Найти тему
Z-Машины

Почему никто не мог сбить самолёт-разведчик «SR-71»?

Бессмертный американский "Чёрный дрозд" - скоростной самолёт-разведчик
Бессмертный американский "Чёрный дрозд" - скоростной самолёт-разведчик

Разведывательный самолёт ВВС США «SR-71» (Strategic Response-71), как уверяли американцы, более чем успешно эксплуатировался в период 1964-1998 года. Таких воздушных машин изготовили в количестве 32 экземпляров. Двенадцать человек погибли в результате несчастных случаев, связанных с эксплуатацией машин, но случаев гибели непосредственно самолётов в результате атак противником, за весь период эксплуатации не было ни одного.

На тему «бессмертности» самолёта-разведчика «SR-71» среди служащих ВВС ходили множество баек, включая ту, что недосягаемость машины противником была обусловлена невидимостью самолёта для радаров. Действительно, так называемый разведчик «чёрный дрозд» отличался тем, что обладал выраженной тёмно-синей окраской корпуса. Многие считали, что самолёт-разведчик «SR-71» благодаря специальной краске оставался скрытым от радарных «глаз».

В реальности американский разведывательный воздушный аппарат радары без проблем «видели» на удалении за сотни километров. Способности же ускользать от атаки противника, как выяснялось на практике, создавал функционал высокоскоростного режима (реактивного форсажа). Как отмечалось специалистами, воздушный аппарат достигал на пике скорости 3 Маха. Соответственно, за счёт ускорения в моменты атаки машина попросту уходила от угрозы.

Американский разведывательный самолёт «SR-71» - продукт компании «Lockheed». Это был секретный проект, реализуемый подразделением «Skunk Works». Центральную роль в разработке играл создатель другого разведывательного самолёта – «A-12 Oxcart» (специальный аппарат для нужд ЦРУ). Однако о существовании бессмертного «чёрного дрозда» мир всё-таки узнал в 1964 году.

Раскрыть тайну решился тогдашний американский президент в ответ на критику сенаторов-республиканцев, утверждавших, что советские стратегические достижения опережали американские. Расчёт оказался верным. Критика стихла, а первый испытательный полёт «чёрного дрозда» состоялся зимой 1964 года. Спустя два года (1966 год), самолёт-разведчик «SR-71» начал полноценную службу.

Разведывательный самолёт «SR-71» на боевом дежурстве в небе Вьетнама
Разведывательный самолёт «SR-71» на боевом дежурстве в небе Вьетнама

На первых этапах американцы ограничивались одним боевым вылетом в неделю. По мере углубления участия США в оккупации Вьетнама нарастала частота вылетов машины на задания. На момент 1972 года выполнялись ежедневные разведывательные миссии. Что примечательно, «чёрного дрозда» дважды увольняли со службы.

Первое увольнение имело место в 1989 году. Такому решению способствовало сочетание соображений стоимости и смены приоритетов ВВС США. Военные увидели, что космические спутники обходятся дешевле самолётов-разведчиков. Поэтому основными приоритетами американских ВВС стали:

1. Разработка «B-1 Lancer».

2. Модернизация «B-52».

Однако через четыре года (1993) по настоянию Конгресса разведывательный самолёт «SR-71» решили восстановить на службе. Причиной стали полученные ЦРУ доказательства по созданию ядерной бомбы учёными Северной Кореи. Потребовалась организация разведки ближневосточного региона. Тем не менее, руководство ВВС США отрицательно отреагировало на восстановление и в 1998 году аппарат вновь списали. На сей раз уже окончательно.