Найти в Дзене
Автобусы СССР Sovbus

Редкий автобус Прогресс-30 из Брянской области

Позвонил мне на днях один человек по вопросу запчастей на ПАЗ-672. Типа есть списанный автобус, могу предложить с него запчасти. Я попросил прислать фото. Я спросил, а можно снять запчасти и отправить транспортной компанией, он ответил, что без проблем. Потом еще прислал фото. Оказывается там стоял еще один очень интересный автобус. Не простой, родом из ГДР. Встречайте Прогресс-30))) Немного истории. Предыстория завода относится еще к первым месяцам Великой Отечественной войны, когда в августе 1941 года был создан 11-й Отдельный ремонтно-восстановительный батальон в составе Северо-Западного фронта. Впоследствии он неоднократно переформировывался и до Берлина дошел уже как 263-й ОРВБ 1-го Белорусского фронта. Именно на его базе в соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии №0РГ/1/137 и Приказом начальника АВТУ ГСОВГ № 091 от 25 июля 1945 года был образован 53-й Автомобильный ремонтный завод, названный «Завод «Прогресс». Предприятие начало свою производственную деятельност
Прогресс-30. Фото из интернета.
Прогресс-30. Фото из интернета.

Позвонил мне на днях один человек по вопросу запчастей на ПАЗ-672. Типа есть списанный автобус, могу предложить с него запчасти. Я попросил прислать фото.

Я спросил, а можно снять запчасти и отправить транспортной компанией, он ответил, что без проблем. Потом еще прислал фото. Оказывается там стоял еще один очень интересный автобус. Не простой, родом из ГДР. Встречайте Прогресс-30)))

Немного истории. Предыстория завода относится еще к первым месяцам Великой Отечественной войны, когда в августе 1941 года был создан 11-й Отдельный ремонтно-восстановительный батальон в составе Северо-Западного фронта. Впоследствии он неоднократно переформировывался и до Берлина дошел уже как 263-й ОРВБ 1-го Белорусского фронта. Именно на его базе в соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии №0РГ/1/137 и Приказом начальника АВТУ ГСОВГ № 091 от 25 июля 1945 года был образован 53-й Автомобильный ремонтный завод, названный «Завод «Прогресс». Предприятие начало свою производственную деятельность на месте, где после окончания войны был расквартирован 263-й батальон в деревне Цезен (Zeesen), что на окраине Кёнигс-Вустерхаузена (Königs Wusterhausen). На этих землях до войны располагалось поместье известного немецкого инженера-кораблестроителя Иоганна Шютте (Johan Schütte). Здесь была его первая дирижаблестроительная фабрика, от которой «Прогрессу» достались заброшенный аэродром и несколько старинных зданий. Ходили слухи, что в одном из этих корпусов, ставшим автобусным цехом, и был построен первый дирижабль Шютте, главного конкурента Цеппелина. В 1930-е годы после разорения предприятия Lanz-Schütte территорию отдали немецкой рейхс-почте, а в послевоенное время большинство затопленных и полуразрушенных цехов находились в запустении. Однако для организации массового ремонта предприятию требовались более подходящие корпуса, поэтому уже с января 1947 года основное производство было переведено в цеха бывшей фирмы Büssing в Шёневайде (Schöneweide), пригороде немецкой столицы. При этом территория в Цезене осталась закрепленной за заводом – здесь был организован цех по ремонту автомобилей. Первоначально завод был ориентирован на капитальный ремонт трофейной и ленд-лизовской техники, которая в большом количестве оставалась на территории Восточной Европы после войны. Но уже в 1945 году предприятие выпустило свой первый автобус под маркой «Прогресс-1» на шасси ЗИС-5 (по другим данным, на шасси Studebaker). Эти автобусы выпускались мелкосерийно и предназначались для перевозки детей в школы. В 1956 году их сменили более современные автобусы «Прогресс-3» на шасси ГАЗ-51. Далее были всевозможные модификации автобусов на шасси ГАЗ-51, далее на шасси ГАЗ-53.

Автобус Прогресс-30. Фото из интернета.
Автобус Прогресс-30. Фото из интернета.

Прогресс-30, был разработан к 30-летнему юбилею завода и освоен в 1976 году. В последующие годы производство автобусов носило стабильный характер – в соответствии с заказами Автослужбы ГСВГ в год завод изготавливал 100–200 автобусов марки «Прогресс». Они применялись для перевозки военнослужащих и их семей ГСВГ. Надеюсь автобус спасут! Единственное он без документов, но и без этого машина очень ценная!