«Храбрые, кречеты в ратное время и полководцы прославленные, под звуки труб их пеленали, над шлемами миловали, с конца копия они вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле». Так автор «Задонщины» описывает литовско-русских князей, союзников Дмитрия Донского. В источниках присутствуют противоречивые сведения относительно роли литовских князей в сражении. Однако полки под предводительством Андрея и Дмитрия Ольгердовичей сыграли одну из ключевых ролей в Куликовской битве
В 1379 году, накануне Куликовской битвы, между литовско-русскими князьями и Великим князем Московским был заключен первый в истории этих народов союзный договор. Андрей Ольгердович, в то время Псковский князь, его брат Дмитрий, сидевший на Брянске, со своими белорусскими воеводами и полками выступили на стороне Москвы в великой Куликовской битве.
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», на военном совете перед битвой братья Ольгердовичи решительно высказывались за переправу через Дон, а затем участвовали в расстановке полков перед боем. Полки под предводительством Андрея Ольгердовича и его брата Дмитрия Ольгердовича сыграли одну из ключевых ролей в сражении.
Андрей (Вигунд) Ольгердович
Сын великого князя литовского Ольгерда и его первой жены княжны витебской Марии Ярославны. Старший брат Владислава Ягайло. Родился в 1325 году.
В 1342 году псковичи, которым угрожали ливонские рыцари, поросились под покровительство Ольгерда и он отправил на княжеский стол в Псков своего сына Вигунда. Князь крестился и получил имя Андрей. В том же году помимо Пскова, Ольгерд дал своему сыну еще и Полоцкое княжество. С этого момента Андрей получил титул князя полоцкого и переехал в Полоцк. Он продолжал управлять Псковом через наместника. В 1349 году обиженные псковичи, воспользовавшись смертью наместника, перестали признавать Андрея своим князем.
В 1377 году Ольгерд, умирая, назначил Ягайло великим князем литовским. Андрей, получивший в удел княжества Полоцкое и Трубчевское, не хотел уступить старшинства младшему брату, но, несмотря на поддержку в борьбе с Ягайло родного дяди Кейстута, потерпел поражение и поздней осенью 1377 года бежал в Псков. Жители города поставили его у себя служилым князем с согласия великого князя московского Дмитрия Ивановича, к которому Андрей ездил в Москву. В 1379 году он вместе с зятем, князем Владимиром Андреевичем Серпуховским (жена Владимира Елена была его родной сестрой), и князем Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским участвует в походе на Литву, в результате которого к Москве были присоединены Стародуб и Трубчевск. После Куликовской битвы Андрей еще несколько лет служил Дмитрию Донскому, но в 1385 году решил вновь бороться за литовский великокняжеский престол и с небольшой дружиной отнял у брата Скиргайло Полоцк. По другим данным, Андрей вернулся в Полоцк раньше, в 1381 году, узнав о восстании в городе против Ягайло. В 1387 году Скиргайло захватил Андрея в плен и заточил его в Хенцынском замке (Польша), откуда тот вышел лишь в марте 1394 года, освобожденный под поручительство братьев. Из Литвы князь бежал в Псков, где уже 3 года княжил его сын Иван. Последние годы жизни провел на службе у великого князя литовского Витовта, своего двоюродного брата. Андрей погиб в битве с ордынцами хана Темир-Кутлуга на р. Ворскла в 1399 году.
Андрей Ольгердович в Куликовской битве
Во главе псковского войска Андрей Ольгердович принял участие в Куликовской битве. В источниках присутствуют противоречивые сведения относительно роли князя в сражении. Так, Пространная летописная повесть сообщает, что Андрей прибыл служить князю московскому в Коломну накануне битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» говорит о том, что Андрей и Дмитрий, братья Ольгердовичи, присоединились к войску московского князя в местечке Березуй, за несколько дней до Куликовской битвы. Согласно «Сказанию…», на военном совете перед битвой братья Ольгердовичи решительно высказывались за переправу через Дон, а затем участвовали в расстановке полков перед боем. Существует путаница и относительно того, в состав какого полка входила дружина Андрея Ольгердовича. «Сказание…» сообщает о том, что он был одним из воевод полка Правой руки, а по данным Архивской летописи и Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского, полк полоцкого князя сражался в составе Передового полка.
Дмитрий Ольгердович
Удельный князь брянский, стародубский и трубчевский, наместник в Переславле Залесском. Сын великого князя литовского Ольгерда и первой его жены Марии, княжны витебской. Год рождения неизвестен. Еще при жизни Ольгерд выделил Дмитрию Брянский стол. В 1379 году, пользуясь шаткими позициями Ягайло в великом княжестве Литовском, объединенная московская рать зимой захватила Стародуб, Трубчевск и Брянск. Князь Дмитрий, оказавшийся в Трубчевске, перешел на службу московскому князю со всей семьей и двором. Он получил в кормление один из самых богатых городов московской земли – Переславль Залесский «со всеми пошлинами».
Дмитрий Ольгердович в Куликовской битве
Относительно участия Дмитрия Ольгердовича в Куликовской битве можно отметить все эпизоды и противоречия в источниках, что касаются и его брата. В ходе битвы, согласно В.Н. Татищеву, Дмитрий командовал резервом позади Большого полка, а по данным Архивской летописи и Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского, вместе с братом сражался в составе Передового полка.
После Куликовской битвы Дмитрий оставался на Руси. Затем вернулся в Литву, где 13 декабря 1388 года в Молодечно принял вассальную присягу польскому королю Ягайло. Дмитрий вновь получил Трубчевское княжество, но уже без Стародуба Северского. Последние годы жизни провел на службе у великого князя литовского Витовта, своего двоюродного брата. Дмитрий, как его брат Андрей и ряд других князей, погиб в неудачной для литовцев битве с ордынцами хана Темир-Кутлуга на р. Ворскла 1399 года.
О других участниках Куликовской битвы: