Найти тему
Будо Глобал

Проблемы диалектики в айкидо (часть 2 из 2)

В 1998 году было создано спортивное направление — универсальное айкидо. Оно вошло в противоречие с традиционным айкидо из-за принципиально противоположных взгля-дов на концепцию развития айкидо. В отличие от традиционного айкидо универсальное ставит своими задачами развитие соревновательной системы, с помощью спорта возвращение к истокам боевых искусств, восстановление прикладного характера технических приёмов, применение прогрессивных спортивных методик, повышение мотивации занятий, введение айкидо в один ряд с признанными во всём мире боевыми искусствами.

Но при всём различии взглядов остаётся общий арсенал технических действий и приёмов, который преподаётся в этих боевых искусствах согласно своим сформированным методикам и принципам.

Смысл закона перехода количественных изменений в качественные состоит в том, что если происходят накопление количественных изменений, то на определённом этапе произойдут перемены и в качестве данного объекта. Поскольку качество не может изменяться постоянно, то наступает момент, когда перемены в качестве могут прийти в относительно стабильное состояние. На примере любого спорта, боевого искусства совокупность знаний, умений, приобретённых в процессе длительных тренировок личность обретает силу не только тела, но и духа.

Специфическими средствами тренировки в айки-дзю-дзюцу, характеризующихся активной силовой и двигательной деятельностью, являются практические приёмы рукопашного боя, как с оружием, так и без него. В айкидо широко распространены удары в уязвимые точки тела, после чего следует захват и обезвреживание атакующего жёсткими мерами. Классический метод тренировок айки-дзю-дзюцу, когда учитель тренирует ученика индивидуально, характеризует метод традиционного направления. Данный метод обучения гарантирует высокий уровень технического мастерства учеников, чего нельзя достигнуть при групповом методе тренировок. Недостаток этого метода — небольшое количество учеников. Главные общепедагогические методы — это наглядный метод (в виде показа технического действия, приёма) и повторный метод. Ограниченное количество методов не даёт комплексной подготовки учеников.

Специфическими средствами тренировки в айкидо, характеризующихся неторопливыми естественными движениями, которые не требуют применения излишней физической силы.

В айкидо не принято атаковать без предупреждения — обычно партнёр сообщает о способе атаки и атакует, а вы принимаете необходимые меры защиты. Атакующему не следует оказывать чрезмерное сопротивление, когда на нём проводят приём, для профилактики травматизма. Тренировочный эффект возникает, если нападающий и защищающийся сотрудничают и двигаются так, что ваши намерения понятны партнёру.

Айкидо по существу не является боевым видом единоборства, поскольку не руководствуется в своих действиях принципом победы над противником, к тому же исключение реальных ударов руками и ногами из его технического арсенала выводит айкидо за пределы практических стилей рукопашного боя. Преподаваемое посредством группового метода aйкидо служит целям воспитания здравомыслия, гармоничного и здорового тела, в котором живёт здоровый дух.

В традиционном айкидо также присутствует ограниченное количество общепедагогических методов, таких как наглядный (в виде показа технического действия) и повторный. Это отражается на низкой эффективности комплексной подготовки учеников.

Специфическими средствами спортивного направления универсального айкидо представлены несколько спортивных дисциплин.

Задача дисциплины демонстративных видов показать весь многообразный спектр приёмов, всю их красоту, динамику и зрелищность.

Задача прикладных видов — демонстрация эффективности приёмов в максимально приближенных условиях к реальному бою.

В методиках спортивного направления применяется весь спектр современных прогрессивных спортивных методик.

К общепедагогическим относят словесные методы, такие, как рассказ, описание, беседу, анализ, задание, оценку, команду, подсчёт, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, а также наглядные методы в виде демонстрации видеоматериалов, плакатов и макетов, и другое.

К практическим методам относятся строго регламентированные упражнения, целостный, расчленённо-конструктивный, сопряженного воздействия, равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный.

Использование такого широкого подхода методов подготовки позволяет значительно повысить эффективность комплексной подготовки спортсменов. Однако в гонке за высокими спортивными результатами не стоит забывать о духовно-нравственных принципах айкидо: милосердии, прямоте, мужестве, доброте, вежливости, искренности, чести, верности долгу, скромности, уважении, самоконтролю, доброжелательности. В законе перехода количественных изменений в качественные наиболее ярко проявляется сущность духовных, нравственных принципов айкидо.

Там, где новое знание постоянно отрицает старое и, в результате, становится на его место, однако со временем также превращается в старое и опровергается более новым, находит отражение в диалектическом законе отрицания отрицания.

Айки-дзю-дзюцу довольно долгое время незыблемо существовало с точки зрения принципа «дзюцу» — победы над противником.

Но изменились времена, а вместе с ними поменялись запросы общества и методы обучения боевым искусствам. И в этом направлении появилось новое боевое искусство айкидо, которое было не согласно с принципами силового и жёсткого ведения поединка до победы. Предложив концепцию развития формирования личности на принципах миролюбия и гармонии, взамен жёсткому и бескомпромиссному боевому искусству.

Современное развитие спортивной инфраструктуры способствует выходу на арену новых видов спорта. В социальном аспекте выявлена по-требность общества в подготовке спортсменов высокого класса, что способствовало появлению спортивных направлений в айкидо, которые категорически не согласны с главным принципом традиционного айкидо — отказа от проведения соревнований.

Одно из направлений спортивного айкидо — универсальное айкидо. Это новый современный и востребованный вид спорта, разработанный российскими специалистами, который начинает своё бурное развитие по всему миру. Идея универсального айкидо — соревновательная система, нацеленная на обучение спортсменов навыкам самообороны, восстановление прикладного характера технических приёмов, возвращение к истокам боевых искусств, повышение мотивации и признание его как полноценного боевого искусства. Таким образом, и в этом законе можно найти отражение теории и практики айкидо, обнаружить вектор его дальнейшего развития при неизменных принципах духовно-нравственной составляющей в процессе воспитания спортсмена, бойца айкидо.

Представленный материал позволяет проанализировать развитие айкидо через призму законов диалектики, что в свою очередь даёт понимание об истории возникновения и развития айкидо, его нынешнем этапе развития и перспективах его развития в будущем.

Николай Бучин
Екатеринбург, Россия

Айкидо
0