Вопрос с возвращением актера Данилы Козловского на афиши МХТ (Москва) и МДТ (Санкт-Петербург) не остался без реакции. Руководство МХТ УЖЕ сняло все афиши. Вернее, как? Афиши как-то сами собой… исчезли. А руководство театра сказало: мол, что вы, мы и не думали ставить Козловского в актерский состав своих спектаклей, вам привиделось.
Реакция руководства МХТ на общественный запрос, конечно, похвальна, хоть и изворотлива. Однако вот какой момент меня во всём этом занимает.
Я понимаю, почему Козловского ставили на театральные афиши в тот период, когда он был на волне, что называется. Не знаю, какого уровня было его театральное мастерство, но на пике популярности он явно поднимал средний ценник на билеты. И в тот момент руководство театров вполне себе можно было понять.
Но ситуация-то кардинально поменялась. И вряд ли МХТ сидит на пальме и ничего не видит и не слышит. Тем более после того же Назарова с его «выступлениями куплетиста». Да в общем-то и не только после Назарова. Я думаю, что в руководстве МХТ прекрасно осведомлены о, скажем так, перспективах выступлений каждого из своих сотрудников. Уже всё про всех послушали, почитали и выяснили, я почему-то в этом уверена.
Вопрос: для чего они всё равно, явно ДОГАДЫВАЯСЬ о реакции общества, упорно пытаются, пробуют подпихнуть обратно уехавших и высказавшихся против СВО творческих деятелей? Ведь, объективно говоря, это риски, и ещё какие. Тот же Козловский - он же не сам по себе играл в заявленных и отменённых спектаклях, верно? Там не только Козловский был задействован, в том-то и дело. Там был задействован целый творческий коллектив.
И если раньше тот же Козловский был, что называется, гарантом «увеличения среднего чека» для театра, то теперь Козловский стал для творческого коллектива спектакля фактором риска. И всё равно ведь, несмотря на этот риск, - вкладывают средства в спектакль, ставят, пытаются вернуть в репертуар. Подставляют остальной коллектив, на минуточку.
Вопрос: для чего? И лично мне приходит на ум только одна мысль. Это ведь, как мне видится, какая-то такая вот фронда, засевшая где-то в кабинетах и дающая указания вопреки всему, невзирая на риски и возможные потери, - возвращать. Возвращать во что бы то ни было тех, кто совсем ещё недавно возглавлял культурную повестку страны и (скажем шепотом) продвигал нужные кое-кому кое-какие мысли.
Так что борьба в этом смысле нам всем предстоит долгая, и время - я в этом уверена - играет против этой вот невидимой нам (ПОКА) фронды. Чем больше они будут терять влияние, тем скорее обнаружат себя. А лично мне, скажем, очень любопытно узнать, кто же всё-таки так настойчиво, до последнего продвигал Козловского. Которого так и не смог продвинуть, благодаря общественному резонансу, в коем есть и моё скромное участие.