В теории бизнес в сфере ЖКХ был нужен для того, чтоб из-за конкуренции снижались цены и росло качество услуг. На практике бизнес играет роль посредника между жильцами и поставщиками услуг, и просто за счет этого получает прибыль, можно сказать, из воздуха. Поэтому предложение национализировать ЖКХ, конечно, в современных условиях актуально.
ЖКХ: опыт СССР
Николай Платошкин сказал, что ЖКХ было создано в СССР. Это централизованная система, которая работала эффективно в интересах большинства советских граждан. Тем более тут важно, что за эту сферу отвечало государство, которое десятилетиями не повышало цены на услуги ЖКХ, тогда как зарплаты росли.
Нет никаких сомнений, что советское ЖКХ — это именно социальное завоевание социализма, и поэтому в СССР, конечно, не было никаких счетчиков, попыток заработать на этом.
А вот «эффективный рынок» сразу же начал с того, чтоб заработать как можно больше денег на ЖКХ, и поэтому регулярно после распада СССР можно видеть рост цен, причем не видно, чтоб благодаря «конкуренции» снижались цены или росло качество услуг. К сожалению, можно говорить скорее только о негативных процессах, потому что по факту люди должны платить буквально за все, и с каждым годом платить больше. Причем не всегда понятно, за что платят люди, ведь износ коммунальной инфраструктуры на данный момент более 70% почти во всех регионах. Как видно, бизнес здесь ничем не помог.
Бизнес в сфере ЖКХ
Николай Платошкин задает закономерный вопрос: а для чего людям нужен бизнес в сфере ЖКХ? Какая возможна конкуренция в сфере ЖКХ? Речь идёт о естественной монополии, то есть это означает, что никакой конкуренции быть не может.
Бизнес в такой сфере может просто быть посредником между получателями и поставщиками услуг. Нужны ли эти посредники? Нет, не нужны. Советский опыт доказал, что можно обойтись без них, но из-за того, что эти деятели есть, конечно, можно говорить о росте цен.
Ведь чаще всего инициируют рост цен именно посредники, которые просят денег у жильцов на очередную «модернизацию». Это чаще всего формальный повод, потому что никакой модернизации в сфере ЖКХ нет, и это легко доказать по тому, что износ инфраструктуры не снижается.
Важно подчеркнуть, что проблема с ростом цен на услуги ЖКХ актуальна настолько, что об этом часто говорят и члены правительства, и даже президент, причем говорят о необоснованном росте цен. Но разве можно этот процесс остановить, если активнее внедрять рыночные отношения в сферу ЖКХ? Ошибка считать, что рыночные отношения — это гарантия снижения цен. Все наоборот. Потому что задача бизнеса — максимальная прибыль, никакой другой задачи у бизнеса быть не может.
Национализация ЖКХ
Николай Платошкин сказал, что в Госдуме фракция КПРФ неоднократно предлагала национализировать сферу ЖКХ. Это нужно для того, чтоб создать эффективную централизованную систему, какая была в СССР. Это возможно сделать, поскольку до сих пор используется то, что было создано в советские годы.
Если сфера будет в руках государства, то уйдут никому не нужные посредники, интересы бизнеса, и можно будет изучить ситуацию в полной мере, то есть изучить, насколько экономически обоснован рост цен, и правильные ли тарифы в современности.
Без национализации сделать это практически невозможно, поскольку сфера благодаря так называемым рыночным реформам стала во многом децентрализована и, безусловно, она стала из-за этого менее эффективной.
Николай Платошкин считает, что сфера ЖКХ — это вопрос, который относится ко всем гражданам страны, это фактически их жизнь. И поэтому делать из этого бизнес — неправильно. Правильно — это организовать сферу в интересах граждан, особенно учитывая тот факт, что уже и так есть советский фундамент, достаточно только убрать оттуда бизнес, который не принес сфере никакой пользы, а ежегодно только и делает, что просит у правительства дать возможность повысить цены.
Сферу после национализации можно регулировать, причем таким образом, чтоб граждане по факту не платили за услуги ЖКХ больше 10% дохода, потому что, к сожалению, в современности бывают ситуацию, когда граждане по факту за коммунальные услуги платят более 10% от дохода.