Сегодняшняя тема - планы.
Студенты нынче практичные, и мне это импонирует.
Мой "ближний круг" - теоретики, но и цельный обзор велик, есть заметная почва для статистики. Я постоянно веду 6 разновозрастных и различных по специальностям групп, встречаясь с каждым учеником по 2-4 раза в неделю.
Основное наблюдение: большинство 16-19-летних ребят охотно беседует о будущем, примеряет на себя музыкантские реалии, анализирует финансовую сторону, предполагает режим. Наши с учениками беседы по организации процесса, на досуге - любимый "внеурочный" стиль. Мне есть что сказать на эту тему - студенты любознательны и живо восприимчивы. Ценю их интерес и зрелость мышления.
Не скрою, удивительно. Лично мне, в возрасте около 18, в голову лезло разве что поступление в консерваторию, а также "хочу, наконец, семью и много детей". Последнее выглядело навязчивой идеей - позже реализовалось с усилием, очень не скоро. Абитура сложилась. Работать в педагогике начала из чувства долга, ибо "так надо". Так поступают хорошие девочки.
Что до студентов, рождённых в середине нулевых... Они рассматривают учительство всерьёз, "хоть завтра", с неподдельным энтузиазмом. Сектор педпрактики подпитывает их решимость. Ребята невероятно открыты, спокойно и регулярно ведут концерты; они мобильны, легки на подъём. Затевают проекты - реализуют. Всегда готовы выступить. С их точки зрения, рабочая загруженность сама собою разумеется.
Многое совпадает и у представителей исполнительства. На полном серьёзе, девушки и юноши настойчиво рассуждают о будущих учениках. Полагают, что педагогика всё равно "настигнет". Не лучше ли принять её добровольно, всей душой? О преподавании говорят даже более уверенно, чем о сцене. Я же, в ответ, транслирую старую свою мысль по поводу "синицы в руках".
Насколько реальны прогнозы ребят? По-разному. Те, кого коснётся родительство, неизбежно скорректируют планы. В какой мере - это вопрос воли. Тут... пока не попробуешь - вряд ли оценишь проблему.
Точно знаю, что "на выходе", в аспирантском качестве, преданных музыкантов останется меньше. И это вовсе не страшно. Это закономерно и правильно. Профессия не равно образование. Профессия - реальная активность.
Долг преподавателя СПО - задавать благоприятные стереотипы, воспитывать личным примером.
Это действует. Убеждалась неоднократно! "Из личной коллекции": среди моих выпускников разных лет - немало состоявшихся, перспективных деятелей нашего направления.