На серьезные размышления наводит выступление Александра Бортникова 11 апреля в информационном центре Национального антитеррористического комитета. Директор ФСБ, говоря об активности украинских спецслужб и их западных хозяев по вовлечению российской молодежи в диверсионную деятельность, в частности, косвенно обозначил едва ли не самое уязвимое место в личностном развитии молодого человека сегодня: инфантилизм, внутренняя мировоззренческая пустота и нравственная подвижность - все это естественным образом ведет к податливости на влияния самого разрушительного свойства. Ведь незрелая, психически неустойчивая да вдобавок еще невежественная личность – готовый объект для манипуляций. Особенно если процесс убеждения в необходимости совершить то или иное преступное действие, кроме внушаемого куратором примитивного оправдания будущего проступка, сопровождается обещанием материального вознаграждения.
Есть большие сомнения в мастерстве воздействия на молодые умы тех же украинских вербовщиков, забрасывающих «сети и удочки» в подобную лабильную, не имеющую прочных опор среду, вовлекая в ряды «сопротивления кровавому режиму» новых и новых членов. Мы сами облегчили задачу таким «вербовщикам», содействовали их замыслам по дестабилизации и развалу страны, открыв на историческом корабле «Россия», говоря языком моряков, идеологические кингстоны, и чего только к нам не хлынуло за истекшие тридцать с лишним лет, размывая понятие национальной самоидентификации и государственные основы… Да и продолжает еще просачиваться, замаскированная красивыми словами токсичная гниль, несмотря на декларируемый патриотизм…
В российском обществе за много лет ценность и смысл созидательного труда, научных открытий, самоотверженной работы как таковой, упорной, повседневной, временами, неблагодарной свелась к одному знаменателю - обогащение. Так не стоит удивляться, если молодой человек, поставленный в ситуацию морального выбора, выберет деньги, которые стали у нас мерилом всего - успеха, престижа, комфорта, уровня потребления. Продаются молодость, красота, даже девственность…
Было бы гораздо спокойнее за будущее страны, если бы на эти проблемы чаще обращали внимание лидеры мнений и наша общественность, учителя, психологи, преподаватели педагогических учебных заведений, депутаты и чиновники, занимающиеся вопросами образования и воспитания. Споры вокруг ЕГЭ и Болонского процесса, цифровизация, всевозможные электронные новшества, искусственный интеллект и т. п – все это, конечно, замечательно. Однако нимало не отвечает на еще один острейший вопрос, возникающий непосредственно из выступления А. В. Бортникова: почему в России силовикам «с февраля 2022 года» пришлось предотвращать, нередко ценою жизни, «118 преступлений (!) террористической направленности, исполнителями которых были подростки и молодые россияне»? Почему у нас сформировалась идейная почва для таких эксцессов? Непонятно также, почему НАК призывает уделять особое внимание «противодействию идеологии терроризма и неонацизма в молодежной среде», ограничивая свой посыл следующим окончанием фразы: «на территории присоединенных регионов». А что, в «большой» России мы не сталкиваемся с этой «идеологией»? Тем более в отсутствие другой?
Из заявления НАК следует, что мы признаем идеологическую подоплеку вербовки наших граждан в диверсионно –террористическую и экстремистскую деятельность. Но отчего-то стесняемся признать очевидное: любая идеология – это система, а с системой, чтобы ее победить, недостаточно бороться точечными, пусть даже эффективными акциями, «операциями хирургов» из ФСБ. Системе должна противостоять система. В данном случае – идеологическая, основанная на историческом опыте и традициях России, на понятиях гуманизма, справедливости, равноправия, общего блага.
Вряд ли одной «профилактикой» терроризма в учебных дисциплинах гуманитарного профиля можно будет обойтись в ситуации жесткой информационной войны, ведущейся против России, и, подчеркнем, не только извне… Проблема масштабнее. Гуманистический, морально-нравственный и духовный вакуум в сознании подрастающего поколения не заполнишь с помощью самых продвинутых учебных пособий, даже с картинками.
Как ни парадоксально, из того же ряда – проблема наркомании в молодежной среде. В данном случае террор становится «тихим», но не менее, а то и более катастрофическим.
Неопределенность с выбором профессии и неясность перспектив, чем и как ты будешь зарабатывать, ипотека, кредиты, и при этом детская иллюзия, что можно жить на автопилоте, не вникая в жизненные сложности, неразвитая способность к эмпатии, навязываемая в инете и в обществе реклама экспериментов с внешностью, ни к чему не обязывающего «секса по дружбе», доступность «веществ», создающих на первых порах мнимое состояние «легкости бытия» - все это лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться молодому человеку, выходящему за школьный порог.
По информации «Коммерсанта» - общее количество официально зарегистрированных наркозависимых в России составляет более 600 тыс. человек, при этом объединение «Трезвая Россия» называет «более близким к реальности число свыше 5 млн человек, 3,5% от населения страны». «Такие расхождения объясняются тем, что из десяти наркозависимых на официальном учете стоит всего один», — указывают авторы доклада «ТР».
По данным экспертов, «ежегодно от наркотической зависимости умирают или становятся инвалидами десятки тысяч людей, причём абсолютное большинство из них – подростки и молодёжь до 30 лет». Большая часть наркоманов не признают проблемы вплоть до крайних стадий зависимости. Но даже те из них, кто решится пройти лечение, опасаются идти к врачам, поскольку постановка на учёт грозит проблемами на работе и учёбе, а лечение анонимно в частных клиниках стоит очень дорого для среднестатистической российской семьи.
В недавней публикации «Парламентской газеты» сообщалось, что в 23 году зафиксирован рост «наркотических» преступлений. В январе текущего года «было зарегистрировано 16,2 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 21,3 процента». Об этом говорится в докладе «Состояние преступности в России», опубликованном на сайте МВД РФ. «При этом количество преступлений с целью сбыта наркотических и психотропных веществ в январе также выросло в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 42,2 процента (до 10 618), а число связанных с производством запрещенных веществ преступлений — на 25,5 процента (до 64)».
Сайт Лента.ру пишет о том, что «Россия является лидером по числу потребителей наркотиков среди стран Восточной Европы – Центральной Азии (ВЕЦА). О таком негативном «лидерстве» России заявила международная Комиссия по наркополитике (ECECACD)».
С этой напастью, уничтожающей российскую молодежь, тоже приходится разбираться силовикам. 10 апреля в Подмосковье сотрудники ФСБ изъяли 699 кгкокаина на 2,5 млрд рублей у членов международного картеля, планировавших переправить наркотик в Европейский союз (ЕС). В пресс-службе ФСБ рассказали, что по делу о рекордной партии кокаина задержаны трое иностранцев, двое из которых являются гражданами Колумбии и один гражданином государства ЕС.
«ФСБ пресечена попытка очередной международной преступной группировки использовать территорию РФ для транзитного перемещения и сбыта наркотиков. <…> При задержании с поличным у прибывших в Россию членов картеля обнаружено 699 кг кокаина», — отметили в спецслужбе.
Розничный сбыт этого вещества, по оценкам ФСБ, мог принести преступникам прибыль в размере не менее 6 млрд рублей. А до этого, 31 марта, в Санкт-Петербурге полицейские изъяли более 200 кг опять же латиноамериканского кокаина, стоимость которого по ценам черного рынка превышает 800 млн рублей. Ранее, в феврале, в одной из квартир Лосино-Петровского округа Подмосковья нашли склад с крупными партиями наркотиков, общая стоимость которых может достигать 150 млн рублей. По сообщению телеканала «Звезда», содержимое хранилища планировалось распространить с помощью тайников-закладок по территории Московской области.
Задумайтесь - почти тонна кокаина! Конечно, отметим успех наших спецслужб, пресекших попытку очередной международной преступной группировки использовать территорию РФ для транзитного перемещения и сбыта наркотиков. Однако и в этом случае возникает немало вопросов. Невозможно поверить, что каких-то там два колумбийца и гражданин государства ЕС провернули такую масштабную операцию. За этим, несомненно, стоит организация. Однако не припомню, чтобы за информацией об арестах «пешек» в ведущейся на территории России нарковойне были раскрыты и осуждены местные «короли», управляющие наркопотоками.
У нас более 140 тысяч заключенных, как правило, молодежь, так называемые «закладчики», «мясо», получившие сломавшие их жизни сроки по печально знаменитой «наркотической» статье 228 УК РФ (за незаконные приобретение, сбыт и т.д.), называемой «народной». Кто стоит за их спинами, сломанными судьбами, горем их близких – неподсудны?
Назовите же, наконец, имена тех, кто в России управляет наркопотоками, распоряжается арендой помещений и складов, средствами передвижения? Руководит распределением «веществ» по регионам, контактирует с дилерами, выстраивает логистику цепочек распространителей? Все это далеко не стихийные процессы. Из той же информации ФСБ мы узнали о существовании налаженных каналов (кем?) по доставке огромных партий наркотиков в Москву из Латинской Америки. Причем все это происходит в момент, когда Россия со всех сторон «заперта» санкциями. А раскрыт ли путь, каким наркотик планировали отправить далее, в одну из стран ЕС? Следует ли из всего этого, что Россия прочно интегрирована в транснациональные схемы наркобизнеса?
Ответов нет. И вряд ли их стоит ждать. Создается впечатление, что наши «наркобароны» как будто купили себе из своих несметных доходов презумпцию невиновности.
Было бы настоящей катастрофой через десяток лет увидеть такую картину на улицах наших городов, которую довелось не без ужаса наблюдать в районе Кенсингтон в Филадельфии, на улицах Детройта, Чикаго, Лос-Анджелеса…
Уже ряд лет назад Америку буквально захлестнула эпидемия смертей от передозировки фентанила, опасного, дешевого в производстве и легкодоступного наркотика. Количество фентанила, эквивалентное «двум крупинкам соли», может убить человека. За последние два десятилетия от передозировки умерли почти миллион человек, Впервые синтезированный бельгийским химиком П. Янссеном в качестве обезболивающего в 1960 году, этот препарат попал на черный рынок и начал разрушать жизни по всей территории США.
Журналист Майкл Снайдер пишет, в частности: «Если вы живете недалеко от крупного города США, вам не нужно идти в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм ужасов. Вместо этого просто выясните, где продается героин с добавлением фентанила, и пойдите потусоваться туда на пару часов. Если вы переживете эту встречу, это будет опыт, который вы никогда не забудете. В одном городе за другим безнадежно зависимые мужчины и женщины бродят по улицам центральных городских районов, как зомби. К сожалению, многие из них не продержатся долго, потому что исключительно легко умереть от передозировки этим наркотиком».
Мы вступили в сложную реальность. И редко задумываемся о том, что есть последствия у решений, которые мы принимаем. По большому счету это касается семьи, государства и каждого из нас. Молодые люди, идущие с винтовкой в школу, поддающиеся на посулы провокаторов юнцы, якобы ради «борьбы с режимом», неприкаянные наркоманы, умирающие в подъездах – лишь следствие безответственности взрослых, неважно, членов семьи или облеченных властью людей. Пришла пора что-то делать с этим.
Антон Шихлинский