Что сулят региону новые масштабные стройки, сможет ли Владивосток отказаться от портов в центральной части города и сделает ли строительство новых портовых мощностей Приморье транспортно-логистическим хабом мирового уровня. Об этом редакция DEITA.RU побеседовала с генеральным директором транспортно-логистической компании «ВэдТрансСервис» Романом Цыганковым. Строительство новых портов анонсировал губернатор Приморского края Олег Кожемяко на встрече с президентом России Владимиром Путиным. «Полным ходом идёт строительство новых портов: и проектирование, и расширение. Строится транспортно-логистический центр на один миллион контейнеров, так называемый сухой порт. Дополнительно это 100 миллионов грузооборота и один миллион контейнеров. В совокупности к существующему у нас будет 250 миллионов тонн груза и три миллиона контейнеров. Я думаю, что это порт Суходол, порт Вера, «Коулстар», проектируется порт Аврора, ОСК расширяет свои возможности. Причём это не отдалённая перспектива, это всё в одной стороне находится», - рассказал губернатор. Порт Суходол откроют уже в сентябре, рядом планируют так называемый сухой порт – комплекс по переработке грузов, это позволит увеличить грузооборот и снять узкие места, полагает Кожемяко. Однако по оценкам экспертов, узким местом остаются не сами порты региона, а Восточный полигон (железнодорожная сеть и сопутствующая ей инфраструктура ДФО), и строительством новых портов ее, к сожалению, не решить. «Проблема в том, что Восточный полигон остаётся самым проблемным участком в логистической сфере Дальнего Востока, и увеличение количества портов не решит проблему с вывозом грузов на Запад России. С портами можно делать всё, что угодно: расширять, углублять и прочее, они разгрузят работу портов, но при сезонном росте грузопотоков мы снова столкнёмся с проблемой пробок на самом узком участке Восточного полигона, где также скапливаются все генеральные грузы», - прокомментировал руководитель транспортно-логистической компании «ВэдТрансСервис» Роман Цыганков. На данный момент в Приморье строится только один порт, отметил эксперт. Это Суходол, но он предназначен для перевалки насыпных грузов (в первую очередь угля), подчеркнул он. Если в будущем там появится контейнерный терминал, перевалка генеральных грузов, то он обязательно составит конкуренцию другим портам Приморья. «Порт Владивосток (ВМТП и Рыбный порт) – универсальные порты, они продолжат занимать первые позиции в ближайшем будущем. Но если через 2-3 года работы в Суходоле появится возможность для перевалки других видов грузов, он однозначно составит им конкуренцию, как минимум с точки зрения перевалки генеральных грузов. Суходол довольно привлекателен и наличием дорожной инфраструктуры. Там строится новая объездная трасса. Железнодорожная сеть также хорошо развивается – построено дополнительно уже более 100 км путей. Это очень важно, так как большая часть экспорта и импорта в России движется именно по железной дороге. На сегодняшний день именно строительство контейнерных портов и терминалов может разгрузить рейды от пробок из судов, которые можно было наблюдать в последние месяцы. Пока произошёл некоторый отток грузов в сторону Новороссийска, и нагрузка на дальневосточные порты немного ослабла, но к началу лета все снова готовятся к росту. К сожалению, пока решение, которое можно было бы применить в режиме реального времени, отсутствует. Строительство большого логистического центра на миллион контейнеров, о котором говорит губернатор, это проект со сроком реализации в 5-7 лет, в зависимости от количества этапов строительства и наличия непосредственно портов, которые будут в этот проект включены и будут заниматься обработкой контейнеров, полагает эксперт. А именно новых контейнерных портов в регионе пока и не строится, Суходол, который планируют открыть осенью, будет заниматься перевалкой насыпных грузов. В плане обработки контейнеров максимум можно говорить о развитии уже существующих мощностей. Например, Восточная стивидорная компания работает над расширением площадок, закупает новое оборудование и готовится к увеличению грузооборота. О давней проблеме ВМТП и Рыбного порта, известно уже скоро как сто лет - они стеснены городской застройкой и сильно увеличить площади для приёма и хранения контейнеров не могут в принципе. Между тем, складывается впечатление, что стивидоры занимают выжидательную позицию и не спешат вкладываться в развитие контейнерной переработки на Дальнем Востоке – надеются на то, что ситуация в Мире откатится назад и можно будет вернуться к работе на западном направлении, где все уже налажено. Однако, если вдруг откроется относительно понятная перспектива на последующие 5-10 лет, или государству теми или иными методами удастся убедить бизнес в необходимости реализации таких проектов, то это действительно станет прорывом в развитии региона. Если в Приморье появятся новые порты, которые будут обрабатывать все виды грузов, а не только сыпучие (речь идет преимущественно об угле), они составят реальную конкуренцию существующим комплексам. В наиболее уязвимом положении по объективным причинам окажутся городские порты Владивостока (ВМРП и ВМТП). Однако по мнению эксперта, ключевое значение в любом случае будет иметь коммерческая составляющая. Если ведущие морские линии будут заходить в порты за меньшую стоимость, чем в других портах, то новые порты станут более привлекательными для транспортных компаний. Второе - это готовность инфраструктуры. Третье - возможность порта обрабатывать большое количество грузов, что позволит уменьшить время разгрузки.
Решат ли новые порты проблемы логистики Приморья, рассказал эксперт
13 апреля 202313 апр 2023
6
4 мин