Найти в Дзене

Первый раз в Дагестане

Сулакский каньон
Сулакский каньон
Бархан Сары-Кум
Бархан Сары-Кум
Гимринская башня
Гимринская башня
Высокогорное село Гуниб
Высокогорное село Гуниб
Гуниб
Гуниб
Музей в Гунибе
Музей в Гунибе
Горянка
Горянка
Горы
Горы
Горы
Горы
Цветочные облака
Цветочные облака
Дербент Старая крепость
Дербент Старая крепость
Дербент
Дербент
Дербент набережная
Дербент набережная
В старой крепости
В старой крепости
Ирганайское водохранилище
Ирганайское водохранилище
Каспийск
Каспийск
Каспийское море
Каспийское море
Закат на Каспии
Закат на Каспии
Гора Тарки-Тау Махачкала
Гора Тарки-Тау Махачкала
Вид с горы Тарки тау
Вид с горы Тарки тау
Краеведческий музей
Краеведческий музей
Кумыкский театр
Кумыкский театр
Русский драматический театр
Русский драматический театр
Памятник первой учительнице, музей Махачкалы
Памятник первой учительнице, музей Махачкалы
Очень красивая мечеть
Очень красивая мечеть
Дома Махачкалы
Дома Махачкалы
Ворота
Ворота
Ворота
Ворота
Дома
Дома
Ворота
Ворота
На улицах Махачкалы
На улицах Махачкалы
Аварский театр
Аварский театр
Озеро Ак-гель
Озеро Ак-гель
-34
Природный парк Матлас
Природный парк Матлас
Ледяной водопад в Матласе
Ледяной водопад в Матласе
Аул Хунзах
Аул Хунзах
Грозный
Грозный
Грозный Площадь у мечети Сердце Чечни
Грозный Площадь у мечети Сердце Чечни
Грозный-сити
Грозный-сити
Выд со смотровой площадки
Выд со смотровой площадки
Было-стало
Было-стало
Шали-сити
Шали-сити
деревья у дороги
деревья у дороги
Аргун Мечеть Сердце матери
Аргун Мечеть Сердце матери
Мечеть
Мечеть

Нет, не маленький, друзья,
наш орлиный Дагестан!
На его вершинах снег
помнит славу древних лет.
Каспий в дымке голубой,
и сады цветут вдали —
В целом мире нет для нас
благодатнее земли.
Не могу не согласиться с Расулом Гамзатовым, 100-летие со дня рождения которого в 2023 году празднует весь Дагестан! Красота Дагестана, в котором нам с мужем удалось побывать в марте, заворожила и восхитила.
Не авантюрный я человек! Любая моя авантюра задолго должна быть спланирована, продумана и подготовлена. Вот тогда всё получится. Так и с Дагестаном. Когда мы задумали на наши юбилеи побывать в Дагестане, было много препятствий, забот, страхов. Но всё как-то постепенно разрешилось, и вот мы сидим в самолёте Екатеринбург-Махачкала. Интересности начались с полёта. По графику самолёт должен был лететь 3 часа, а прилетел за 2 часа 20 минут. Так получилось! Подобная свобода графика и скоростная езда потом чувствовалась во всей поездке. После минусовых уральских температур, снега, льда Махачкала нас встретила солнцем и тёплым, но сильным ветром. Аэропорт маленький, рядом с лётным полем пасутся «папахи» и «хинкал». Ну, здравствуй, Дагестан, страна гор и гора языков! Более 60-ти народностей поживает в Дагестане, самые многочисленные – аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы, лезгины. Иногда, по словам гидов, люди, проживающие в соседних аулах, не понимают друг друга, говоря на разных наречиях. Поэтому между собой местные говорят на русском языке, что было немного удивительно и как-то успокоило… Что первое бросилось в глаза: бороды у мужчин ( начинают отращивать бороды мужчины лет с 17-18) и одежда женщин. Чтобы зрелая женщина была без платка – это нонсенс или русская туристка. Молодых девушек разделила я на три вида: в европейской одежде с непокрытой головой – редко, в платках, длинных юбках или хламидах – в большей части (даже маленькие девочки лет с 10-14), и в чёрных хиджабах с закрытым наполовину лицом – как дань какому-то модному исламистскому течению. Сами местные жители считают, что хиджабы – это лишь модное течение, всегда женщины ходили только в платках..Второе – не показная религиозность дагестанцев. Мы уезжали накануне наступления священного для мусульман месяца Рамадан, мусульманам запрещено в течение светового дня есть и пить. И когда вечером зашли в одно из молодёжных кафе выпить кофе, услышали разговор молодого хозяина и сотрудницы, в котором он её убеждал не выезжать завтра из дома слишком рано, чтобы резко не войти в процесс голодания, а она отвечала «Мы ко всему привычные, опыт имеется». Много мечетей, есть молельные комнаты при дорожных кафешках на шоссе. Отдельно – комнаты для омовения для мужчин, отдельно – комнаты для омовения для женщин. Эти комнаты нельзя путать с туалетами. Кстати, как бы помпезно, в мраморе, не были бы отделаны мечети, музеи, театры – туалеты – это оформленная пластиком дырка в полу, хорошо, если есть рычаг для смыва, рядом пластиковый кувшин Аладдина с непонятно какой водой, а бумаги нема…
Третье– это движение на дорогах. Теперь дагестанцы скачут к своим любимым не на белых конях, а на белых Приорах. Вместо использования поворотников – гудят на все лады, на узкой, извилистой двухполостной дороге выстраиваются по 3 полосы, стараются проскочить первыми, создают на пустом месте пробки.. Однако, взаимопомощь очень развита. Если у кого-то авария, тут же останавливаются встречные машины, кто бы куда ни ехал, спешат помочь. Как-то с мужем наблюдали интересную картину: по шоссе на большой скорости пронёсся мотоциклист, и на очередном крутом повороте у него на дорогу выпал телефон. Следом ехала очередная Лада Приора. Посреди дороги она останавливается, выбегает бородач, подбирает телефон, машина срывается с места и на такой же скорости, дико гудя, старается догнать мотоциклиста… Ещё про дорогу. С общественным транспортом здесь проблемы, ходит редко, и жители в эти стоячие маршрутки набиваются как кильки в банку. Но! Если заходит в автобус пожилой человек или просто старше по возрасту, люди, как женщины, так и молодые парни, без слов и напоминаний встают и уступают место.
К старшим относятся очень уважительно, не грубят. Если ребёнок проказит, и незнакомый пожилой (взрослый) человек, особенно мужчина, сделает замечание, то проказник сразу же извиняется и отходит в сторону. Видели сами и испытали на себе. Как-то не принято, чтобы женщина обращалась с просьбой или вопросом к незнакомому мужчине, а мужчина – к женщине. Старались, даже спрашивая дорогу, обращаться – я - к женщинам,муж– к мужчинам. Люди очень доброжелательные, всегда всё охотно объяснят, что знают.
Гостиница наша «Капитал» находилась, как считается, в центральной части города, в шаговой доступности (1-2 км) от Каспийского моря в одну сторону и озера Ак-Гёль в другую. С балкона номера, либо прогуливаясь, мы могли наблюдать за бытом местных жителей. Частный сектор и многоэтажные ( но не выше 12-15 этажей) дома понатыканы очень близко друг к другу, в откровенных разговорах местные делятся, что очень много в городе частной несанкционированной жилой застройки, много взяточничества, коррупции. Удивило количество заправочных станций, расположенных прямо у жилых домов почти через каждые 5 минут хода… В Махачкале просто-таки строительный бум: строится все, от современных многоэтажек до частных коттеджей. И это при том, что «бедная сакля горца» занимает теперь сто, а то и все двести квадратных метров, часто имеет вид самого настоящего дворца! Какой бы дом не строил дагестанец, двор должен быть огорожен каменным забором, и перед домом должны стоять кованые металлические ворота. Красотой узорчатых ворот соседи хвастают, красуются друг перед другом. Местные шутят: приобретя клочок земли, дагестанец стачала ставит кованые ворота, потом приделывает к ним каменный забор, и только в последнюю очередь начинает рыть котлован под свою 2-3 этажную саклю. Огородов в нашем понимании, у них нет, 1-2 грядки под зелень, и немного цветов в клумбе. Вот в аулах у домов очень много абрикосовых и миндальных садов. А если махачкалинец проживает в многоэтажном доме, в квартире – то есть у него застеклённый балкон или нет балкона – бельё, от трусов до курток, всегда будет сушиться на улице. Прямо Италия!
Когда много национальностей живут рядом, не обходится без конфликтов. И здесь, как бы не говорили про дружбу, но не могут выбрать главу республики из местных. Если выбирают аварца, то все остальные говорят, что он будет только аварцам благоволить, если кумыка – то сплетничают про кумыков. Поэтому уже давно Главу республики назначают из Москвы… Но без юмора никто бы из соседей рядом не ужился. По мнению дагестанцев, аварцы – сильные, импульсивные, но тугодумы. Сначала сделают, а уж потом думают. Так как их большинство, то быстро собираются толпой.
Даргинцы любят деньги. Очень любят деньги. Поэтому готовы работать или воровать их круглые сутки. Местный анекдот: Даргинец вытаскивает из моря золотую рыбку. Она на него внимательно смотрит и спрашивает:- Даргинец? - Да. - Лучше зажарь.
Кумыки красивые. Особенно девушки. Прекрасно танцуют. Любят понты. Любят золото не потому, что дорогое, а потому, что блестит.
Лезгины.Умные. Интеллектуалы. Большинство дагестанских учётных – лезгины. Но трусоваты. Если заварушка – подговорят аварцев.
Лакцы. Мастеровитые, хитромудрые, очень осторожные. На «тёплых местах» подсиживают лезгинов. Нация мастеров. Особенно им удаётся итальянская обувь из натуральной кожи и другие иностранные бренды.
Чем ещё мы наслаждались во все дни поездки, так это - национальной кухней. Ещё один анекдот:
Играет аварец в "Поле чудес". Якубович:- Перед вами слово из шести букв означающее первое необходимое для существования человека! Для облегчения задачи я скажу, что в этом слове есть буква "Х"! (ВОЗДУХ).Аварец долго думал и говорит: - Я гатов назват слово. Можна? ХИНКАЛ.
Действительно, если дагестанка не умеет готовить хинкАл (жирный мясной бульон с большими кусками мяса и нарезанными варёными кусочками теста), то она не хозяйка в принципе. Но она должна ещё уметь готовить чудУ (круглый пирог из очень тонкого теста с различными начинками), долмА, плов, курзЕ (такой большой вареник из тонкого теста с сыром или зеленью) и ах! Абрикосовую кашу!!! Как мы всеми этими вкусностями объедались!
Ну, пообедали, а теперь можно посмотреть вокруг! А вокруг горы! Куда бы нас не возили по извилистым серпантинным дорогам, везде стояли громады гор: и в высокогорном селе ГунИб, где в 25 августа 1859 года был подписан договор и закончилась одна из самых тяжелых войн в истории Дагестана – Кавказская война, и перед сверкающим яркой голубизной вод ИрганАйском водохранилище; и у восстановленной ГимрИнской башни, где был взят в плен имам Шамиль; и в впечатляющем мощью и красотой СулАкском каньоне, одном из самых глубоких каньонов в мире глубина которого достигает до 1920 метров, а протяжённость 53 километра; и в природном парке МатлАс – гоном великолепии с Ханскими ледяными водопадами; и в высокогорных сёлах ХунзАх и ЦадА. Цада, кстати- родина поэта Расула Гамзатова и его отца Гамзата Цадасы. В сакле, где жил Гамзат Цадаса, находится неплохой музей, а экскурсоводом у нас была двоюродная или троюродная сестра Расула Гамзатова, местная учительница математики, очень неплохой рассказчик и умный человек. Фото осталось на память. А как в горах могли образоваться песчаные барханы Сары Кум, в которых, кстати, снимался фильм «Белое солнце пустыни» - загадка!
Нам очень повезло с погодой, не было ни дождей, ни сильных ветров, начинало теплеть. Если в середине марта деревья в аулах ещё стояли с голыми ветвями, то в 20-х числах все они стали покрываться белыми (абрикосы) и розовыми (миндаль) цветами. Как эти пушистые белые и розовые облака цветов великолепно смотрелись на фоне гор! Зачем ехать смотреть на период цветения сакуры в Японию, когда рядом в Дагестане такая же красота! Всё бы хорошо в осмотре природных красот, если бы не любовь местных джигитов к быстрой езде! Мало того, что они гоняют на самолётах в небе и на Приорах по горным серпантинам, так они умудрились устроить скачки и на катерах по Чиркейскому водохранилищу! Вместо того, чтобы восхищаться прекрасными видами реки Сулак и вырастающих из воды скал, туристы, зажмурившись, повизгивая и крепко ухватившись за борта, вжимались в стены катеров. Джигитовкой здесь занимаются не только люди, но и животные. Мы привыкли видеть горных баранов или горных коз, но горных скаковых коров увидели впервые. Коровы не просто бредут по серпантину шоссе, а конкретно, подпрыгивая, наперегонки спускаются по горным тропам!
Походили и поездили мы и по городам. Хасавюрт и Избербаш – города-рынки, здесь люди живут только торговлей. Древний Дербент впечатлил не только своими старинными извилистыми улочками и древними тысячелетними крепостными стенами Нарын-Кала, но и яркими рынками, и прекрасной набережной Каспийского моря. К Каспийскому морю мы в Махачкале прогулялись самостоятельно. Хотя на песчаном пляже сидели одетые люди, бегали дети, но в ледяную воду заходили только сумасшедшие русские! Ну как быть у Каспийского моря и не окунуться! Зато потом так легко ногам бродить по городу дальше! В Махачкале мы побывали и в музеях, краеведческом и изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой (директор музея – дочь Расула Гамзатова Салихат). Побывали и в театрах - кумыкском и русском. В Махачкале есть кумыкский, аварский, лакский, русский театры, театр оперы и балета (театр оперы и балета, лакский и русский находятся в одном здании, так сказать, 3 в одном), театр кукол, театр поэзии. Удивило, что театры, в отличие от ресторанов, посещает немного людей. Билеты стоимостью 300-400 рублей было купить очень легко, а актёрский состав и спектакли просто восхитили! Хотели на авось день в день попасть и в аварский театр на пьесу национального содержания, но, что нас порадовало- билетов уже не было!
Про однодневную поездку в Чеченскую республику стоит сказать особо.
Посетили мы сам Грозный, а также побывали в горной Чечне на Нихалоевских водопадах. Проезжали через такие, знакомые с 90-х годов города, как Хасавюрт, Шали, Аргун. После горного Дагестана ландшафт показался более зелёным, равнинным и холмистым. Везде очень чисто, придорожные деревья аккуратно побелены. Почти на каждой транспортной развязке, административном здании, почте расположены 3 портрета: Президента, Ахмада и Рамзана Кадыровых. Много лозунгов патриотического содержания. Сразу ощутили, что продукты в Чечне гораздо дороже и в магазинах ( в которые мы заезжали) на прилавках цен не было, их тебе объявляли на кассе. Что Шали, что Грозный, что Аргун поражают своими шикарными небоскрёбами, новостройками, новейшими красивейшими мечетями, посвящёнными Кадыровым (Сердце Чечни в Грозном (Ахмаду Кадырову), Гордость мусульман в Шали, Сердце матери в Аргуне (матери Рамзана Кадырова), в которые могут зайти до 30 тысяч человек. В Грозном мы обедали на проспекте В.В. Путина. Побывали мы и в Грозном-Сити, на смотровой площадке, с которой можно было увидеть весь светящийся ночной город,. Вообще люди, по сравнению с дагестанцами, более строгие, жёсткие, особенно женщины. Чеченцам запрещено пить спиртное, курить на улицах, если увидят курящую женщину, её могут побить камнями. На улицах и центральных площадях стоят военизированная охрана с автоматами. Какой бы строгой женщина не была, главный мужчина. На Нихалоевских водопадах, когда я, боясь высоты, громко говорила мужу: «Ты зачем туда пошёл?!», мимо проходящий бородач строго заметил мне: «Мужчина сам знает куда ему идти, женщына!» В общем, всё строго и дорого. И какое-то недовольство между дагестанцами и чеченцами всё-таки ощущается. «Чеченцам всё можно!» С женщинами никто не разговаривал, но с мужем местные мужчины заговаривали часто. Одна из просьб – чтобы русский в магазине купил спиртное, а потом в закоулке где-нибудь отдал это местному чеченцу…Хитрят. Но чисто! Чисто везде!
______
Уже прошло много времени после возвращения, но до сих пор, как закрою глаза, представляются громады гор, узкие ущелья и тихий плеск вод Каспийского моря…