Концептуализм возник не у нас, а на Западе. Это поэтическое течение 70-90-х годов ХХ века. Можно сказать, что это первое международное культурное течение, которое возникло после Второй мировой. В 1960-х годах творцы осознали то, что концепция (идея) важнее формы, художественных средств.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Время 70-80-х было напрямую связано с эпохой, когда подпольная литература, неугодная советскому времени, вылезала наружу и становилась частью нового культурного этапа.
Концептуализм часто относят к андеграунду, к неофициальному, «подпольному» явлению в искусстве в доперестроечное время.
Приемы и герои концептуализма
Главным и самым важным приемом концептуализма стала ирония. Жестокая и злая. Она хлестко высмеивала систему и штампы. Авторы выражали не действительность, а лишь социалистическое идеологическое отражение реальности. Концептуализм противопоставлял себя тому самому официальному ангажированному советскому искусству.
Концептуалисты развенчивали разных отечественных героев. Они смеялись над аскетами-патриотами, над теми самыми «выдающимися героями», которые не дважды герой Советского Союза, а сразу четырежды! Также авторы иронизируют над советским романтическим оптимизмом.
Поэты обыгрывали не только политические штампы, но и социально-бытовые. Например, «красота спасет мир». Про нее Дмитрий Пригов пишет:
Течет красавица-Ока
Среди красавицы-Калуги.
Народ-красавец ноги-руки
Под солнцем греет здесь с утра.
Днем на работу он уходит
К красавцу черному станку,
А к вечеру опять приходит
Жить на красавицу-Оку.
И это есть, быть может, кстати
Та красота, что через год
Иль через два, но в результате
Всю землю красотой спасет.
Язык концептуализма
Кроме иронии и дикого скептицизма для концептуализма характерен особый поэтический язык. Поэты играют словами, уничтожают языковые стереотипы и сталкивают языковые знаки друг с другом. Они создают мир парадоксов, мир, в котором ты ощущаешь реальность по-новому.
Положительная программа или нигилизм?
Вы спросите, хотели ли концептуалисты создать нечто великое? Была ли у них какая-то «положительная программа»? Все, чего хотели поэты - это уничтожить старые закостенелые штампы. Это официальная литература должна делать так, чтобы за ней следовали люди, а концептуалистам было все равно. Они создавали поэзию прошлого, поэзию без будущего.
Концептуальная поэзия дарит тебе множество смыслом, если ты читаешь ее не головой, а душой. Ты либо чувствуешь слово, либо - нет. Третьего не дано.
Лев Рубинштейн. Картотечник
Первый невероятно уникальный поэт, о котором мы расскажем - это Лев Рубинштейн. Этот человек в 20 веке сумел создать новый жанр - «картотеку». Его выступления похожи на какой-то перфоманс, где он строчка за строчкой кидает на пол части своего стихотворения.
Тексты его длинные и глубокие. Они разбиты на строки и напечатаны на библиотечных карточках. Часто на его выступлениях стихотворные и прозаические карточки ходили по рукам слушателей и зрителей.
Дмитрий Пригов. Тысячник
Наиболее значимым и важным поэтом-концептуалистом был Дмитрий Пригов. Он пытался сблизить литературу и жизнь. Свою поэзию сам автор называл не творчеством, а промыслом. В этом и заключалась открытая насмешка над своими же творениями. Не понятно, зачем и для чего, но Пригов написал более тысячи стихов.
Одно из них:
Я трогал листы эвкалипта
И знамени трогал подол
И трогал, в другом уже смысле
Порою сердца и умы
Но жизни, увы, не построишь
На троганье разных вещей
Ведь принцип один здесь: потрогал -
А после на место положь
Оно написано незамысловатым языком, но осмысленно и наполнено. Ты ничего не можешь присвоить себе, здесь нет ничего твоего. И после наслаждения предметом или признанием, все это в любом случае придется вернуть обратно.
Всеволод Некрасов. В душе шестидесятник
Третий не менее талантливый поэт Всеволод Некрасов. Его стихотворение почти целиком и полностью состоят из множества повторов и служебных слов. Стихи Всеволода Некрасова по атмосфере и интонациям напоминают поэзию шестидесятников. В каком-то смысле поэт убирает все лишнее: размер, ритм, какие-то слова, и оставляет тему и настроение:
Молчу
молчи
Молчу
молчи
Чутьем чутьем
Течем течем
Я думал мы о чем молчим
А мы молчали
Вот о чем
А каких поэтов-концептуалистов любите вы? Напишите в комментариях!
Автор статьи: Снежана Солнцева
___________________________________________________________________________________
Читайте также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊