Большая часть того, что сейчас называют 3D-кино - это фейковый кинопродукт, демонстрирующий зрителю маловыразительный эффект объёмности, а зачастую - брак стереоскопии. Стереокино - это общепринятый термин, который в XXI веке стараниями американцев, заменили на "3D-кино", но от этого этот вид кинематографа не стал чем-то действительно новым, тем, чего нет в обычном кино. После "явления" народу "АВАТАР 3D" в 2009 году, довольно скоро зритель справедливо отвернулся от стереокино.
Тогда жёсткая критика со стороны профессионального киносообщества фильма "АВАТАР", ввиду слабого и беспомощного использования стереоскопии, её возможностей - была принята Джеймсом Кэмероном адекватно, он согласился, что сделал много ошибок и не раскрыл многие возможности стереоскопии в кино - те, которых у обычного кино нет.
Однако спустя 13 лет с выходом АВАТАР-2, всё те же профессионалы увидели, что к ошибкам первого фильма добавились новые, а стереоэффект так и не получил своё драматургическое и художественное оправдание. Зачем там нужна приставка 3D-кино? Для чего применял стереоскопию Джеймс Кэмерон? И снова так беспомощно? Но ужас ситуации в том, что оба АВАТАРЫ - это не фейковая конвертация уже существующей картинки 2D из плоского изображения в 3D, это есть полноценная двухракурсная стереосъёмка (3D-генерация), пусть и при помощи виртуальной стереокамеры, но это полноценные 2 ракурса! В этой ситуации Кэмерон мог сделать практически всё, что пожелал бы, так как виртуальная стереокамера даёт свободный "полёт" режиссёрской и операторской фантазии и не сковывает известными и массовыми ограничениями, присущими при использовании (американской) технологии двухкамерного способа съёмки 3D-кино реального мира. Но этого не произошло. Проблема оказалась в голове, тех, кто создавал 3D-мир обоих АВАТАРОВ, а не в технологии, ибо она была виртуальной и позволяла создать потрясающий по трёхмерности и реализму мир действительно ярких экранных образов и мир новых эмоций. Увы, не вышло.
А есть ли в мире те, кто всё же умеет или знает - как на самом деле можно использовать возможности 3D-кино в современной кинодраматургии, в современном киноязыке? Оказывается, ещё пока есть. Эти специалисты были в СССР, они создали технологии съёмки и проекции объёмного кино, которые по признанию самих же американцев - являлись лучшими в мире! Есть в России эти специалисты и сегодня (пока ещё есть). Но нужны ли они российскому кино? Нет! А почему?
Ну казалось бы, попробуйте, ну хоть раз попробуйте, уважаемые и дорогие мои коллеги - продюсеры, режиссёры российских "Чебурашек" и "Последних Богатырей" - производители нашей отечественной кинопродукции "первого экрана", я обращаюсь к Вам, уважаемый Сергей Сельянов, Константин Эрнст, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Дьяченко - ну хоть раз попробуйте применить опыт, знания российских специалистов стереокино! Найдите уже нас, поговорите с нами - вашими коллегами, в том числе и по Союзу Кинематографистов России, в котором мы все состоим, посмотрите своими глазами нашу продукцию в стереоскопическом формате, созданную по отечественным технологиям стереокино, только посмотрите всё это на большом экране, запросите у нас 3D DCP копии наших работ... Ведь лучше один раз увидеть, не так ли? К Вам лично, уважаемые мои коллеги нам - не пробиться. Мне с Кэмероном легче поговорить, чем выйти хоть на какой-то контакт со своими же российскими коллегами. Вы закрыты, уважаемые коллеги, как сотрудники высшего командования министерства обороны... А ведь если получится (в чём я уверен на 100%) в итоге дать зрителю действительно иной кинопродукт, с ярко выраженными новыми супер-качественными преимуществами, то вы же от этого и выиграете! Но нет, ничего не происходит. И снова нужно задать вопрос: А почему так?
Часто спрашивают, мол а зачем искусству кино нужно 3D? Ну, это всё равно, что сказать - а зачем искусству кино нужен звук и цвет? Ведь любой режиссёр, который хорошо учился в киновузе, знает - кино есть искусство движущегося изображения в виде художественных экранных образов и монтажа. Кино, чтобы быть полноценным искусством, не нужны слова, звук и цвет! Значит дело не в этом а в чём?
Давайте порассуждаем, что же может дать при грамотном применении 3D-кино, стереокино искусству кино как таковому? Итак, мы утверждаем, что 3D кино имеет ряд преимуществ перед обычным. Оно создаёт более глубокое восприятие мира, позволяет зрителю буквально почувствовать глубину пространства, поскольку на экране присутствует физиологически ощущаемая иллюзия объемности! Технология, которую грамотно могло бы использовать стереокино, существенно усиливает общее впечатление зрителей, которые видят изображение в трёх измерениях, что повышает эмоциональное воздействие кинопроизведения на зрителя и вдобавок значительно улучшает техническое качество экранного продукта. Ведь каждый глаз получает независимую информацию в 2K или в 4K, что в сумме в два раза превышает разрешение обычного кино. Такая детализация экранного мира в стереокино вызывает большее доверие зрителя к тому, что происходит на экране. И в конечном счёте - большую силу погружения в предлагаемые зрителю обстоятельства и эмоции.
Но одним из ключевых преимуществ 3D-кино является возможность создавать новые - более выразительные и изобразительные средства для реализации творческой задумки, которых в силу технологии нет и никогда не появится у обычного 2D кино. Точно так, как у художественного языка периода немого кино нет тех средств, которые появились с приходом звука в кино. Тогда поменялся кардинально сам язык кино. Точно так режиссёр, художник - в широком смысле этого понятия, может лучше, по-другому передать свои идеи через технологии стереокино, создавая ощущения, которые глубже и точнее передают эмоции героев картины, и приближают эти эмоции к зрителю, делая их ярче, выразительнее и понятнее зрителю.
Благодаря возможности показывать глубину и объёмность ситуаций, создатели 3D-кино могут улучшить свою технику строительства кадра. Основа работы режиссёра в кино – это выстраивание точной, выразительной мизансцены, которая работает на достижение той или иной эмоции у зрителя. Взгляд на мизансцену с двух пространственных точек зрения - это совсем не то, что делает режиссёр в обычном 2D кино, рассчитывая, что зритель как бы самостоятельно достроит в своём сознании представление о позиционировании актёров в мизансцене. И что зритель сам догадается каков характер взаимодействия персонажей и их эмоций внутри того или иного мизанкадра. Но это лотерея с неизвестным творческим результатом, а вдруг зритель не поймёт эти задумки режиссёра, ориентируясь по плоской картинке на экране?
В этом смысле стереокино открывает художнику новые средства и новые возможности, которых нет у обычного кино. Ведь, к примеру, режиссёр получает не только пространство кадра, ограниченное рамками экрана, но и пространство значительно шире - за пределами этих рамок как в глубину, вправо - влево, вверх-вниз, так и в само пространство зрительного зала, которое читается зрителем физиологически буквально как то, что вне пределов "окна" обычного 2D изображения, за рамами которого есть не только видимое, но и предполагаемое пространство мизансцены и взаимодействия персонажей с этим пространством. Так разве может настоящий художник отказаться от чего-то нового и потенциально более яркого и выразительного, чем то, чем он пользовался ранее? Нет, иначе он перестаёт быть художником!
Но российские "художники большого кинематографа" - режиссёры и продюсеры "первого эшелона" откровенно брезгуют снимать 3D-кино, а если и делают это, то под строгим присмотром и технологическим патронажем американцев, игнорируя свои выдающиеся и подтверждённые практикой супер-разработки в сфере 3D-кино, игнорируют российских специалистов и их реальные достижения. И снова вопрос: Почему так?
Технология 3D-кино (стереокино) может быть особенно полезна при создании фильмов определённых жанров и мультфильмов, поскольку она дает возможность создавать высококачественные трёхмерные изображения, которые поражают воображение зрителя. Это означает, что режиссёры могут создавать более сложные и убедительные экранные образы, которые ранее были недоступны. Более того, технология 3D кино может помочь реализовать идеи, которые нельзя было реализовать при создании обычного фильма. Однако всё это используется сегодня либо крайне убого и "криво", либо вообще никак. Но это можно исправить. Пригласите российских специалистов стереокино, результат не заставит себя ждать, этот опыт у нас был и он был очень успешен как в коммерческом, так и в плане позитивного отклика у зрителя.
Существуют определенные направления кино, в которых 3D технологии показывают себя лучше всего. Среди них научная фантастика, фильмы о Космосе, приключения, фэнтези, кинокомедии, цирковые и трюковые жанры, триллеры, научно-популярные кинофильмы, учебные, видовые... Такие жанры требуют обширного использования визуальных эффектов, но с другой стороны - и безупречной реализации стереоэффектов, а 3D кино позволяет более эффективно воплощать задуманные идеи режиссера в жизнь, но только при умелом и грамотном его применении. Российские опыт, огромная и результативная отечественная научно-практическая школа объёмного кино в этом могут и должны помочь. Но увы, это всё нашими российскими кинопроизводителями не востребовано. Почему?
Более того, 3D кино не ограничивается только произведениями искусства, которые были бы намеренно созданы с использованием технологий 3D-кино. Некоторые изображения, сложные образы просто не могут быть оценены в полной мере в двух измерениях, а средства стереоскопии в кино, грамотно реализованная 3D-технология - позволяют зрителям оценить каждый проходящий кадр, каждую экспрессию героев картины, каждый переживаемый ими момент.
В связи с этим, грамотно применённые грамотными специалистами (которые в России есть, но они не востребованы) стереоскопические технологии в кино могут и должны стать полезным инструментом для привлечения массового зрителя в кинозалы, которые - это не секрет, но на сегодняшний день теряют свою посещаемость в пользу домашнего кинематографа. Поэтому киноделам и режиссёрам стоит изучать возможности использования отечественных (российских) технологий стереоскопии в кино при создании своих произведений, следует привлекать отечественных специалистов в сфере стереокино к созданию массовой экранной кинопродукции.
Посмотреть 3D фильмы Игоря Даурова, снятые по российской технологии "Стерео-70", можно на странице сайта автора, прямые ссылки на скачивание горизонтальной стереопары 1080p side-by-side в таблице ФИЛЬМОГРАФИЯ: http://daurov-stereo.ru/about