1993 год стал переломным в развитии России. Майские выступления людей, доведённых до отчаяния бездарной и воровской политикой, проводимой командой младореформаторов показали, что в обществе зреют силы, готовые к открытому противостоянию с властью.
Естественно, в стране с не имеющей у верхушки навыков управления, да ещё битком набитой ядерным оружием, это было смертельно опасно. А то, что самые радикальные элементы готовы при этом бороться за власть, не видел только слепой – достаточно посмотреть старые кадры телевизионщиков, на которых мирная сначала первомайская демонстрация едва не превратилась в то, что на Украине назвали Майданом.
То есть первые ряды колонн под мирными лозунгами, сплошь состоящие из молодых людей, вдруг превратились в хорошо обученных боевиков, с лёгкостью взломавших милицейские кордоны.
Хотя, с другой стороны, руководство московской милиции тоже могло бы не провоцировать людей массовыми запретами на каждый свободный вдох и выдох. И выводом на улицы только что сформированной новой милицейской структуры – ОМОНа.
А в здании Парламента, бывшего тогда ещё Верховным Советом, кипели страсти на почти непрекращающемся Съезде Народных депутатов. Да, временами он превращался в пустую говорильню – но настоящим, а не картонным представителям народа тоже нужно было выговориться.
Тем более, что они реально представляли точку зрения своих избирателей – обнищавших, в одночасье потерявших все свои и без того скудные сбережения и работу.
Но был ещё один источник раздражения – центральная власть всеми силами протаскивало новую Конституцию, в которой непропорционально усиливалась власть одного лица, а все социальные достижения пускались по нож.
И в стенах Верховного Совета как раз шла борьба за максимальное сохранение социалки… хотя уже было ясно, что сторонники народовластия проигрывают.
Кстати
Позднейшие исследования такой науки, как социопсихология отметили рост в это время количества людей, банально сошедших с ума. И не мудрено: когда всё на твоих глазах рушится, а СМИ и официальная пропаганда убеждают, что всё прекрасно, и страна идёт вперёд семимильными шагами, людям со слабой психикой оставаться нормальными чрезвычайно сложно.
Но всё это было впереди. Позади же было распоряжение Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов, а заодно (видимо, чтобы два раза не вставать) и самого Верховного Совета.
И ответные меры нардепов – принятие постановления о лишении Ельцина президентских полномочий. Что самое интересное, тогда сложилась типичная ситуация двоевластия, так как и указ президента, и принятое ВС решение были юридически обоснованными и на 100% легитимными. Оба.
А пока жители Москвы безмолвствовали и с болезненным любопытством наблюдали за языками пламени и чёрными столбами копоти, потянувшимися из верхних этажей здания Верховного Совета.
Лишь вздрагивая и пригибаясь от гулких ударов танковых пушек. И вот тоже вопрос: как же нужно было довести до полного отчаяния армию, чтобы её военнослужащие пошли на такое кровавое дело?
Говорили, что командирам боевых машин и с экипажами платили сколько-то там сотен долларов. Но предварительно их выдержали 3-4 месяца в условиях полного безденежья. Да и офицеров подобрали с уже промытыми в духе западных ценностей мозгами
Непонятной оставалась роль солдат и командиров из дивизии Дзержинского, которые перешли на сторону Верховного Совета – но этот переход ограничился одной лишь декларацией, никакой реальной помощи восставшим они не оказали.
И что потом с ними стало – потому что среди жертв в несколько тысяч человек (неофициально) числят и расстрелянных без суда и следствия военнослужащих и этой дивизии.
Не нашло документального подтверждения и участие снайперов, стрелявших на Краснопресненской набережной как по ОМОНу, так и по зевакам и сторонникам ВС. Хотя выстрелы, притом прицельные и точные, были однозначно.
У многих в памяти остались телевизионные кадры, на которых Ельцин – обрюзгший, почти неадекватный, в сопровождении охраны кружит по территории Кремля в ночь на 3 октября, а на заднем плане стоит с поникшими лопастями готовый в любой момент эвакуировать его вертолёт. Куда он собирался бежать в случае чего? На территорию американского посольства?
Всеобщего восстания не получилось. Да и не могло оно ничего решить в отдельно взятом городе, пусть даже это была и столица. Процесс разрушения старых политических и экономических институтов был запущен на полную катушку, и в стране на глазах таяли те базовые структуры, на которые старая власть ещё могла опереться.
Тем более, что, тогдашние «властители умов», актёры и актрисульки, из каждого утюга вещали о том, что как только власть «раздавит гадину», так тут же наступит всеобщее благоденствие и… как там говорилось в Писании? Во-во – благорастворение воздУхов.
Наступило. И нам теперь годами выбираться из созданного. А заодно разбираться, без надежды сделать это до конца – кто же конкретно отдал приказ о стрельбе из танковых пушек по Белому дому.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.