Найти тему
Ку-ку

КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ “НЕТ”. ЧАСТЬ 1

Одна из самых горячо любимых мною в психологии тем – личные границы. Сегодня мы коснемся только одной части вопроса, а именно – как говорить “нет”. 

Как психолог я понимаю насколько тяжелым может оказаться бремя “отказа”. И не в последнюю очередь потому, что в этом процессе участвую сразу два мощных механизма, один из которых действует извне, а другой изнутри, усиляя давление и приводя человека к результату – вынужденному и ложному “да”. 

Первый механизм (внутренний) – стремление человека быть или хотя бы казаться “хорошим”, получая свою дозу социального одобрения. Ее корни произрастают из чувства вины и ложных убеждений, принятых человеком на веру еще в раннем детстве.

Будучи маленькими мы научаемся приспосабливаться к окружающей среде и это важное витальное качество. Но в процессе, если родители злоупотребляют зависимым положением ребенка, мы получаем благоприятную почву для культивирования вины.

– Олег, сходи к бабушке

– Мам, нет. Я же только сел поиграть с котом Виталием

– Олег, как это нет? Кот Виталий каждый день с тобой, а бабушка совсем одна. Ей скучно, одиноко, грустно, и живет она только ради тебя. Ну что, теперь сходишь?

– Да, мам…

Что делает родитель? По сути на языке вольной борьбы – это удушающий прием. Не получив положительный ответ на свою просьбу родитель выкатывет тяжелую артиллерию и буквально говорит ему – “не пойдешь - бабушка умрет, ведь ее самочувствие связано только с твоим присутствием”. 

Так на подкорке у ребенка формируется мощное ложное убеждение: слово “нет” несет за собой смерть, разрушение, разрыв контакта, утрату, горе и другие неприятности.

Второй механизм – манипуляция извне. Она может быть неосознанной со стороны адресанта, но оттого не станет менее болезненной и душной. 

Обращаясь к примеру выше можно отметить, что манипуляция заключается в фальшивой обертке, в которую для создания эффекта вынужденной необходимости, запаковывается просьба.

При этом родитель не говорит о реальной причине того, почему ребенок должен отвлечься от игры, он расставляет “сети манипуляции”, играя на чувствах и вынуждает ребенка поступить по-своему – сказать “да”.

Таким образом, вырастая человек начинает избегать слова “нет”, чтобы не попасть в неудобное положение, не быть причиной чьего-то неудобства. Но все же, как подружиться с “нет”?