В произведениях Соколова мы встречаем целую галерею известнейших людей своей эпохи и не только их самих, но что особенно интересно, людей их окружающих: их друзей и врагов, единомышленников и противников.
Перед нами проходят поэты, художники, политики, артисты, известные красавицы.
Мы видим здесь А.С.Пушкина и многих лиц, окружавших поэта в различные периоды его жизни.
Тут и его друг П.А.Вяземский, и известный боевой генерал Н.Н.Раевский, в семье которого Пушкин проводил, по собственному признанию, "счастливейшие минуты жизни",
и предмет увлечения поэта в двадцатых годах дочь президента Академии художеств А.А.Оленина,
и пожилая Н.К.Загряжская, чьи рассказы о старине он так любил и тщательно записывал,
и наконец знаменитая фрейлина А.О.Смирнова, умная и красивая женщина, умевшая быть увлекательно-интересной собеседницей для виднейших поэтов и писателей своей эпохи.
В портретах Соколова можно найти декабриста Никиту Муравьёва, одного из виднейших членов Северного общества, автора проекта конституции, разработанного декабристами;
поэта Д.В.Веневитинова;
секунданта на последней дуэли Лермонтова князя С.В.Трубецкого;
скульптора П.К.Клодта; и многих других интереснейших людей того времени.
Очень интересен по образу и по высоте художественного мастерства "Портрет фрейлины Е.П Бакуниной".
В годы своей молодости она была предметом первого юношеского увлечения А.С.Пушкина. Её имя встречается в лицейском дневнике поэта, воспоминания о ней слились у него с воспоминаниями о первом пробуждении его поэтического дара:
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь, -
И я, тоскуя безнадёжно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
Об ней задумывался нежно...
....
В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Бакунина, слегка склонив голову, смотрит на зрителя. Удивительно нежны и кротки её большие светлые глаза, взгляд её передан с большим чувством. С точностью и анатомической правильностью, но вместе с тем очень осторожно, ненавязчиво характеризована объемность форм человеческого тела. Светлые краски акварели, построенной на сочетании нежноголубых теней, лежащих на стройной шее и обнаженных плечах, с теплыми розоватыми тонами её кожи и тусклым красным цветом её платья, легкость совершенно прозрачного мазка акварели, тонко переданный эффект прозрачного шарфа, сквозь который слегка просвечивает шелк платья, - всё это придаёт облику Бакуниной то необходимое изящество, ту воздушность, то сходство с "сильфидой", которым по понятиям того времени, должна обладать каждая светская женщина, и в то же время это придаёт её женственности особое очарование, нарушаемое лишь несколько натянутой улыбкой. Обычные для всех мастеров миниатюрного женского портрета приемы внешнего украшения становятся у Соколова средством более тонкой характеристики.
Художником создан образ, близкий одному из редких и замечательных женских образов зрелой пушкинской поэзии - "чистому божеству", женщине, наделенной, в противоположность холодно-равнодушным светским красавицам, "презрительным цирцеям", прекрасной, нежной душой, к которым человек обращается в минуту душевной тревоги.
В 1830 голу Соколовым был исполнен "Портрет А.С.Пушкина", изображающий поэта сидящим, откинувшись на спинку кресла и скрестив на груди руки. Обращает внимание особенная, искрящаяся живость его взгляда.
По поводу сходства этого портрета с оригиналом существовали разногласия уже среди современников. В портрете бесспорно есть много расхождений с тем обликом Пушкина, который складывается в нашем представлении прежде всего по известным работам Кипренского и Тропинина.
По сравнению с портретами Кипренского и Тропинина Пушкин Соколова кажется менее убедительным в своём сходстве и он бесспорно неизмеримо менее значителен по глубине созданного художником образа (по мат-м М.М.Ракова).
🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.