Со стиркой закончили, займемся сушкой.
Одежду сушили в несколько этапов — сначала белье развешивали и раскладывали для просушки на веревках, специальных палках на подпорках, горшках с соленьями, возле колодцев и на крышах домов. Было важно оставить белье на всю ночь, чтобы утром на него выпала роса. Считалось, что утренняя роса отбеливает ткань (такое же мнение бытовало в странах Европы).
После полного высыхания одежду собирали в кучу и крахмалили — ладони окунали в крепкий рисовый крахмал и смачивали ткань с изнаночной стороны так, чтобы пропиталось каждое волокно. Хорошо прокрахмаленная одежда визуально дольше оставалась чистой, хуже впитывала пот и образовывала красивые складки после глажения.
- В одной из корейских сказок девушка из бедной семьи является перед взором янбана в невзрачной, но сильно накрахмаленной одежде и… затмевает своим видом разодетых в шелк и муслин красоток. Сказка есть сказка, но она показывает ценность накрахмаленной ткани в народном сознании.
В праздничные дни одежду крахмалили до такой степени, что она буквально стояла колом. Ценилось, когда человек выглядел так, словно его завернули в белое оригами. Это выделяет корейскую эстетику в одежде среди других Восточноазиатских стран, в Китае и Японии большую часть времени ценили мягко ниспадающие складки и драпировки.
После обработки крахмалом ткань снова высушивали и приступали к глажению.
Глажка начиналась с того, что одежду снова мочили, расстилали на полу и спрыскивали водой, после чего складывали в небольшие плоские квадраты укладываемые стопками.
Зимой и летом процесс глажения разнился. Зимой женщинам в этом непростом деле помогал ондоль (온돌) — теплый пол. Одежду, сложенную квадратиками раскладывали на полу наподобие плитки и топтались по ней ногами. Под прессом влага распределялась по всем волокнам, затем тепло и всё то же прессование помогали ей испариться. Ткань разравнивалась, оставались лишь заломы по местам сложения.
Летом для глажения использовался специальный плоский камень опять камень — (다듬잇돌) тадымиттоль, узкий у основания, он расширялся вверх перевернутой трапецией — в гладкую, отполированную столешницу. На неё клали сложенную квадратом одежду, брали в руки палки, похожие на маленькие биты-киянки — (다듬잇방망이) дадымитпанмани и, я думаю вы догадались, отбивали ими ткань. Под ударами вода распределялась по волокнам, складки разглаживались, влага испарялась.
- Немного механических подробностей:
Ручная глажка, более трудозатратная, ценилась выше. После такого глажения даже грубая ткань приобретала блеск и гладкость. Под воздействием тепла волокна пушатся, а глажение без температуры, но с отбиванием заставляет волокно скручиваться туже, делая ткань плотнее.
Глажка считалась весёлым занятием, палками можно было выстукивать различные мелодии. В разных регионах Чосона ритмы отличались. Известно, что большая часть настукиваемых мелодий была быстрой. Если решите попробовать глажку по чосонски, рекомендую корейский рэпчик.
Пара слов о заломах, которые оставались на ткани после глажения. Считалось особым шиком, если они были острыми как стрелки на современных классических брюках. Это свидетельствовало об особом мастерстве женщины. Ближе к 19 веку в богатых семьях появились утюжки, нагреваемые на углях. Ими разглаживали складки, оставшиеся после глажки традиционной. В этот период одежда без заломов стала признаком достатка.
- По конфуцианским законам благородный муж должен испытывать презрение ко всему материальному и земному, поэтому переживания о собственном чистом и опрятном виде презирались. К одежде нужно было относиться с легким пренебрежением.
Но, при том, по чистоте и выглаженности платья судили о благородстве —оценивали то, как мужчине служат его домочадцы. Мужчина мог напиться и упасть в лужу, запачкать рукава едой, ползать на коленях в храме и перед власть имущими, и, при этом, усилиями своих домочадцев, всё равно выглядеть хорошо.