Города как люди, у них своя жизнь. Вместе с нами. Рядом с нами. Всегда с нами – в нашем лице или в лице потомков наших. Жизнь городов одновременно одинаковая и разная. Всё как у людей. У нас есть душа, а у городов мы — их душа. Мы уходим и не уходим. Наши тени в городах остаются навсегда, даже когда он становится призраком как чернобыльский город Припять.
Но не будем о крайностях, в живых городах фантомы прошлого не глядят на нас с укором из-за угла. Они знают, что их никто не предаст, и память о них не будет ветром швыряться по пустынным улицам выцветшими никому не нужными фотокарточками.
Я хотел бы вместе с вами полистать старые семейные альбомы и подпитать хрупкие связи новой жизнью. Для города нет маленьких судеб, ибо история города состоит не только из именитых его представителей. Высокопарно? Возможно. Но это так.
Может быть я чересчур романтическая натура, но мне всегда чудилось, что город сохраняет, консервирует не только наши детские образы, но и тени людей, некогда живших в нём. Я будто воочию вижу тех, которые когда-то обитали здесь и, которых уже нет с нами, вижу себя в этом же пространстве в разные годы своей жизни, стоит мне взглянуть на фотографии в городском интерьере.
С вами такого не бывает? Вряд ли я какой-то особенный, уверен, что и вы испытывали то же самое хотя бы раз. Вы это поймёте, когда посмотрите всего лишь толику частных картинок на фоне родного Тагила.
Сегодня мы посмотрим несколько страниц семейного альбома города. Я всегда хотел составить такой. В годы дефицита на всё и не только на продукты, но и на книгу, я мечтал о таком издании. Даже письмо со своим предложением написал в нашу главную газету "Тагильский рабочий", считая печатное слово всесильным (наверное, тогда всё так и было)…
Сегодня всё проще. В интернете, с помощью интернета, нам под силу стали возможны любые замыслы, не прибегая к обременительным переговорам с капризными издательствами. Правда, с практической реализацией замысла я несколько запоздал: оказалось, что энтузиастов, преданных своему городу и работающих творчески и самозабвенно на благо его истории оказалось и без меня достаточно. Но ведь тут неважно ничьё первенство, главное – мы делаем общее дело.
Пусть наши фотографии не выдерживают никакой критики, пусть они не красочны и не столь "припудрены", но, поверьте, они имеют не меньшую ценность, чем произведения профессионалов, умеющих снимать родной город с шиком и вкусом так, что ландшафты Тагила смотрятся не хуже некоторых европейских туристических центров. В любительских снимках присутствует тот дух времени, непосредственность и искренность, которые бывают часто вымараны репортажной постановкой.
А главное на семейных фотографиях мы можем встретить такие места и объекты, которые по многим причинам не имели никаких шансов оказаться на страницах официальных изданий и мало того не сохранились до наших дней. Этим они ещё больше должны привлекать исследователей истории города и быта его жителей.
Так что отбросьте ложную скромность и включайтесь писать альбом памяти вместе.
Поехали?
Квартира (а точнее комната в коммуналке) по улице Ленина (вероятней всего дом №46 или №48), где семья Стариковых проживала до 1963 года. В окне хорошо видно торец противоположного дома и дворовый фонтан у центральной аптеки.
Именно такие снимки, с первого взгляда кажущиеся обычной фотографией сугубо частной жизни, могут неожиданно открыть окно… в прошлое Тагила.
Например, благодаря этой фотографии из семейного альбома Комлевых мы узнали, что памятник Сталину в Комсомольском сквере был демонтирован гораздо позже, чем предполагали наши краеведы.
25 февраля 1956 года состоялся знаменитый XX съезд КПСС съезд, на котором Хрущёв в своём секретном докладе развенчал "культ личности Сталина". В результате государственного курса на десталинизацию по всей стране начали сносить статуи всенародного кумира. Но, оказывается, прошло ещё целых пять лет, чтобы то же самое совершили в Нижнем Тагиле.
Частная фотография задокументировала этот факт короткой подписью на обратной стороне: "1 мая 1960 года".
Или в другом случае… До этой любительской фотографии из альбома Сечкиных совершенно был неясен вопрос о существовании фонтана в парке металлургов в послевоенное время. Старожилы упоминали об этом вскользь и неуверенно. Даже, когда всплыл газетный плохого качества снимок фотокора Бурашникова, ситуации он полностью не прояснил. А теперь мы знаем, как в 40-е точно выглядел этот фонтан.
Об этом летнем кафе в парке Бондина вспоминают многие тагильчане. И причиной тому не столько какие-то личные приятные ассоциации, а скорее необычность этого заведения. "Поплавок" располагался почти напротив центрального входа и стоял на сваях прямо над водой и этим привлекал публику. Однако столь удивительное кафе осталось у советского поколения только в грёзах об ушедшей молодости.
Для прессы более всего озабоченной мировыми проблемами и воспитанием достойного строителя социализма, популярность у тагильчан некоторых мест (к тому же с не столь приличной репутацией) имела значение только для рубрики происшествий. То ли за время существования "Поплавка" никто из посетителей кафе не накуролесил, то ли ОБХСС не нашёл в заведении никаких нарушений, так или иначе в газету о "Поплавке" не попало ни одной значимой строчки. Не говоря уже о фото.
К счастью, есть вездесущий фотолюбитель. Благодаря ему мы наконец можем рассмотреть кафе "Поплавок" чуть ли не детально.
И ведь, оказывается, это вовсе не миф!..
ГАЗ 11-73 (модернизированный проект знаменитой Эмки) сфотографирован на фоне рудоуправления. В конце 40-х годов на этой машине брат Тамары Ворониной - Евгений возил главного инженера ВЖР Покровского.
Как вспоминает Тамара Сергеевна, "это управление, - второе по счёту, - находилось за железной дорогой, которая пересекала ул. Тагильскую (первая контора была в бараке в районе карьеров и третья, всем знакомая, - на ул. Фрунзе). Всё это происходило по причине расширения карьера... Сейчас ни первое, ни второе здания не сохранилось, так как находились в зоне обрушения"…
Дом по Тагильской 24, в котором прошли первые 20 лет жизни Ворониной Тамары. Дом не сохранился, его снесли. На его месте теперь площадка перед Музеем истории подносного промысла "Дом Худояровых" под тем же адресом.
Примечание: изначально худояровский дом стоял на ул. Горького (бывшей Береговой), но в 1982 году был демонтирован и восстановлен на территории этнографического комплекса по ул. Тагильской.
ВэЖээРовский ГАЗ 11-73 во дворе дома Ворониных (Тагильская 24). Видимо брат Евгений заехал на обед.
Двухэтажный засыпной барак в посёлке Ремзавода.
1-я площадка, 2-я площадка, Пионерский, Федорина гора, Ремзавод… Мало кто уже помнит, а молодое поколение вряд ли имеет представление о таких компактных микропоселениях, разбросанных когда-то по периметру (а то и фактически на самих территориях) заводских гигантов – НТМК и УВЗ.
Сегодня, кажется, уже не осталось даже следа от этих барачных посёлков. Только вот на фотографиях из старых родительских альбомом нет-нет, а вдруг всплывут отражения тех героических лет.
Историческая ценность этого конкретного снимка из альбома Натальи ЗавОдской (Дударь) заключается в том, что эта двухэтажка находилась сразу напротив… управления комбината. На этом месте сегодня стоит здание Центра подготовки персонала Евраз-Урал.
Обычный рабочий день работников коммунальной службы стадиона "Уралец".
Язык не поворачивается называть эту работу обычной: так и хочется назвать её каторжной. Увы, в то, всё ещё послевоенное время, такой немеханизированный женский труд считался нормой, и никто этому не удивлялся, даже мужчины.
Впрочем, это не только иллюстрация советской действительности и трудового подвига поколения 40-50-х. Это также картинка, запечатлевшая часть улицы Металлургов в районе конечной остановки трамвая, улицы сегодня совершенно изменившейся.ъ
То же самое можно сказать про улицу Красноармейскую. Эту улицу сегодня не узнать. Вместо частных домов здесь стоят современные жилые и административные здания.
Два соседских дома из истории улицы. №25 и №26. Два кадра из жизни разных семей. Возможно, здешние жители уже не будут так открыто и разгульно по всей улице играть свадьбу. Да и вряд ли сегодня найдутся у них время и место для волейбола во дворе, стиснутом частным автотранспортом.
Зато на фотографиях, упакованных в бархатные альбомы, эти моменты будут оживать всегда, как только кто-то задумает отряхнуть их от пыли.
А этот участок улицы под Лисьей горой вообще перестал существовать. По крайней мере как часть улицы жилой, с того момента как в 1990 году здесь протянули стальные рельсы и по ним пошли трамваи на ГГМ.
Продолжать список тагильских улиц, прекративших своё существование или перестроенных до неузнаваемости можно ещё и ещё. В этом трагического ничего нет, особенно для городов развивающихся. Но главной задачей нашей темы является не ностальгирование о "потерянных" улицах и исчезнувших городских объектах, а рассуждение о том, что их полному забвению противостоит наш интерес к родному краю. Пусть интерес часто неосознанный и точечный, но благодаря которому мы можем видеть сегодня то, что ушло безвозвратно.
На представленной фотографии запечатлена семья Нетунаевых на прогулке у памятника Черепановым. Кажется ничего удивительного нет. Таких снимков немало в семейных альбомах. Но отличие всё же есть! Обычно граждане предпочитают фотографироваться с лицевой стороны памятника. К тому же за спиной памятника расположен Драмтеатр, сам по себе заманчивый фон для памятного снимка.
Но фотограф выбрал нестандартный и не самый выгодный ракурс – сбоку, с направлением объектива в сторону разнобойных частных домов по улице Старо Заводской, далёких от образцов самобытного уральского деревянного зодчества.
Случайно или нет?
Ещё боле нелогичен следующий снимок. На это раз фотограф находит для семьи Нетунаевых невзрачный уголок на границе старого города и Театральной площади. Какая была его мотивация при выборе точки съёмки? Типа, современный металлический столб освещения (какие установили по периметру площади) на фоне деревянной старины XIX века? Как бы символично, ничего не скажешь. Только вряд ли верно будет высокопарно гадать на эту тему. А то поиск причин такой фотосессии будет выглядеть чистой профанацией, как в юмореске Шифрина про "кающуюся Магдолину". Так что не будем доводить предположения до абсурда. Фотограф просто фотографировал по сиюминутному хотению. Так мы всегда снимаем на прогулке. Потом пересматриваем кадры, а большинство из них - проходные. А в паузе почему-то оказались как раз те места, которые наиболее годились для приличного кадра. Парадокс, но, если честно, довольно частое явление в любительской съёмке.
У меня у самого (хотя я посещал в Доме пионеров фотокружок и мне вдалбливали в голову как надо правильно и с пользой снимать) есть такие плёнки, истраченные на прогулке в один день, но напоминающие стрельбу слепого артиллериста: снаряды ложатся кучно и поодиночке везде, но только не по цели. Вот герой фотосессии стоит у угла фактически неузнаваемого на фото кинотеатра "Сталь", а тут - на фоне глухой стены ДК НТМК, а там украсил собой самые обычные кусты. И далее так же - рядом, но только не в интерьере значимых зданий. Сегодня этот мой никчемный огромный архив с точки зрения историчности "делает мне нервы".
Но, к счастью, старые любительские снимки всё же нередко радуют нас прекрасными задними планами. Простим любителям, что они не мыслили высокими категориями, нажимая на кнопку пуска. В их задачу входило просто снять своих родных или друзей, не особенно заботясь о художественности и информативности. И тысячу раз прекрасно, что так вышло, зато этим снимкам сегодня цены нет.
В этом семейном эпизоде мы встретились хоть и не с запланированной, но с краеведческой удачей. В кадры попал участок Старо Заводской улицы находившейся когда-то на месте нынешнего спуска к набережной.
Евгений (это он в коротких штанишках) как фотограф-профессионал хорошо знает, какого труда стоит сформулировать цель снимка и реализовать её стопроцентно и чего стоит везенье (рекомендую, полюбоваться его современным фото-творчеством).
Повторюсь, походы официальных фотографов по частному сектору это довольно редкое явление. Конечно, случаются служебные командировки по заданию редакции осветить жизнь таких поселковых улиц, но лишь с одной целью показать уходящий день вчерашний в сравнении с громадьём наступающей цивилизации.
Как на этом снимке - деревянные домишки упираются в современный дворец искусств. Хоть сейчас на страницы газет!
Но, как и во многих случаях, фото сделал вовсе не фотокор, а любитель Шмаков Виктор Васильевич, родной дядя Володи. В те годы семья Шмаковых, проживала по Старо Заводской в домах №2 и №4.
Примечательно, что в семейном альбоме Владимира Шмакова есть фотография того же самого места и того же года, но… уже другого фотолюбителя и патриота родного города - Щербакова Владимира Борисовича (к слову представителя одной из известных тагильских династий). Снимок был подарен в своё время Владимиру лично автором.
Что поделаешь, не жалуют профессионалы частный сектор. Если, конечно, это не исторический объект или не артефакт народного зодчества. Только редкие энтузиасты, такие как известный тагильский краевед-любитель Александр Федулович Кожевников, целенаправленно и подробно снимал рабочий посёлок. Именно благодаря ему были восстановлены многие визуальные страницы города, до того как панельные новостройки подмяли под себя "избяной Тагил".
Однажды Нижнему Тагилу повезло, и в 1954 году к нам в город из столицы наведался по заданию журнала "Огонёк" фотограф-асс Семён Осипович Фридлянд. Эти снимки Тагила вошли даже в мировую фотоантологию. Однако, как и следовало ожидать, в этом довольно обширном собрании "затесался" только один снимок одноэтажного района, да и то с неприкрытой целью подчёркнуть на контрасте "деревянные" улицы и новостройки. На остальных же фотографиях Фридлянд намеренно обрезал кадр ровно по границе с частными домами.
Мы благодарны Фридлянду за его труд. Но, честно, если бы он проявил большую заинтересованность и вышел за пределы задания, то Тагил бы получил самую исчерпывающую информацию о старых, доживающих свой век районах Тагила.
Ну, а люди снимали чаще родной город не ради красивых интерьеров и уж конечно не по заданию. Эти снимки делались для семейных альбомов на память. Центральной фигурой для них являлся, прежде всего, близкий человек. А "задник" для фотографа не имел никакого значения. Но! Именно в этом случае в объектив случайно попадало то, что сегодня может вызвать большее любопытство, чем информация из официальных источников. Такая фотография на сегодняшний день даже вне своего желания становится частью цитируемой истории.
Например, снимок Станислава Шульпина, где он ещё мальчишкой сфотографирован на фоне своего дома по Первомайской 49, вроде бы ничем не примечателен. Но на этом месте в конце 70-х появился знаменитый в Нижнем Тагиле "Военторг". И уже одно это делает снимок символичным. Не интересуйся Станислав сам историей города, он просто бы не счёл нужным публиковать в сети сугубо личную фотографию. А ведь сколько подобных фотографий лежат под спудом на антресолях, по причине невнимательности и равнодушия хозяев.
Вот и получается, что нам часто остаётся надеяться только на семейные альбомы, где никто не задумывался, как будет выглядеть фотография с точки зрения художественности и тем более идеологии. Просто не надо лениться и время от времени пересматривать семейные альбомы с тщанием и пристрастием.
Первомай. Улица Ленина на участке между Драмтеатром и Первомайской. Сегодня на этом месте раскинулся Театральный сквер.
Парк культуры и отдыха металлургов на Тагилстрое. Только недавно там была завершена реконструкция, и парк явился посетителям с обновлённым обликом. А многим старожилам техпосёлка всё равно будет вспоминаться этот парк детства.
Газетная 85 - дом между типографией "Тагильского рабочего" и домом с гастрономом и мебельным магазином у колхозного рынка. Кажется в этом случае придётся признать, что сегодня нам предстанет та же самая картина почти с теми же объектами на месте. Но, нет! Если всмотреться, на задним плане мы заметим тень мелькомбината, который ещё не знает, что стены его безжалостно сокрушат до основания через сорок с лишним лет в 2014 году.
Встреча выпускников Машиностроительного техникума группы О-III в пятилетнюю годовщину окончания учёбы. Однокурсники, кроме прочего, сфотографировались на память на трамвайной остановке у центральной проходной УВЗ.
Конечно же, сегодня на этом месте стоит красочный павильон, какие тут и там навязчиво оккупировали транспортную линию, предлагая пассажирам всевозможные услуги. В советское годы тоже можно было встретить такое, только никому не приходило в голову устроить торговлю прямо на остановке. Обычно точки (как правило, ларёк с мороженным или киоск "Союзпечати") располагались напротив через дорогу. В дождь и снег относительно уютно было продавцам, а пассажиры для властей казались быстро сменяемым потоком. Хотя мне что-то не припомнится, чтобы мы дожидались трамвая ранее 20 минут. Причём, законы физики здесь работали наоборот: чем холоднее было на улице, тем период ожидания ощутимо расширялся, вместо того чтобы скукоживаться.
В капиталистическом варианте (конкретно на этой остановке) вы можете приобрести трикотаж для всей семьи, а парикмахерская "Луксор" в уютных условиях быстро сварганит вам любую причёску, какую захотите - "фейд", "андеркат", "топ кнот" или даже "ирокез". Ну, а бистро "Мимино" успеет до прибытия трамвая угостить вас плотным перекусом, предложив в том числе тантуни, кебаб, шашлык и… жареные пельмени. Круто!
Но, как бы то ни было, те холодные стеклоблочные павильоны - ноу-хау советской эпохи - всё равно вызывают тёплые воспоминания. Помните стеклянные бутылочного цвета квадратные блоки столь популярные в те времена? Какая-никакая защита от ветра, а при огромной нужде, - ну, сами понимаете! - так же и место для уединения граждан, потерявших своё лицо: конструкция хоть и пропускала свет, но не являлась откровенно прозрачной. Слава стекольной промышленности СССР!
Кто-то с известной долей раздражения отмахнётся: - "Совок! ". Действительно, ассоциации с советскими стеклоблоками у большинства людей связаны с перегородками в общественных туалетах и производственных помещениях (или как в нашем случае с остановочными пунктами).
Отвечая ненавистникам советской эпохи, замечу, что изобретателями стеклоблока были вовсе не "сверхрациональные" и зависимые от плана советские инженеры, а представители западного свободного капитала – американец Джеймс Пенникуик и швейцарец Густав Фальконье. Может это как-то "оправдает" далёкие 70-е, когда стеклоблоки получили особенный карт-бланш в советской архитектуре? Энергосберегающие качества этого изобретения были признаны не только в СССР, но и во всём мире. Просто советские конструкторы слегка модернизировали стеклоблоки применительно к внутренним условиям производства и эксплуатации, отказавшись от металлического каркаса и, придав им квадратную форму. Строго и просто, зато можно увильнуть от комиссионных за использование зарубежного патента (но это уже другая история)…
Конечно, у каждого есть право на собственное видение былого, особенно в связи с собственной персоной. Одному помнится серость и однообразие советского прошлого; соответственно, ему ненавистны все атрибуты тех лет, в частности "унылый облик советской провинции", где стеклоблочные перегородки стали неотъемлемой частью казённых присутственных мест. Мне же, например эти стеклоблоки, запомнились каким-то солнечным изобилием в бассейне "Уралец".
…А ещё я вспоминаю, с какой детской завистью я наблюдал у соседского мальчишки детскую прозрачную копилку, которую ему сделал отец из "скоммунизенного" на стройке стеклоблока. Ведь, правда, это тебе не гипсовые кошки и поросята: слышно как монеты звенят, а прибывающая денежка глаз порадовать не может…
В начале 80-х годов в городе встречались такие малые скульптурные формы, покрытые яркой разноцветной смальтой. В летнее время в центре этих абстрактных творений бил питьевой фонтанчик.
Один из таких причудливых объектов находился на том же самом месте, на котором годы спустя мы перелистнём трагическую страницу в истории города, и где будет воздвигнут памятный знак жертвам ужасной авиакатастрофы 9 мая 1993 года.
Причины, по которым меняется городской ландшафт, абсолютно предсказуемы и, по сути, являются совершенно нормальным явлением (не считая стихийных бедствий и войны, конечно). Город постоянно развивается, требуя не только новых пространств, но и избавляясь от элементов устаревших и потерявших актуальность (последний пример – снос комплекса зданий войсковой части на Вые по улице Фрунзе).
А бывает, что ничего не меняется и город не желает расставаться с объектами, но прежний статус, которых по какой-то причине не способен вписаться в новые реалии.
По фотографии вы уже догадались, о каком объекте идёт речь. На снимке Вячеслава Зудова запечатлена эстакада металлургического завода имени Куйбышева, на которой нашли минуту для перекура его отец с товарищами. Это ещё те годы, когда завод функционировал и давал стране металл.
Сегодня на территории завода не встретишь рабочих в войлочных робах. А вот опрятную экскурсионную группу, можно заметить в любом уголке этого замершего металло-литейного производства. Всё просто: сегодня это "Завод-музей истории горнозаводской техники".
Уследить весь процесс развития городского пространства практически невозможно. О многих реконструкциях даже официальные источники не считают нужным сообщать, по причине их незначительности (или считающимися, по их мнению, таковыми). Так что, согласитесь, в этих случаях только благодаря частным фотографиям есть надежда проследить не учтённое "переформатирование", например, городских трущоб и окраин.
Много мы знаем про 1-ю площадку, Пионерский посёлок, Северный, Сухоложский, посёлок Ремзавода и так далее? Вот и получается, что только из семейных альбомов бывших жителей можно получить представления о первоначальном облике этих населённых пунктов…
Впрочем, что-то меня занесло, пора бы остановиться. Вижу недоумение в ваших глазах: "А при чём здесь Дед Мороз? ".
… А при том Дед Мороз (и Снегурочка, и Баба Яга, и 33 богатыря, и зайцы с мишками), что есть ещё и такая часть нашей жизни, в которой скоротечная жизнь рукотворных городов, обустроенных недолговечными фантазийными замками и на время заселённых сказочными персонажами, воспринимается нами с не меньшей долей соучастия, чем реальный город.
Ну, конечно же, я имею в виду новогодние ледовые городки!
Каждый год снежные сказки украшают дворы и площади города. Каждый год мы радуемся и оцениваем прекрасные творения. Они остаются в памяти и, к нашей радости, на любительских фотографиях.
Не относитесь к ним снисходительно, только потому, что они изо льда и мало живут. Быть может мы не придаём значения, не замечаем, но в наших семейных альбомах новогодние снимки занимают немало страниц.
Кажется, ледовые городки, - так, - забава. Но когда приходит время с ними расставаться, они так же вызывают у нас ностальгическое сожаление, как вызывают заброшки, подготовленные под снос.
Это город в городе. Это наши мечты не воплощённые в камне и бетоне. Поэтому фотографии, где мы сфотографированы у скульптур изо льда и снега есть абсолютно в каждом семейном альбоме.