошлись в решениях задачи. Требовалось перевести энергетическую ценность курицы из калорий в джоули и посчитать, сколько энергии необходимо, чтобы запитать одну лампочку. Но озвучивая условие, я не проговорила, что калорийность дается за 100г, что и стало камнем преткновения не только для моих учеников, но и для большего числа комментаторов.
Задачка не шла в самостоятельной или контрольной, за нее не ставилась оценка и она вообще никак не фигурировала в учебном материале. Я ее придумала прямо на уроке, как часто делаю с учениками, чтобы немного посмеяться и расслабить мозги после долгого учебного дня.
Тем не менее, многие в статье нашли обвинение учеников, показатель моего непрофессионализма и вообще «учитель облажался». Такая реакция меня, мягко говоря, удивила. Может быть условия задачи и были нечеткими (хотя я до сих пор считаю знание «калорийность на 100г» общедоступным, не требующим уточнения), но почему ошибка, даже если она была со стороны учителя, вызвала такую реакцию?
Для учебного процесса, ошибаться — нормально. Сегодня попробуем разобраться, что же произошло и почему в этом виновата школьная система образования.
Проблема ошибок и решений
Думаю, ни для кого не секрет, что школьное образование не идеально. У него есть множество недочетов, одним из которых, по моему мнению, является зацикленность на ошибках. Эта история не нова, про нее говорят вот уже минимум 10 лет, но так и не решаются что-то менять.
Суть в том, что за 11 лет обучения в школе (а иногда это продолжается и в университете) учеников настолько приучаются обращать внимание на провалы, что это становится частью повседневной жизни. Не так сказал, не то решил, не туда посмотрел, это неправильно, то неправильно и т.д.
Ошибкам всегда уделяют особое внимание. Банальное выделение красной ручкой делает неправильные ответы заметнее правильных, тем самым перечеркивая весь труд учеников. Более того, красную ручку нельзя использовать в ведении конспектов, как раз потому, что она имеет функцию выделения ошибок. Эта маленькая условность приучает детей замечать только провалы (во многом потому, что красная ручка заметнее синей) и рождает привычку обращать внимание на проблемы в целом.
Забавно, что идея «лучше видно = быстрее запомнят», которая лежит в основе данной стратегии, работает не так, как предполагается. Да, дети действительно запоминают свои ошибки, в то время когда нужно запоминать правильные решения. Это приводит к сложным ситуациям, когда ребенок повторяет одно и тоже несколько раз, но продолжает писать неправильно. Как раз потому, что он запомнил выделенную ошибку.
У меня у самой была такая ситуация, с моей родной дочерью. Еще во втором классе у нее в диктанте было неправильно написано слово «пальто», которое учитель пометил красной ручкой. Чтобы перестать ошибаться, потребовалась 2 месяца и море слез.
Педагоги-психологи утверждают, что намного эффективнее было бы делать все с точности до наоборот: акцентировать внимание детей на успехах, которые они достигают. Позитивная информация закрепляется лучше, а еще это помогает избежать наслоения и искажения информации. Именно по этой причине я стараюсь не акцентировать внимание на том, что ученики ошибаются, а прошу рассказывать их ход решения.
Одна задача = одно решение
Еще одной грустной стороной данной проблемы является монополия правильных ответов. Один пример, одно решение, один ответ. Это удобно для камерной системы и едиными данными, где не существует разных типов мышления, а все задачи решают роботы, а не дети.
Даже если абстрагироваться от факта, что каждым ребенком информация усваивается по-разному, монополия правильных ответов имеет множество изъянов. Это и игнорирование новых интересных решений, которые часто рождаются в юных умах, и усечение мыслительного процесса в целом. Поэтому в школе так популярны решебники: зачем думать, если это не поощряется. Иногда ситуации доходят до абсурда: стоит мне поменять вопросы на контрольной, как сразу становится понятно, что ответы берут со всем известных сайтов.
Правило одного ответа приводит к пагубному влиянию на личность ученика: «Если мое решение не совпадает с правильным, то оно автоматически становится неверным». Тут мы получаем целую пачку последствий, от неумения отстаивать свое мнение, до отсутсвия мотивации выбирать что-либо в жизни.
В реальности же одного ответа не бывает никогда: нужно учитывать ситуацию, выбирать из нескольких вариантов подходящий и думать в процессе. Всему этому, гипотетически, должна учить школа, но итог получается прямо противоположный. В старших классах это особенно заметно, когда ко мне приходят несчастные родители с вопросом: «Мой ребенок совсем не знает, что ему нравится и куда поступать». Так его все 11 лет не спрашивали, что он думает, чего вы еще ожидаете?
В своей практике я часто вызываю несколько человек к доске на одну задачу: от двух до четырех. Ответ озвучивается только в конце объяснения каждого решения. И даже тогда мы разбираем все предложения, которые были высказанны и пытаемся понять, как еще можно решить простое условие. Это позволяет перестать думать односложно, прокручивая в голове множество вариантов ответа на один вопрос. И да, мои любимые «дурацкие задачи» тоже направленны именно на это.
Учителя не люди
Самым большим грехом во всей этой заварушке я считаю мысль, что учителя — высшая форма сознания. Это сверхразумы, которые обладают какими-то сакральными знаниями и никогда, повторюсь, никогда не ошибаются.
Мне жаль разочаровывать, но статус учителя никак не оберегает от совершения ошибок. Более того, учителя ошибаются также часто, как и все остальные. То есть, очень часто. Может быть, даже каждый день.
Понятно, что родители хотят, чтобы их дети были в руках супергероев, которые точно знают как правильно и наставят драгоценных отпрысков на путь истинный. Но пока что в школах преподают простые люди. Такие же, как и вы. Тем не менее, у них, почему-то, нет права на ошибку.
И тут мы возвращаемся к началу этой статьи. Ищите не ошибки, а решения. Критикуя — предлагай. Думай в процессе своих действий, может быть в вопросе есть еще одна точка зрения. Нет ничего однозначного, даже в школе, на уроке физики.
Научить вашего ребенка думать помогут олимпиадные задачи. Где ими заниматься? У нас в группе решения олимпиадных задач.
У нас открыт набор в группы решения олимпиадных задач. В них ваш ребенок научится:
— Понимать физику даже в абстрактных задачах;
— Использовать логическое и критическое мышление;
— Решать задачи всероссийского уровня;
— Использовать технику брейншторма для решения.
Группы 4-8 человек;
Подходят для учеников 7-9 классов;
Начало занятий в июле-августе.
Записаться можно тут:
Спасибо, что дочитали, надеюсь увидеть вас снова.
Ваш репетитор по физике, Оксана Васильевна❤