РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АГРЕССИИ
После произошедшей в Казани трагедии, государственные, общественные и религиозные лидеры начали высказывать свою точку зрения в которой философствуют на тему причины произошедшего. Звучало много мнений о том, что причины кроются в жестокости компьютерных игр и чрезмерной свободе Интернета.
В стороне от происходящего не осталось и главное лицо православного духовенства – патриарх Кирилл (Гундяев). По его разумению причины «колумбайна» лежат намного глубже, чем в компьютерных играх и главная причина – это отсутствие религиозного воспитания. Патриарх Кирилл заявил, что для профилактики событий подобных расстрелу необходимо воспитывать религиозные чувства. Кроме усиления охраны школ, важно обратить внимание на «нравственный климат и систему ценностей, под влиянием которых воспитывается сегодня значительная часть детей и молодежи. Откуда же эта бесовщина в душе ребенка (казанского стрелка)?
Да оттуда же, откуда в душе собственного героя Достоевского». Если Бога нет, то все дозволено. Если Бога нет, то очень часто это место занимает другая могущественная сила, способная бросить и на совершение преступлений, и на самоубийство, и на все то, что губит не только тело, но и душу человека» - сказал патриарх.
Наша Редакция отчасти согласна с представителем духовенства в его умозаключении, но не всякое религиозное воспитание является благом для общества и этому существует ряд исторических примеров, которые мы постараемся разобрать в данной статье.
ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ
Начнем с религиозного периода дореволюционной Царской России. По данным переписи населения 1897 года абсолютное большинство - 75 процентов считали себя верующими людьми и 64 процента из них идентифицировали себя как православные христиане.
Стоит отметить несколько интересных фактов в религиозном законодательстве прошлого: - до 1721 г. в России были запрещены браки христиан с любыми неправославными;
- христианам запрещалось переходить в нехристианскую веру, православным — выходить из православия;
- Вплоть до 17 апреля 1905 года выход из православия считался уголовным преступлением («совращение из православия», что каралось каторгой до 10 лет);
- преступлениями считалось «воспитание малолетних по правилам не той веры, к которой они должны принадлежать по условиям рождения», и воспрепятствование принятию православия.
Эти факты лишний раз свидетельствуют о высокой степени религиозности общества и тесной связи религии – общества – государства. Выше мы уже затронули мысль о том, что от веры, пропагандирующей любовь и равенство, до фанатизма или экстремизма на религиозной почве в современном его понимании один шаг.
Религия вне зависимости от конфессии может послужить своего рода катализатором для совершения преступлений на национальной почве. Яркими примерами преступной «катализации» в России являются так называемые «Еврейские погромы». Согласно материалам из открытых источников, Еврейские погромы в России — это массовые насильственные акции (погромы) по отношению к евреям, как национальному и религиозному меньшинству. Особое распространение погромы получили в России в XIX — начале XX веков. Именно в связи с массовыми погромами в России, слово «погром» вошло в большинство европейских языков. К слову, такие «акции» практиковала не только Россия, но и большинство стран христианской Европы.
Первый известный погром евреев в Российской империи произошёл в 1821 году в Одессе. Поводом к нему послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория.
В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев».
19—21 апреля 1899 года, во время празднования православной Пасхи, произошёл трёхдневный погром в Николаеве.
6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошёл крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном; было убито 49 и ранено 586 человек. (Кровавый навет – обвинение евреев в том, что они убивают представителей других религий и использую кровь в ритуальных целях. Именно от данного слуха возникла легенда о том, что каждый год евреи приносят в жертву христианского младенца. Кровавый навет на евреев базировался на убеждении в их причастности к страданиям и распятию Иисуса Христа).
В октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.
Как можно заметить большинство погромов провоцировали банальные слухи и ненависть на национальной и религиозной почве. Христиане искренне не любили евреев за их «вину» в смерти спасителя, и считали каждого представителя национальности виновным в этом. Поводами к погромам, например, были: слух о том, что евреи выстрелили в портрет царя или, что еврей осквернил православную святыню. Помимо прочего погромы происходили из-за попустительской политики Российского государства в данных вопросах, что поражало слухи о том, что власть одобряет и поддерживает радикальные настроения. Такая политика привела к возникновению «еврейского вопроса», который очень остро встал перед революцией.
Исходя из изложенного можно выделить религиозный фактор, как главную детерминанту еврейских погромов не только в России, но и в мире. Марк Твен писал: “Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев”.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ЕВРОПЫ
Перенесемся из царской России в «просвещенную» Европу. Конфликты на религиозной почве, как свидетельствует история, были распространены и на территории Европы. Чаще всего войны были между представителями одной веры, но разных конфессий: католики с протестантами и тд. Обратимся к историческим примерам:
- Екатерина Медичи (1519 — 1589) — королева Франции с 1547 по 1559 год, организовавшая в Париже массовую резню гугенотов (протестантов) в день святого Варфоломея в ночь с 24 на 25 августа 1572 года католиками. В Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек;
- Мария I Тюдор (1516—1558) – королева Англии, вступив на престол, начала реконструкцию католических монастырей восстановление в государстве католической веры, начались массовые казни протестантов, в 1555 году запылали костры по всей Англии, сожжено около 300 ярых протестантов и иерархов церкви. Было приказано не щадить даже тех протестантов, кто соглашался принять католичество;
- 16 февраля 1568 года святая инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Убить всех не удалось, но королевская армия сделала, что смогла – уничтожила в Нидерландах – 100 тысяч человек, только в Харлеме было убито 20 тысяч жителей;
МЕЧИ ИЛИ ОРАЛА?
Мы уже выяснили, что в христианство и война вещи не противоположные, и встречаются 2 точки зрения толкования церковных писаний по которым:
а) насилие отвергается как данность- библейское «не убий» и евангельское "бьют по одной щеке — подставь другую". Имитация жертвенной жизни Иисуса являлась для некоторых образцом поведения, отсюда идет знаменитая поговорка: «Бог терпел и нам велел», смысл которой с молчанием и признанием терпеть все что происходит с тобой лично и в твоем окружении.
б) насилие вещь приемлемая и в некоторых случаях даже необходимая (защита веры, отчества). О допустимости силового метода защиты/нападения говорят Ветхозаветные писания, в которых фигурируют расправы над врагами Господа. Сторонники такой точки зрения приводят в пример интерпретированные слова Иисуса «Люби своих личных врагов — но ненавидь врагов Бога и Церкви».
Общеизвестным примером, связывающим насилие и христианство, является такое явление как «Святая Инквизиция», так как имеется огромное количество исследований по данной теме, то подробно останавливаться на ней не будем.
Из-за возможной двойственности интерпретации священных текстов возникает опасность манипулирования между войной и миром, в нужный момент, вселяя в головы верующих идею о необходимости насилия, в свою очередь преследуя корыстные экономические или политические цели.
ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ И РЕЛИГИЯ
В ходе изучения темы влияния религии на агрессию, будет правильным сослаться на некоторые статьи психологов, показавшиеся наиболее интересными:
Тросман Е.В. «ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ НА АГРЕССИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» в этой статье высказывается мнение о том, что православная религия не снижает агрессивность и враждебность человека постперестроечного периода (средний возраст — 20 лет), являющегося приверженцем православия, а влияет лишь внешним образом или не влияет вообще.
Для подтверждения теории использовались исследования на основе данных полученных из фокус групп.
Для определения постоянного уровня агрессивности у испытуемых использовался опросник Басса-Дарки, при помощи которого устанавливается мера двух видов враждебности (обида и подозрительность) и пяти видов агрессии (физическая, косвенная агрессия, негативизм, раздражение и вербальная агрессия).
В первую группу вошли люди, которые считают себя православными людьми, часто посещают храм или церковь, общаются со священнослужителями, слушают проповеди, большинство из них также посещают воскресную школу при храме. Во вторую вошли люди, которые не принадлежат ни к какой религиозной конфессии и не считают себя религиозными людьми. В третью группу вошли люди, которые считают себя православными, так как их крестили в детстве, но не посещают храм или церковь и не общаются со священнослужителями.
Результаты исследования показали, что индексы враждебности и агрессивности всех трех групп находятся в пределах нормы и их средние значения по группам практически одинаковы.
На основе полученных данных и предположениях о том, что внутренняя агрессивность истинно-верующих православных должна быть ниже агрессивности современного нерелигиозного человека, можно предположить, что религиозное воспитание в семье и занятия в школах при церкви не делают современного человека истинным верующим, а, следовательно, не делают и менее агрессивным. Напрашивается вывод о том, что присутствие православия в жизни обычного человека является лишь внешним присутствием и не является эффективным средством предупреждения агрессии.
«Религия не препятствует ни пороку, ни преступлению; она иногда даже способствует тому и другому» (Корре)
Известный Русский психиатр П.Б. Ганушкин в статье «Сладострастие, жестокость и религия» высказывал теорию о том, что религиозность способствует развитию агрессии человека. ( https://www.rulit.me/books/sladostrastie-zhestokost-i-religiya-read-270556-1.html ).
Если «добрый Самуил распилил заключенных между двумя досками», если сыновья Аллаха, Саваофа и др. с большой выгодой заменили человеческое жертвоприношение массовыми убийствами язычников и в свою очередь — мусульмане — убийствами христиан; если ортодоксия и ересь, инквизиция и королевская власть покрыли кровью руины Европы, Америки и всего мира; «если святая рутина боролась против науки железом, огнем, застенками и отлучением от церкви, то это делалось в честь Отца всевышнего, во славу божью, его викариями и его привилегированными представителями. То хорошо, что приказано Господом; то плохо, что Богом отвергнуто: убийство, вероломство, если они предписаны, становятся высшей заслугой».
Согласно итальянской статистике 1894 года «В Неаполе, по сравнению со всеми другими городами Европы, установлено наибольшее число преступлений против личности; на 100000 жителей имеется 16 убийц, тогда как в остальной Италии не больше 8. В то же время Неаполь — наиболее религиозный город в Европе. «Нигде, — сказал Гарофало, — не имеется такого несметного количества религиозных процессий, как в Неаполе; нигде все предписания церкви не исполняются с таким рвением, как там».
Остановимся на некоторых отдельных фактах, заимствованных из сочинения Ломброзо «Преступный человек». Верцени, который задушил трех жен, выделялся среди самых усердных прихожан и исповедующихся; он происходил из семьи не только религиозной, но и ханжеской. Убийцы Бертольди, отец и сын, ежедневно присутствовали на мессе, стоя на коленях, преклонившись до земли. Богжия, приговоренный в Милане за 34 убийства, выстаивал мессу каждый день; он носил балдахин во время всех процессий святых таинств; он не пропускал ни одной церковной церемонии; он непрерывно проповедовал христианскую мораль и религию и стремился быть во всех религиозных объединениях. Марк… юный неаполитанец, убивший своего отца, был нагружен амулетами. Авелина в письме к своему сообщнику заметила, что своего мужа она отравила под божьим покровительством. Цамбеккари обещала принести в дар церкви Нотр-Дам де Лоретт чашу в том случае, если ей удастся отравить своего мужа. Мишеллин, одобряя план одного убийства, сказал своим сообщникам: «Я приду и сделаю то, на что вдохновляет Бог».
Из данных содержащихся в работе Ганушкина прослеживается четка я взаимосвязь между религией и насилием: «преступные и жестокие люди очень часто оказываются очень религиозными, то, с другой стороны, люди религиозные и тем более фанатичные, оказываются очень часто людьми жестокими».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье «Fact-info.ru» мы погрузились в исторические события, мнения психиатров и высказали мнение о том, что не всегда религиозное воспитание равно добродетель и благо для психики человека, в том числе подросткового возраста. Не вполне корректными являются призывы патриарха к поголовному религиозному воспитанию, так как это может послужить дополнительным «детонирующим» фактором для совершения преступлений, учитывая не окрепшую, а в некоторых случая нестабильную подростковую психику.