Найти тему
Лариса Володина. Рассказы

Путешествие по Стамбулу. День второй

Встать утром пораньше не составило труда, так как разница во времени у нас со Стамбулом минус два часа. Человеку, который дома встаёт в пять утра, проснуться в таком часовом поясе в семь, дело не сложное. Позавтракав в отеле, в девять часов мы уже сидели в автобусе.

Где-то раньше читала, что Стамбул нужно смотреть с моря. В этом получилось убедиться воотчую. Маршрут морской экскурсии по Босфору начался от причала Эминёню. Корабль сначала пошёл вперёд вдоль европейской части Стамбула, обратно - вдоль азиатской.

В самом начале экскурсии открылся вид на Галатапорт. Это новаторский проект с уважением к истории.

Галатапорт - это многофункциональный комплекс, который занимает площадь 400 тыс. м2, был открыт осенью 2021 года. В него входят: круизный терминал, отели, магазины, кафе, смотровые площадки, отреставрированные исторические объекты, места для отдыха, культурные и развлекательные заведения. Уникальность этого объекта заключается в том, что вся административная часть находится под землей, а прибрежная линия открыта для посетителей. Когда лайнеры заходят в гавань, поднимаются специальные экраны, обеспечивающие зонирование. Безопасность конструкции гарантируют 176 люков высотой 3 м. Подземная инфраструктура занимает 4 этажа и включает помещения для паспортного и таможенного контроля, залы ожидания, багажное отделение, стоянки автобусов и такси, паркинг.

Архитекторы уделили особое внимание дизайну, вдохновившись эстетикой древних водохранилищ - Цистерн Базилика и Феодосия, построенных во времена Римской и Византийской империй. К ним отсылают круглые колонны и детали интерьера. Кроме того, отделка порта перекликается с декором центров Османской империи - дворцами Топкапы и Долмабахче. Главная ценность Галатапорта - реконструированная прибрежная линия Босфора. После масштабной перестройки порта, укрепления и расширения берега туристам и горожанам стала доступна просторная пешеходная зона. Приморская линия Галатапорта – одна из красивейших набережных в городе. Особенно живописна она в вечернее время, когда зажигаются огни.
Следующая достопримечательность Стамбула, которая встретились нам на европейской стороне:
Мечеть Долмабахче.

Мечеть Долмабахче.
Мечеть Долмабахче.

Строительство мечети было начато в 1853 году по приказу матери султана Абдул-Меджида. Архитектором был назначен Карапет Бальян. Мечеть построена и декорирована весьма роскошно в стиле барроко. Она имеет один купол и два минарета. Мечеть являлась частью дворцового комплекса Долмабахче.

Дворец Долмабахче
Дворец Долмабахче

Строительство дворца Долмабахче завершилось в 1853 году. Его первым владельцем был султан Абдул-Меджид I. Дворец выполнен в нетрадиционном для Турции стиле европейского барокко. Для отделки дворца были приглашены итальянские и французские мастера. Убранство дворца пронизано роскошью восточных мотивов и органично дополнено предметами европейского декора.

Дворец Чираган
Дворец Чираган

Дворец Чираган — это единственный дворец в Стамбуле, построенный в европейском стиле. Расположен на европейском берегу Босфора в районе Бешикташ. Сегодня, дворец Чираган не является музеем, как тот же Долмабахче. Он принадлежит сети отелей Kempinski и является частной территорией.

Вообще, виды с моря на Стамбул поражают плотностью застройки. Всё очень компактно, близко друг к другу. Современные дома соседствуют с древними постройками. Ближе к воде располагаются дорогие дома местной элиты и знаменитых людей.

Первый мост через Босфор в Стамбуле построен в прошлом веке. Железная конструкция запущена в эксплуатацию в 1973 г.

Босфорский мост (Boğazıçı Köprüsü) или Мост Мучеников 15 Июля (15 Temmuz Şehitler Köprüsü) - это его официальное название в память о трагически погибших участниках государственного переворота в стране в 2016 году. Постройка - результат совместного труда английской, турецкой и немецкой компаний. Величественное сооружение соединяет два континента - Европу и Азию, а также связывает между собой обе части мегаполиса. Проезд по проложенной здесь автомобильной дороге платный.

С первой переправой через стамбульский пролив связана одна мифическая история. Бог-громовержец Зевс полюбил земную женщину по имени Ио и стал тайком с ней встречаться. Ревнивая Гера, супруга небесного властелина, узнала об этом. Чтобы уберечь любимую от гнева своей жены, Зевс превратил Ио в корову. Несмотря на принятые главным богом предосторожности, Гера продолжала преследовать красавицу. Ио, спасаясь от ревнивой жены Зевса, вброд перебралась на другой берег Босфора и укрылась там.

Многие люди верят, что эта красивая легенда послужила вдохновением для создателей этого навесного шедевра. Считается, что мост сооружен именно в том месте, где Ио перебиралась через Босфор.

Мечеть Ортакёй.
Мечеть Ортакёй.

Большая мечеть Меджидие, известная также как Ортакёй, высится на берегу Босфора в районе Бешикташ рядом с вантовым мостом Мучеников. Её возвели в 1853-1856 годах по приказу султана Абдул-Меджида I. Изящное здание с двумя точёными минаретами построено в стиле османского необарокко. Фасады украшены колоннами, узкими проёмами высоких окон.

Второе связующее звено между двумя берегами Босфора - Мост Султана Мехмеда Фатиха. Строительные работы начались в 1985 году. Закончились они по прошествии трёх лет. Время завершения работы над проектом совпало с памятной для Стамбула датой - 535-ой годовщиной взятия Константинополя. Было принято решение назвать новую магистраль именем легендарного правителя-завоевателя. Сооружение является еще одним стальным гигантом, перекинувшимся через стамбульский пролив. По характеристикам это творение человеческих рук практически не уступает Босфорскому мосту.

За моей спиной Румельская крепость, Румелихисар (Боаз-Кесен)
За моей спиной Румельская крепость, Румелихисар (Боаз-Кесен)

Извиняюсь, что не успела сфотографировать чудесную панораму на Румельскую крепость. Увлеклись фотосессией. Обещали семье привести наши фотографии. Как назло, все мои морщины видно отлично, а Румелихисар - расплывчато...

Румельская крепость, Румелихисар (по-турецки Боаз-Кесен). Крепость была построена в 1452 году по приказу Султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) в самом узком месте пролива Босфор.

Крепость возвели всего за четыре месяца. На её постройке трудилось более трёхсот человек. В переводе название крепости звучит как «перерезающий горло». И действительно, после постройки Крепости, проплыть в этом месте стало совершенно невозможно.

После падения Константинополя крепость стала выполнять роль таможни. Все корабли из Черного моря проходили мимо крепости как через своеобразный контрольно-пропускной пункт.

В 1509 году стены и башни крепости сильно пострадали от землетрясения, но за короткое время были восстановлены. В XVII веке в Румелихисаре была устроена тюрьма, но она через несколько лет была переведена в другое место из-за ветхости крепости. В XIX веке состояние Румелихисар стало совсем плачевным.

С 1953 году в крепости начались реставрационные работы, которые шли более 5 лет. В 1960 году внутри крепости был открыт Музей Артиллерии. Летний Театр, который находится на территории Румелихисар, стал местом проведения музыкальных концертов и фестивалей.

После Моста Султана Мехмеда Фатиха мы повернули в обратную сторону и пошли вдоль азиатского побережья Стамбула.

Мечеть Бейлербей (Хамид—и Эввель)
Мечеть Бейлербей (Хамид—и Эввель)

Великолепная Мечеть Бейлербей (Хамид—и Эввель) построена в стиле барокко и находится на анатолийском берегу Босфора, в десяти минутах ходьбы от знаменитого дворца Бейлербей. Светлая и изящная, она развернута к Босфорскому проливу, не заметить мечеть и её яркие минареты просто невозможно.

Строительство мечети Бейлербей, началось в конце XVIII века, и длилось с 1777 по 1778 год. Возводить её начали по указанию султана Абдулхамида I, в честь его матери Рабии Кадын. На тот момент, главным императорским архитектором был Мехмед Тахир Ага, он и стал зодчим, реализовавшим этот проект (так же, есть предположение, что архитектором мог быть Эдирнели Агоп Ага).

Мечеть построена на месте дворца Иставроз, который был разрушен незадолго до этого. До наших дней первоначальный облик здания не сохранился, так как его реконструировали по повелению султана Махмуда II. Во время реконструкции, был снесен старый минарет, вместо него возведены два новых. Кроме того, появилась пристройка служителя мечети, который призывает к намазу.

Реконструкция длилась с 1820 по 1821 год. В 1969 году была произведена серьезная реставрация. После пожара в марте 1983 года обрушился деревянный купол мечети, который был восстановлен и вновь открыт 29 мая 1983 года. Последний раз мечеть реставрировали в 2014 году.

Дворец Бейлербейи
Дворец Бейлербейи

Бейлербейский дворец был построен по заказу султана Абдул-Азиза (1830–1876) в качестве летней резиденции глав государств. Императрица Эжени (Евгения) из Франции (супруга Наполеона III) посетила Бейлербей на пути к открытию Суэцкого канала в 1869 году, и ей по лицу ударила мать султана, Пертевниял Султан, за то, что француженка решилась войти во дворец под руку с Абдул-Азизом. Несмотря на такой прием, императрица Эжени была настолько восхищена элегантностью дворца, что приказала сделать копию одного из оконных проемов в своей спальне в парижском дворце Тюильри. Этот дворец был уничтожен огнем в 1871 году. По странному стечению обстоятельств тогда же был пожар и в Бейлербей, который чудом удалось потушить. Среди посетителей Бейлербей были и прочие высокопоставленные особы, например, герцог и герцогиня Виндзорские.

Дворец был последним местом пленения свергнутого султана Абдул-Гамида II с 1912 года до его смерти в 1918 году.

Первый особняк был уничтожен пожаром, и на его месте падишах Абдул-Азиз приказал Саркису Бальяну возвести новый великолепный дворец. Архитектор выбрал европейскую стилистику. Двухэтажная мраморная постройка появилась достаточно быстро. Вокруг Бейлербей разбили прекрасные сады с террасами.

Особый шарм зданию придают украшения в виде восточных орнаментов, которые применялись в 18 столетии при строительстве особняков для развлечений в европейских странах.

Дальше нашему взору открылась Девичья башня. К сожалению, она находится на реставрации, поэтому закрыта для посещений. Нам осталось довольствоваться лишь видом издалека.

Девичья башня.
Девичья башня.

Во времена существования Византийской империи на этом месте высилась башня, построенная по инициативе Императора Мануила. Эта башня входила в состав крепости. Во периоды военных действия башню соединяли с европейским побережьем огромной металлической цепью, другой конец которой тянулся до Серайского мыса. Если эту цепь натягивали, то пролив Босфор блокировался, и движение судов по нему становилось невозможным.

История этой уникальной постройки не имеет точных данных — ни года начала, ни завершения строительства этого загадочного памятника. Это место стало свидетелем всего того, с чем столкнулся великолепный город Стамбул в течение своей истории. Первые достоверные сведения о башне появились около 400-х лет до нашей эры.

В период до нашей эры, остров, на котором сейчас расположена Девичья Башня, был частью Азиатского берега, с течением времени отделившись от него, он закрепился там, где находится и сейчас.

До сегодняшнего дня Девичья Башня имела два других названия: Дамалис и Леандрос. Дамалис она была названа в честь жены правителя Афин, Кхариса. Когда его жена Дамалис умерла, она была похоронена на берегу, и именно в честь нее было дано имя Башне. В Византийский период, ее также называли «аркла», что означало «маленький замок».

В 1857 году к башне был добавлен источник света — фонарь, а к 1920-му году, башня и ее окружение были обеспечены автоматической системой освещения.

В течение всей своей истории, Девичья Башня использовалась для совершенно разных целей — как место сбора налога с торговых судов, как оборонительная башня и в качестве маяка.

Во время эпидемии холеры в 1830 году, башня использовалась как зона карантина и больница, также как радиостанция. Затем в течение нескольких лет она снова использовалась как маяк.

Башня была передана министерству Обороны в 1964 году, а в 1982 году морской отрасли. Здание и территория были отреставрированы. После 1995 года место было арендовано у министерства Туризма холдингом Hamoğlu Holding на срок 49 лет и в настоящий момент Девичья Башня открыта для посещения в качестве ресторана.

Новая мечеть или Мечеть Валиде Султан - главная достопримечательность площади Эминеню. Строительство мечети началось в 1597 году по приказу Сафие-султан, жены султана Мурада III и было завершено в 1665 году по приказу уже Турхан-султан, жены османского султана Ибрагима I ... Строилась долго, но стоит уже много лет...

Ну, и хочу рассказать немного о Галатском мосте, от которого стартовала наша экскурсия. Галатский мост — интересное и красивое сооружение. Он уже давно стал одним из символов Стамбула и его культовой достопримечательностью. Каждому, кто приезжает в этот турецкий город, стоит прогуляться по мосту, попробовать местные рыбные блюда и полюбоваться прекрасными видами.

-15

Галатский мост Стамбула на протяжении всей истории перестраивался несколько раз. Современный пятый вариант был построен в 1994 г. турецкой компанией STFA, после того, сгорела предыдущая конструкция, построенная в 1912 г. фирмой «MAN».

По нему ездит трамвай, на котором можно доехать до мечети Султана Ахмеда и на Гранд Базар. Галатский мост имеет двухэтажную конструкцию, на первом этаже находятся небольшие ресторанчики, меню которых состоит преимущественно из рыбы и пива.

Второй этаж предназначен для перемещения автомобилей и трамвая. Особенно красиво конструкция выглядит в ночное время в свете множества огней, с него можно рассмотреть Галатскую башню, Новую мечеть и мечеть Сулеймание.

Небольшая высота над уровнем моря накладывает ограничения на погоду и размер судов, центральная часть (длиной 80 м) - разводная. Галатский мост соединяет районы Галата и Эминёню. Он открыт для автомобилей, трамваев и пешеходов.

Экскурсия проходила три часа и мы изрядно проголодались. Теперь наш путь лежал в ресторан "Семь холмов" (Seven Hills), где мы запланировали пообедать.

Это один из самых лучших ресторанов Стамбула. Над ним кружат белые чайки, а сам он расположен на крыше здания. С террасы отрывается великолепный вид на собор Святой Софии, Голубую мечеть и синий Босфор.

В ресторане «Семь холмов» есть два зала:

  • терраса на 80 мест;
  • закрытое помещение на 120 мест.

Уютный ресторан Seven Hills привлекает не только вкусными блюдами, панорамными видами, а также - прикормленными чайками. Эти большие белые птицы беззастенчиво выпрашивают угощение у посетителей и очень красиво смотрятся в кадре. Конечно, мы поспешили на отрытую террасу. Пока обедали, любовались видами Стамбула с высоты птичьего полёта. После обеда с удовольствием покормили чаек и сфотографировались с ними на память.

Второй день был богат на события и после посещения ресторана они не закончились...

Продолжение следует...