7 апреля. Газета «Волжская коммуна». На территории бывшей Самарской губернии пропито свыше 14 миллионов рублей. Если бы эти деньги пустить в дело, то можно было бы содержать 500 школ, купить 500 тракторов, 60 тысяч рядовых сеялок и выписать на каждый двор газету и журнал. Только одно село Коноваловка, которое платит налогу 18 тысяч рублей в год, пропило за четыре месяца 18 с половиной тысяч рублей. Крестьянин в Самарском округе тратит в год на культурные нужды 1 рубль 06 копеек, а на водку – 26 рублей 39 копеек. Надо бичевать пьянство, доказать, что пьянство это – болезнь, что только от одного стакана водки трудоспособность человека понижается на 15-20 процентов, надо устроить так, чтобы те 26 рублей 39 копеек уходили не нашим врагам, а на культурное строительство.
9 апреля. Газета «Волжская коммуна». Судьба самарского музея революции не так уж отрадна: за пять лет пришлось сменить семь помещений. Поэтому материалы музея еще недостаточно проработаны, на них еще лежат следы поспешности и торопливости. Отдел, посвященный событиям 1905 года. На фоне обильных фотографий бойцов и организаторов-революционеров легко не заметить скромный снимок крестьян: Князева, Щербакова, Солдатова и его сына Гавриила. А ведь это – руководители и организаторы совершенно невероятной по тем временам Старо-Буянской республики. Старо-Буянское правительство отказалось от выборов старшины и создало волостное самоуправление. Старо-Буянская волость объявила себя автономной, а царская власть была объявлена здесь «вредной для народа». Земля была передана крестьянам на правах трудового пользования. Республика продержалась двенадцать дней.
29 апреля. Газета «Волжская коммуна». Иващенково. Станция неприглядная и малозаметная. Лет двадцать назад зеленели вокруг нее леса. Чапаевск вырос именно здесь. И там, где были леса – сейчас просторный кипучий город, трубы заводов, переплеты лесов над строящимися зданиями. Город рос вокруг заводов, расположенных по обе стороны железнодорожного пути. Но обе стороны росли по-разному. Вы идете владениями завода №15 и видите прямые просторные улицы, залитые асфальтом, ровные линии водосточных канав, гирлянды электрических ламп, кокетливую однотипность домиков. Это – по левую сторону. Это – "Ташкент", на языке чапаевцев. Справа от железнодорожного полотна – отсутствие дорог и тротуаров, нагромождение убогих хибарок, рытвины и засасывающие лужи, лошади, падающие в грязь. Это – Владимирский поселок, выросший вокруг завода №2. Там, за железной дорогой в "Ташкенте" – клуб, кино, Дом культуры, кооперативная столовая. Здесь – базарная площадь, три пивных, шинки, "обжорка".
– Сучьи ряды, – так говорят чапаевцы. Здесь же, за поселком Владимирским, проходит речка Моча, мутная, отравленная заводскими отбросами. Река с именем, как нельзя более отвечающим содержимому в ее берегах...
Рабочим Чапаевска есть с чем выйти на первомайскую демонстрацию. Пролетарский праздник они встречают социалистическим соревнованием, объявлением решительной борьбы пьянству, прогулам и расхлябанности.
Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !
Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года