Уральская хореографическая школа имеет длинную историю. Берет свое начало в 20-х годах XX века. Но за все это почти вековое повествование у Екатеринбурга никак не выходило сгенерировать собственное пространство для взращивания танцовщиков. А ведь было нужно, даже остро необходимо выковывать таланты для домашней балетной сцены. Так было до 2015 года. Семь лет назад в столетних ожиданиях, бесконечных доказательствах нужности и важности была поставлена точка — в Екатеринбурге открылся Уральский хореографический колледж.
Конечно, семь лет совсем еще небольшой срок для того, чтобы давать оценки проекту. Но не промолчать уже о том, какая громадина была сдвинута с места, сколько перелопачено за этот срок. Как увидеть результаты? Например, посмотреть отчетные концерты учеников и студентов УХК. А еще поговорить с ними. Ведь кому, как не им рассказывать: как там внутри? Наш разговор с одной из лучших воспитанниц хореографической школы, студенткой II курса Ириной Савинцевой.
— Ирина, здесь, на Циолковского, 59 ведь только один из учебных корпусов колледжа?
— Да, верно. Мы занимаемся в нескольких местах. Здесь есть обычные классы, так что в этом здании у нас проходят занятия общеобразовательного блока. Кроме того, здесь же проводятся и профпредметы. Но есть еще хореографические залы и обычные классы во втором учебном блоке, в здании интерната на Чапаева, где живут ученики колледжа из других городов. Часть профессиональных предметов проходит в классах Детской филармонии.
Расписание ежедневно меняется – за этим нужно следить, но мы уже привыкли. Это – часть дисциплины.
— Почему на этом уроке одни мальчишки? Есть какая-то специфика разделения?
— Мужской класс и женский занимаются всегда отдельно. У нас разная программа классического танца. Но есть другие предметы: дуэтный танец, народный, сценическая практика – тут мы вместе.
— То есть в колледже, как и в обычной школе, есть классы по возрастам?
— Конечно, учимся по общеобразовательной программе вместе. А на спецблоки разделяемся. Последний школьный класс, когда по сути у нас завершается общеобразовательная программа – 9-ый. И это по счету пятый год нашего обучения в училище. Дальше мы получаем аттестаты об окончании средней школы. И впереди 1,2,3 курсы профпрограммы.
В эти годы мы учим и шлифуем профессию. Из общеобразовательных остаются в основном гуманитарные, остальные предметы уходят. Скажем, у нас в 10 классе (на 1 курсе) было естествознание, которое включало в себя физику, географию и биологию. В 11-м предметов стало еще меньше, зато появились в большем объеме профессиональные дисциплины.
— После 3 курса училища нужно получать еще какое-либо профессиональное образование? Или вы уже готовы поступать на сцену?
— Мы получаем диплом о среднем профессиональном образовании и можем поступать уже в труппу театра.
— Ты чем-то подобным до поступления в УХК занималась?
— Я из маленького городка – Качканар Свердловской области. Мне было 5 лет, когда захотела учиться в детской школе искусств вслед за старшей сестрой. Но по сути, ничего та школа мне не давала: обычные предметы, никакого развития природных данных. А мне было интересно абсолютно все попробовать – и колесо, шпагаты-мостики, которым учила меня сестра, и, конечно, танец.
Нет, я совсем не думала о том, что могу стать балериной. Мне это даже казалось невозможным. Но, когда я училась в 4 классе, к нам в город приехал Московский театр Усманова с балетом «Кармен». Тогда я впервые увидела балет на сцене. И все – я пропала! Загорелась мечтой оказаться там, на сцене.
Еще через год мама спросила: «А может попробуем поступить в училище?». Тогда в Нижнюю Туру приехал колледж для консультаций и смотра детей (именно в то время педагоги УХК ездили по всей Свердловской области, чтобы найти первых учеников для новой хореографической школы). Мы отправились туда из Качканара. Меня посмотрели. И художественный руководитель УХК Надежда Анатольевна Малыгина отметила меня. Велела приезжать на дальнейшие вступительные испытания.
— Тебе предстояло уехать из дома…
— Уехала. Жила в интернате при училище 5 лет. Вначале, конечно, скучала, ревела. Но уже с прошлого года появилась возможность жить самостоятельно, не в интернате. Мне так комфортнее. Я люблю уединение, когда есть время остаться наедине с самой собой, сосредоточиться на занятиях, соблюдать режим.
— Физкультуры, полагаю, в программе нет?
— Физкультуру заменяет гимнастика. Так что физнагрузки нам хватает с лихвой. Мы развиваем физические данные, закачиваем нужные мышцы, которые позволяют лучше держаться в классическом танце. Гимнастика заканчивается на 1 курсе. Продолжаются уроки классического танца. И остается народный, классический танцы, актерское мастерство и практика.
— О! Значит, и актерскому мастерству танцовщики должны быть обучены?
— На 1 курсе все так же. Мы выполняем различные миниатюры, инсценировки. Учимся изображать животных, людей. Тренируем память физических действий. На 2 курсе начинается балетное актерское мастерство. Работаем над отрывками из конкретных балетов, изучаем балетную жестикуляцию – ведь это целый язык, и мы им должны свободно владеть! Можно руками «произнести»: «Я тебя люблю!» или «Я убью тебя!».
— Насколько сложно здесь учиться?
— Учиться очень сложно. В основе – самодисциплина. Иначе не справиться: тренировки у станка, обычная учеба, профпредметы, вечером спектакль. Дома ты только в 9-10 часов вечера. А утром – все сначала. Так что, самодисциплина для нашей профессии необычайно важна. Ну и упорство, ответственность – без них никуда. В балетную профессию приходят «железные» дети, но с тонкой душой, любовью к сцене. Другие отсеиваются, уходят.
Полный текст статьи на Культура-Урала.РФ
Материал Ксении Шейнис, фотографии Кирилла Дедюхина