Подвезли экспертный контент. Итак, хорей — один из стихотворных размеров. Так сказать, база. Схема простая: ударный + безударный. Запомнили? Так зачем же великие поэты отдавали предпочтение хорею, когда есть такой величественный амфибрахий или вовсе гениальный пеон? Неужели Пушкин бы не сумел срифмовать по-другому? Зачем же хорей?
В начале был размер
Выбирая размер, автор явно что-то замышляет. Что-то хочет передать. Причём что-то вполне конкретное. Ещё Ломоносов в своих правилах упоминал:
«... падающие, или из хореев составленные, стихи способны лучше иных к передаче крепких и слабых аффектов, тихих и скорых действий».
Источники поновее? Гумилёв:
Хорей, поднимающийся (ударяемый слог по тону всегда ниже неударяемого), окрыленный, то смешлив, то растроган. Его сфера — пение.
И господин Гаспаров полагал, что каждый размер несёт тайные смыслы. Ну что ж, согласимся.
Так что же про хорей?
С греческого обозначает «плясовой». Значит, хорей менее спокойный, чем противопоставляемый ему нежный ямб. Например, хорей во «Мщении» Жуковского — это звук топота копыт, страшного и даже зловещего. Тем не менее именно хорей одновременно считается более плавным и мягким размером. Вспомните такие примеры?
У Пушкина
Любил Александр Сергеевич много чего, но в основном — хореи. Иногда ямбы. Совершенно не дактили.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
В его лирике четырёхстопный хорей сохраняет устойчивую связь с песней, встречается в сказках. В сказке о петушке, который золотом покрыт был, и вовсе особенно чёткий и гармонический хорей. Возможно, это связано с тем, что именно в этой сказке числа играют особую роль (если точнее, то символические 3, 7 и 9).
Подписывайтесь на канал 💙
Не пропустите продолжение. Кстати, о Пушкине (sic!):