I. Введение
Приступающему к какому-либо виду деятельности чрезвычайно полезно использовать опыт лучших специалистов в этом виде деятельности. Но как ещё не специалисту определить уровень специалиста? В художественной и гуманитарной области человеческой деятельности, в отличие от технической и научной можно использовать критерий времени. Если прошло более века-двух, а люди всё ещё помнят автора, то имеет смысл ознакомиться с продуктом его творчества.
Со времени написания 6-ти "Слов о священстве" прошло 1600 лет, однако они остались чрезвычайно полезными для множества людей и на сегодняшний день. Автором реферата сделана попытка личного осмысления материала данных "Слов".
Для удобства параграфы пронумерованы следующим образом: 2.1. Где 2 означает номер слова, а 1 это номер пункта в слове по имеющемуся источнику [1].
Цитаты из "Слов" выделены жирным шрифтом, цитаты из Священного Писания выделены жирным курсивом. (Кроме заключения.)
II. Осмысление фактического материала
2.1. В начале своего 2-го слова Святитель Иоанн Златоуст показывает главнейшее условие доброго пастырства – любовь ко Христу, раскрывая диалог апостола Петра с воскресшим Спасителем и делая акцент на любви Бога к людям. Если пастырь будет видеть своим мысленным оком эту Божию любовь к Своему падшему творению, то это поможет ему продолжать любить свою паству несмотря ни на какие искушения, и в идеале остаться "пастырем добрым" (Иоан. 10:11) до самой своей смерти.
2.2. Далее святитель указывает на важнейшее качество успешности пастырской деятельности – на разум пастыря, как на способность видеть причинно-следственные связи и способность прогнозировать последствия своих действий на максимально возможный временной период. Это свойство разума он иллюстрирует на примере различия внешних врагов – духов злобы и внутренних – грехов, уже укоренённых в плоти и душах пасомых. Также он подчёркивает необходимое условие эффективного пастырства – добровольность принятия пасомым руководства пастыря. Пастырь должен "исправлять грешника не насилием, а убеждением ... ибо с принуждением и против желания больного никто не может лечить его".
2.4. Упоминая о собственных жизненных наблюдениях, но не раскрывая их содержания, он предупреждает, что одну из воспитательных методик – наказание – необходимо применять "не просто, но соображаясь с расположением грешников", чтобы вместо пользы не принести вред душе пасомого. Немощных и сильноукоренённых в грехе надо отклонять от греха постепенно. Но с другой стороны, некоторые души не получив наказания адекватного степени совершённого греха только укореняются в этом грехе. Повторив тезис о необходимости многого благоразумия, и для усиления воздействия даже привлекая метафору о необходимости пастырю иметь множество очей, святитель указывает и ещё одно необходимое пастырю качество – мужество. Зачем? "Чтобы не ослабеть, чтобы не отчаяться в спасении заблуждающихся, чтобы непрестанно мыслить и" молить Бога о даровании пасомым "покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:25-26).
3.4. В 3-м слове вводится ещё одно требование к пастырю – чистота ума и сердца равноангельская и говорится, что достигается это только помощью Божественной благодати.
3.5. Далее святитель показывает, что власть священников более власти земных царей, которые имеют власть связывать и разрешать только тело. Власть же священника более её настолько, "сколько небо превосходнее земли и души тел", ибо, по слову Господа "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18).
3.6. Также, подобно соотношению с земной властью, производится соотношение ещё одного качества или атрибута священства – отцовства духовного с отцовством по плоти. "Одни рождают нас для настоящей жизни, другие для будущей", поэтому, утверждает святитель, их следует "и почитать более отцов своих".
3.7. На примере личностных качеств апостола Павла – превосходнейшего пастыря – святитель показывает каким должен быть пастырь, каковы высочайшие требования к нему: "должно иметь великое благоразумие, и ещё прежде благоразумия великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни, и добродетель более, нежели человеческую". Здесь же следует предупреждение об опасности, вплоть до гибели души, тому кто возьмётся за дело, превышающее его силы.
3.9. Далее опасности на пути пастырства раскрываются более подробно. Первой опасностью названо тщеславие. Затем власть. Имеется в ввиду не власть сама по себе, а опасность злоупотребить этой властью и впасть в грех "гнев, зависть, вражда, клеветы, осуждение, обман, лицемерие, желание похвал, человекоугодие ..."
3.10. И сразу же указывается способ борьбы с этим тщеславным желанием власти – "тщательно изгонять из души и даже не позволять ему в самом начале овладевать ею, чтобы можно было действовать во всём свободно. Кто не желает величаться этой властью, тот не боится и лишиться её; а, не боясь этого может делать всё со свойственной христианом свободой".
3.12. Святитель снова говорит о положительных качествах, необходимых пастырю – разуме, альтруизме, мужестве: "Священник должен быть бодствующим и осмотрительным, ... живущим не для себя одного, а для множества людей.", "имеет особенные заботы о каждом из подчинённых", какую пользу он может принести "если он не будет иметь души крепкой и весьма мужественной?"
3.13. Опять упоминается мужественность, но уже как способность переносить "оскорбление, клевету, язвительное слово, насмешки, ... укоризны". Те, кто не способен беззлобно переносить эти напасти, а начинают возмущаться и воспламеняться пламенем гнева, тех "особенно нужно удалять от обители священства".
3.14. Святитель напоминает, что священник всегда на виду, на него смотрят множество глаз. По свойству человеческой природы многие из обладателей этих глаз повторят его действия и оценки, приобретут его душевные свойства. Вследствие этого, если он грешен, то он увлечёт в бездну греховную множество людей, но и наоборот, если душа священника будет блистать красотой, то она будет просвещать души взирающих на него и внемлющих ему. Поэтому священнику необходимо быть бдительным к себе, ему необходимо бороться со своими грехами и стремиться к святости.
3.16. Также святитель указывает на необходимость пастырю иметь мудрость, уметь совмещать душевные качества противоположной направленности. Пастырю следует быть "суровым и благосклонным, строгим и кротким, смиренным и не раболепным".
Пастырь должен быть подготовлен к своему служению, ему следует заранее знать возможные трудности, которые могут возникнуть во время его пастырского служения.
Пастырю следует никогда не делать упрёков, никого не оскорблять, быть кротким и незлобивым. Этого очень трудно достичь. Во всей полноте это доступно лишь для смиренного человека. Лишь истинно смиренный ни при каких условиях, никогда никого не осуждает.
4.1. На примерах царя Саула, священника Илия, первосвященника Аарона святитель показывает опасность начальствования, и особенно начальствования духовного – пастырства. Даже если тебя принуждают к начальствованию и ты не по своей воле получаешь его, всё равно ты несёшь ответственность за подчинённых и пасомых. Так что, если ты осознаёшь слабость своих сил, то лучше не берись быть начальником. А если ты уже им стал и столкнулся с несоответствием возникающих перед тобою задач твоим силам, то не впадай в уныние, а восприими это как призыв к увеличению твоих сил.
4.2. Слово – вот главное оружие пастыря! Истинный пастырь есть тот, кто умеет употреблять слово как лекарство, как духовную пищу, как мечь, как огонь.
4.3. Словом он должен уметь отражать нападения внешних врагов (здесь святитель упоминает современных ему еретиков) и побеждать их не быв побеждённым самому.
4.5. Словом он должен уметь и гасить распри своих ближних. По мнению святителя "Они не меньше внешних нападений, но ещё более представляют труда для наставника".
4.8. Святитель приводит слова апостола Павла к ученику: "занимайся чтением, наставлением, учением ... ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя" (1 Тим. 4:13,16), подчёркивая необходимость самосовершенствования. Таким образом, и своя душа учится, и другим душам можешь помочь. Здесь постулируется наличие последовательности: обучение себя – применение полученных знаний на практике (то есть проверка и коррекция этого своего пока лишь теоретического знания) – помощь другим. "А кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном" (Мф. 5:19).
5.4. Святитель возвращается к рассмотрению опасностей для души пастыря и называет их. Это ненависть и зависть. Он рекомендует пастырю спокойно и последовательно опровергать различные клеветнические обвинения, выдвигаемые в свой адрес, а не игнорировать их или бояться их, и тем более не падать духом. Если же после этого "обвинители не захотят вразумиться, тогда отнесись к ним с презрением".
Ещё одна опасность – похвала искренняя либо льстивая, но всегда незаслуженная так как "мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17:10).
6.1. Святитель напоминает, что пастырь даст отчёт Господу за каждую вверенную ему душу и вопрошает "какому подвергнутся наказанию те, которые погубили ... множество" душ, если даже тому, кто соблазнит только одного "лучшебыло бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18:6).
6.2. Пастырю следует иметь чистую душу, чтобы Дух Святой мог соделать её своей обителью.
6.3. Почести следует принимать с "великим равнодушием" иначе можно впасть в грех угождения, высокомерия, надменности.
6.4. Пастырю надлежит обладать таким качеством как постоянство: "Учитель должен ... сеять ежедневно, чтобы слово учения ... непрерывностью своей могло укрепиться в слушателях".
6.5. Все действия священника должны быть направлены к одной цели – "к славе Божией, к созиданию церкви".
III. Заключение
В своих 6-ти "Словах о священстве" святитель Иоанн Златоуст вводит и раскрывает различные стороны священства:
– Назначение и цель священства: созидание церкви Божией во славу Божию.
– Образ действия в нашем земном мiре: отцовство как власть и учительство.
– Основной метод действия: использование слова как оружия.
– Качества помогающие достигать поставленной цели: любовь, разум, воля,
чистота ума и сердца, безстрастие, мужество, постоянство.
– Качества мешающие: слабость ума, тщеславие, раздражительность, гнев.
Идеальный священник – такой кто:
– Чётко понимает что такое идеальное священство.
– Неукоснительно выполняет эти требования ума и сердца.
– Не останавливаясь, последовательно улучшает это своё понимание.
Путь священства тяжёл, на этом пути встречаются опасности:
– Внешние: ненависть, зависть.
– Внутренние: тщеславие, власть, уныние.
Но "Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" (Фил. 4:13)
* * *
Спастись во священстве самому и помогать своему Отцу – Господу Богу во спасении своих братьев и сестёр возможно лишь при преобладающем альтруизме, а не эгоизме, то есть при направленности не к себе, а от себя, так как "блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20:35), помня слово нашего Пастыряначальника "не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Иоан. 5:30) и "не ищу Моей славы" (Иоан. 8:50)
р. Б. Ярослав,
Приход храма святого Георгия,
г. Санкт-Петербург