Найти тему

Концептуализм в поэзии. Откуда ноги растут?

Концептуализм возник не у нас, а на Западе. Это поэтическое течение 70-90-х годов ХХ века. Можно сказать, что это первое международное культурное течение, которое возникло после Второй мировой. В 1960-х годах творцы осознали то, что концепция (идея) важнее формы, художественных средств.

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Время 70-80-х было напрямую связано с эпохой, когда подпольная литература, неугодная советскому времени, вылезала наружу и становилась частью нового культурного этапа. 

Концептуализм часто относят к андеграунду, к неофициальному, «подпольному» явлению в искусстве в доперестроечное время. 

Приемы и герои концептуализма 

-2

Главным и самым важным приемом концептуализма стала ирония. Жестокая и злая. Она хлестко высмеивала систему и штампы. Авторы выражали не действительность, а лишь социалистическое идеологическое отражение реальности. Концептуализм противопоставлял себя тому самому официальному ангажированному советскому искусству. 

Концептуалисты развенчивали разных отечественных героев. Они смеялись над аскетами-патриотами, над теми самыми «выдающимися героями», которые не дважды герой Советского Союза, а сразу четырежды! Также авторы иронизируют над советским романтическим оптимизмом. 

Поэты обыгрывали не только политические штампы, но и социально-бытовые. Например, «красота спасет мир». Про нее Дмитрий Пригов пишет: 

Течет красавица-Ока
Среди красавицы-Калуги.
Народ-красавец ноги-руки
Под солнцем греет здесь с утра.
Днем на работу он уходит
К красавцу черному станку,
А к вечеру опять приходит
Жить на красавицу-Оку.
И это есть, быть может, кстати
Та красота, что через год
Иль через два, но в результате
Всю землю красотой спасет.
-3

Язык концептуализма

Кроме иронии и дикого скептицизма для концептуализма характерен особый поэтический язык. Поэты играют словами, уничтожают языковые стереотипы и сталкивают языковые знаки друг с другом. Они создают мир парадоксов, мир, в котором ты ощущаешь реальность по-новому.

Положительная программа или нигилизм?

Вы спросите, хотели ли концептуалисты создать нечто великое? Была ли у них какая-то «положительная программа»? Все, чего хотели поэты - это уничтожить старые закостенелые штампы. Это официальная литература должна делать так, чтобы за ней следовали люди, а концептуалистам было все равно. Они создавали поэзию прошлого, поэзию без будущего. 

Концептуальная поэзия дарит тебе множество смыслом, если ты читаешь ее не головой, а душой. Ты либо чувствуешь слово, либо - нет. Третьего не дано.

Лев Рубинштейн. Картотечник 

Лев Семёнович Рубинштейн
Лев Семёнович Рубинштейн

Первый невероятно уникальный поэт, о котором мы расскажем - это Лев Рубинштейн. Этот человек в 20 веке сумел создать новый жанр - «картотеку». Его выступления похожи на какой-то перфоманс, где он строчка за строчкой кидает на пол части своего стихотворения. 

Тексты его длинные и глубокие. Они разбиты на строки и напечатаны на библиотечных карточках. Часто на его выступлениях стихотворные и прозаические карточки ходили по рукам слушателей и зрителей.

Дмитрий Пригов. Тысячник

Дмитрий Александрович Пригов
Дмитрий Александрович Пригов

Наиболее значимым и важным поэтом-концептуалистом был Дмитрий Пригов. Он пытался сблизить литературу и жизнь. Свою поэзию сам автор называл не творчеством, а промыслом. В этом и заключалась открытая насмешка над своими же творениями. Не понятно, зачем и для чего, но Пригов написал более тысячи стихов.

Одно из них:

Я трогал листы эвкалипта
И знамени трогал подол
И трогал, в другом уже смысле
Порою сердца и умы
Но жизни, увы, не построишь
На троганье разных вещей
Ведь принцип один здесь: потрогал -
А после на место положь

Оно написано незамысловатым языком, но осмысленно и наполнено. Ты ничего не можешь присвоить себе, здесь нет ничего твоего. И после наслаждения предметом или признанием, все это в любом случае придется вернуть обратно.

Всеволод Некрасов. В душе шестидесятник

Всеволод Николаевич Некрасов
Всеволод Николаевич Некрасов

Третий не менее талантливый поэт Всеволод Некрасов. Его стихотворение почти целиком и полностью состоят из множества повторов и служебных слов. Стихи Всеволода Некрасова по атмосфере и интонациям напоминают поэзию шестидесятников. В каком-то смысле поэт убирает все лишнее: размер, ритм, какие-то слова, и оставляет тему и настроение:

Молчу
молчи
Молчу
молчи
Чутьем чутьем
Течем течем
Я думал мы о чем молчим
А мы молчали
Вот о чем

А каких поэтов-концептуалистов любите вы? Напишите в комментариях!

Автор статьи: Снежана Солнцева

___________________________________________________________________________________

Читайте также:

Международный юношеский конкурс пианистов имени С. В. Рахманинова объявил победителей
ЛитМузБес — об истории искусства11 апреля 2023

___________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊