Найти тему
Русская и мировая живопись

Акварельные портреты людей, окружавших А.С.Пушкина, кисти П.Ф.Соколова.

В произведениях Соколова мы встречаем целую галерею известнейших людей своей эпохи и не только их самих, но что особенно интересно, людей их окружающих: их друзей и врагов, единомышленников и противников.

Перед нами проходят поэты, художники, политики, артисты, известные красавицы.

Мы видим здесь А.С.Пушкина и многих лиц, окружавших поэта в различные периоды его жизни.

П.Ф.Соколов: Портрет генерала Николая Николаевича Раевского (1771-1829), 1826
П.Ф.Соколов: Портрет генерала Николая Николаевича Раевского (1771-1829), 1826

Тут и его друг П.А.Вяземский, и известный боевой генерал Н.Н.Раевский, в семье которого Пушкин проводил, по собственному признанию, "счастливейшие минуты жизни",

П.Ф.Соколов: Анна Алексеевна Оленина (11.08.1808 — 18.12.1888)
П.Ф.Соколов: Анна Алексеевна Оленина (11.08.1808 — 18.12.1888)

и предмет увлечения поэта в двадцатых годах дочь президента Академии художеств А.А.Оленина,

П.Ф.Соколов:  Портрет Н.К.Загряжской, Эрмитаж
П.Ф.Соколов: Портрет Н.К.Загряжской, Эрмитаж

и пожилая Н.К.Загряжская, чьи рассказы о старине он так любил и тщательно записывал,

Портрет А.О. Смирновой 1834-35г, картон, акварель, Всероссийский музей А.С.Пушкина, П.Ф.Соколов
Портрет А.О. Смирновой 1834-35г, картон, акварель, Всероссийский музей А.С.Пушкина, П.Ф.Соколов

и наконец знаменитая фрейлина А.О.Смирнова, умная и красивая женщина, умевшая быть увлекательно-интересной собеседницей для виднейших поэтов и писателей своей эпохи.

Петр Федорович Соколов (1791–1847): Портрет Никиты Михайловича Муравьева. 1820-е гг. Бумага, литография 24х19 см, Государственный Эрмитаж
Петр Федорович Соколов (1791–1847): Портрет Никиты Михайловича Муравьева. 1820-е гг. Бумага, литография 24х19 см, Государственный Эрмитаж

В портретах Соколова можно найти декабриста Никиту Муравьёва, одного из виднейших членов Северного общества, автора проекта конституции, разработанного декабристами;

П.Ф.Соколов: Портрет поэта Д.В.Веневитинова. 1827. Бумага, акварель. 20x15,5 см. Государственный музей А.С.Пушкина,
П.Ф.Соколов: Портрет поэта Д.В.Веневитинова. 1827. Бумага, акварель. 20x15,5 см. Государственный музей А.С.Пушкина,

поэта Д.В.Веневитинова;

Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859), 1835
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859), 1835

секунданта на последней дуэли Лермонтова князя С.В.Трубецкого;

Соколов П.Ф.: ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА П.К.КЛОДТА ФОН ЮРГЕНСБУРГА, 1845
Соколов П.Ф.: ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА П.К.КЛОДТА ФОН ЮРГЕНСБУРГА, 1845

скульптора П.К.Клодта; и многих других интереснейших людей того времени.

Очень интересен по образу и по высоте художественного мастерства "Портрет фрейлины Е.П Бакуниной".

Портрет фрейлины Екатерины Павловны
Портрет фрейлины Екатерины Павловны

В годы своей молодости она была предметом первого юношеского увлечения А.С.Пушкина. Её имя встречается в лицейском дневнике поэта, воспоминания о ней слились у него с воспоминаниями о первом пробуждении его поэтического дара:

В те дни... в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы и любовь

Младую взволновала кровь, -

И я, тоскуя безнадёжно,

Томясь обманом пылких снов,

Везде искал её следов,

Об ней задумывался нежно...

....

В те дни - во мгле дубравных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне.

Бакунина, слегка склонив голову, смотрит на зрителя. Удивительно нежны и кротки её большие светлые глаза, взгляд её передан с большим чувством. С точностью и анатомической правильностью, но вместе с тем очень осторожно, ненавязчиво характеризована объемность форм человеческого тела. Светлые краски акварели, построенной на сочетании нежноголубых теней, лежащих на стройной шее и обнаженных плечах, с теплыми розоватыми тонами её кожи и тусклым красным цветом её платья, легкость совершенно прозрачного мазка акварели, тонко переданный эффект прозрачного шарфа, сквозь который слегка просвечивает шелк платья, - всё это придаёт облику Бакуниной то необходимое изящество, ту воздушность, то сходство с "сильфидой", которым по понятиям того времени, должна обладать каждая светская женщина, и в то же время это придаёт её женственности особое очарование, нарушаемое лишь несколько натянутой улыбкой. Обычные для всех мастеров миниатюрного женского портрета приемы внешнего украшения становятся у Соколова средством более тонкой характеристики.

Художником создан образ, близкий одному из редких и замечательных женских образов зрелой пушкинской поэзии - "чистому божеству", женщине, наделенной, в противоположность холодно-равнодушным светским красавицам, "презрительным цирцеям", прекрасной, нежной душой, к которым человек обращается в минуту душевной тревоги.

Акварельный портрет А.С.Пушкина работы П.Ф.Соколова, 1930 г.
Акварельный портрет А.С.Пушкина работы П.Ф.Соколова, 1930 г.

В 1830 голу Соколовым был исполнен "Портрет А.С.Пушкина", изображающий поэта сидящим, откинувшись на спинку кресла и скрестив на груди руки. Обращает внимание особенная, искрящаяся живость его взгляда.

По поводу сходства этого портрета с оригиналом существовали разногласия уже среди современников. В портрете бесспорно есть много расхождений с тем обликом Пушкина, который складывается в нашем представлении прежде всего по известным работам Кипренского и Тропинина.

По сравнению с портретами Кипренского и Тропинина Пушкин Соколова кажется менее убедительным в своём сходстве и он бесспорно неизмеримо менее значителен по глубине созданного художником образа (по мат-м М.М.Ракова).

🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.