Найти в Дзене
Про жизнь

Ещё раз о продовольственной безопасности. Размышления марксиста

"Вице-премьер Денис Мантуров призвал менять ментальность и оценить мясо из личинок мухи", - пишет РБК 19 сентября 2022 года (фото РБК)
"Вице-премьер Денис Мантуров призвал менять ментальность и оценить мясо из личинок мухи", - пишет РБК 19 сентября 2022 года (фото РБК)

В результате реставрации капитализма в России и разрушения СССР колхозы и совхозы были ликвидированы, земля стала объектом частной собственности и попала в торговый оборот. Сегодня главными субъектами в аграрной сфере являются владельцы холдинговых компаний, крупнейшие латифундисты и фермеры – капиталистические предприниматели в сельском хозяйстве на ниве продовольственной безопасности страны. Это им принадлежит все, что создается трудом наемных работников в аграрной сфере. Класс крестьянства фактически отсутствует. Да и бывший рабочий класс носит сегодня облик призрака, так как он отчужден от средств производства, от участия в распределении результатов своего труда, от процесса управления делами предприятия.

На месте бывшего рабочего класса сегодня существует целая армия наемных работников, продающих свою рабочую силу хозяевам предприятий.

Неслучайно урожаем в аграрном секторе верховодят хозяева холдингов (это банки, крупнейшие металлургические, транспортные, машиностроительные, торговые компании) и, естественно, главное детище капиталистического общества – представители бизнес-класса, вроде Союза экспортеров зерна. Их главная задача – скорее вывезти, продать зерно за рубеж и «озолотиться».

У «аграрного стола» стоит еще один субъект – государство, у которого на плечах очень важная задача – закупить зерно в госфонд, который необходим для того, чтобы в случае природных или техногенных катаклизмов, войны и т.п. не допустить голода в стране, бунта населения и предотвратить социальные потрясения… Зерно из госфонда идет в нужный момент мукомолам, хлебопёкам и другим потребителям, нуждающимся в поддержке государства. Кроме 10 млн тонн зерна государство приобретает в резервный фонд другие виды продовольствия, поддерживая доступный спрос населения на продукты питания.

Может ли Россия себя кормить? На этот злободневный вопрос ответили академик В.В. Бледных, бывший советник правительства Ф. Кастро на Кубе и д.т.н. П.Г. Свечников в своем исследовании («Может ли Россия себя кормить?», г. Челябинск, 2010 г.). Может! Без колебаний отвечают исследователи. Ведь у нас есть пахотная земля – 116 млн га и 19 млн га сенокосов. Есть тяжелый и горестный опыт выживания народа в условиях не только природных катаклизмов и социально-экономического давления эксплуататоров, внешних врагов, «санкционеров», есть природная неприхотливость к условиям выживаемости, мудрая человеческая солидарность и годы тяжелых испытаний. Как подтверждает наука и социологическая практика, для того чтобы страна жила без страха перед голодной смертью, она должна производить около 1 тонны зерна в год на каждого жителя страны от младенца до столетнего старца.

Сегодня в России 147,2 млн человек. Для такого населения надо иметь 110-170 млн тонн зерна. В 2022 году собран урожай более 150 млн тонн. По расчетам этого зерна хватает, чтобы кормить народ, его армию доступным хлебом, иметь страховой фонд на черный день, сохранять для посевной кампании по 2 центнера зерна на 1 га пашни, поддерживать животноводство и производство яиц, излишек зерна можно продать на мировом рынке. Так что голода не будет!

Именно такой потенциал зерна почти ежегодно есть и в Австралии, Канаде, Аргентине, США – основных производителях мирового зернового фонда.

Все годы социализма производству зерна в нашей стране уделялось самое пристальное внимание. Ведь если у капиталистов «деньги – всему голова», то у трудового народа «хлеб – всему голова». Ну, как не вспомнить товарища Сталина, который на I Всесоюзном слете колхозников-ударников напоминал хлеборобам главную заповедь – в первую очередь рассчитаться с государством по хлебопоставкам.

Когда я бываю у себя на родине в Новоузенском районе Саратовской области и выхожу на степные просторы, то ни разу за последние тридцать лет не встретил не только красного обоза в сторону самого крупного в Заволжье элеватора, но и ни одного грузовика с волнующим сердце плакатом «Хлеб – Родине!».

* * *

Было время, когда основным производителем товарного зерна была Украина, считавшаяся житницей страны. Но после того как И.В. Сталин в своих теплых, заботливых ладонях взлелеял колхозно-совхозный строй, производство товарного зерна переместилось в РСФСР – в Северные, Центральные области, на Южный Урал, Зауралье, на Алтай. «За последние 2–3 года, – говорил И.В. Сталин в докладе XVIII съезду ВКП(б), – Украина заготовляет зерна всего около 400 миллионов пудов ежегодно, тогда как РСФСР заготовляет за эти годы ежегодно миллиард сто – миллиард двести миллионов пудов товарного зерна». (И.В. Сталин. Вопросы Ленинизма. ГПИ, 1953 г.)

А еще раньше И.В. Сталин ставил задачу приступить к серьезной работе по организации дела орошения в Заволжье, где тепло и солнце позволяют взращивать твердую пшеницу высшего качества (там же, стр. 493).

Я помню красивые плакаты и яркие кинокадры, на которых на карте перед вождем наши прожженные солнцем степи были покрыты лесополосами насаждений и сетью оросительных каналов. Невероятный эмоциональный подъем моих земляков вызвало начало строительства канала «Волга – Урал», который проходил через весь мой родной район. За каждым кубометром волжской воды, врывавшейся в раскаленное жаром русло канала, шла отара тонкорунных овец, табуны лошадей, верблюдов, возводились животноводческие помещения, благоустроенные поселки колхозников и рабочих совхоза «Алгайский».

Но вот грянула злостная перестройка с «реформами», и канал замер перед границей с Казахстаном, закачивать воду в канал стало «невыгодно» (!). Русло пересохло, улетели дикие белые лебеди, которые вместе с домашней птицей колхозников осваивали неожиданное чудо. Степь снова откатилась к облику времен Емельяна Пугачева, предательски плененного недалеко от трассы канала в сентябре 1774 года.

Никаких следов от крупнейших в Заволжье Марксовской и Новоузенской оросительно-обводнительных систем не осталось.

* * *

Продовольственная безопасность – проблема широкая и многофакторная. Она актуальна во все времена для всего человечества. Многие традиционные способы выживания людей и добычи продуктов питания уже не удовлетворяют потребности населения Земли. Наука углубляется в недра природы вещей материального мира и извлекает новые, полезные для человека компоненты питания, в том числе белкового характера. Наука и техника помогают сегодня извлекать белок из живых организмов, которыми пользуются приматы, животные и птицы. Но человеку надо преодолеть психологический барьер, чтобы приступить к поеданию червей, тараканов, сверчков, саранчи, кузнечиков…

В погоне за «выгодой», которая стала содержанием жизни некоторых людей (представители бизнеса, торговли), человекообразные субъекты продвигают новые технологии, новые продукты питания с применением белковых извлечений из мира насекомых. Появились фальсифицированные продукты известных производителей, подделки. На этикетках можно прочитать «Колбаса из мяса», «Молоко питьевое из натурального деревенского молока», «Молоко питьевое из молока высшего качества». Молоко из… молока?!

Сколько копий сломано в борьбе против пальмового масла, которое сплошь и рядом вытесняет коровье масло, подсолнечное, рапсовое, натуральное. Копья-то поломали, а свое натуральное растительное масло вывозим за рубеж, и «пальма» одержала победу. Оно, оказывается, «не уступает материнскому молоку и очень полезно для вскармливания детей, оно очень полезно в кондитерской промышленности».

К проблеме тараканьих белков подступилась большая политика: аж Еврокомиссия. С 24 января 2023 года она официально разрешила использовать их в продовольствии. В европейских газетах и TV появилась реклама жуков, тараканов, плодожорки, червей, гусениц, опарышей, саранчи, которые сегодня выдаются за невероятно вкусный и полезный для человека продукт. «Российская газета» (№ 34, 18.02.2023 г.) публикует фото Николь Кидман, которая на публику заморила червячка, а Анджелина Джоли расправилась с паучком.

Евросоюз недавно одобрил использование мучного червя для потребления человеком, а в январе новая пищевая добавка из сверчков начала появляться в продуктах – от пиццы и зерновых батончиков до макарон, печенья и хлопьев. Скоро эта добавка из мучных червей может попасть в кондитерские изделия, супы быстрого приготовления и мясопродукты. В европейской прессе пишут, что в сверчковой пасте белка вдвое больше, чем в говядине, а в мучных червях полезных аминокислот в 3 и даже в 14 раз больше, чем в рыбе. Для производства новой пищи бизнес тратит значительно меньше минеральных и энергетических ресурсов, что делает «новинку» чрезвычайно прибыльной.

«Мудрые» лидеры Мирового правительства из Давоса (швейцарское прибежище мирового правительства) решили ограничить сельское хозяйство, чтобы «спасти планету» и к 2030 году перевести плебеев на экологически безопасное поедание насекомых. Миллионы долларов уже вложены в фермы по их выращиванию. Известный американский миллионер Билл Гейтс рьяно выступает за перестройку мировой экономики на снабжение продовольствием на основе насекомых. В продукты питания черви, тараканы и саранча попадут в качестве важных пищевых добавок. («Еда из насекомых – для плебеев», «РГ», № 34, 15.02.2023 г.)

* * *

Так есть ли у нас гарантия продовольственной безопасности? На этот вопрос отвечает вице-президент РАН Н. Долгушкин («РГ», 20.02.23 г., № 37): «Никакого продовольственного кризиса в России нет и не будет. В России в основном выполняется продовольственная доктрина безопасности за исключением молока, картофеля, овощей и фруктов. У нас производится достаточное количество основных видов сельхозпродукции, необходимой для выпуска продуктов питания. Мы не только кормим себя, но и вывозим продовольствие в более чем 100 стран мира. У нас 55 % всех мировых черноземов, пятая часть запаса пресной воды, огромные площади лесов, мы производим 25 миллионов тонн минеральных удобрений. У нас свой хлеб, кризиса нет и не будет. Но продовольственная безопасность уязвима, и не только со стороны матушки-природы, но и главным образом со стороны деятельности человека, состояния социально-экономической системы, уровня развития производительных сил, качества управления процессами в АПК… Нам надо возвращаться к плановости АПК. Бандитские санкции Запада против России заметно навредили нам, оказалось, что у нас нет своих семян ряда культур, заквасок, оболочек колбасы, молочной посуды. В последнее время мы действительно зависим от импорта заквасок, от импорта семян, племенного молодняка, техники и технологий пищевой промышленности. Раньше (в годы социализма. – Н.Ч.) при каждом молокозаводе была баклаборатория, которая готовила все закваски. В большинстве районов работали биофабрики, которые выпускали все – закваски для молочной продукции, ингредиенты для мясной и хлебопекарной промышленности. Потом все они были ликвидированы и сегодня это крупная проблема для пищевой промышленности.

Или семена, их бизнесу было удобнее покупать (подсолнечник, свекла, кукуруза, овощи). Они дорогие и быстро окупались, было выгодно бизнесу. С весны 2022 года ситуация обострилась. Своих семян свеклы было 1,8 %, племенного яйца 1,9 %, т.е. продовольственная безопасность уязвима и ощутительно! А ведь она часть национальной безопасности. Словом, государству и науке есть над чем думать и принимать соответствующие меры защиты».

«Мы много импортируем продуктов питания из-за рубежа, но качество их продукции не выдерживает требований ГОСТа РФ», – сказал Сергей Данкверт, глава Россельхознадзора («РГ», 10.01.2023 г., № 2).

Только за прошлый год продовольствие на Западе выросло в цене в среднем на 24 %, зерно на 45 %, яйцо – на 43 %, молоко – на 31 %. Так что скоро продовольствие с червями, саранчой, тараканами будет находить все больший спрос у крестоносцев. Ну, как говорится, приятного аппетита, господа «цивилизаторы»!

Автор: Николай Чепасов Начало статьи здесь

Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь