Найти в Дзене

ОГЭ по русскому языку: разбор задания 5

Добрый день! Орфографический анализ, по мнению многих девятиклассников, является одним из наиболее сложных заданий второй части ОГЭ по русскому языку. Чтобы успешно справиться с заданием 5, нужно быть очень внимательным и помнить основные орфографические правила русского языка. Хотя в некоторых случаях достаточно просто включить логику. Рассмотрим пример такого задания. 1. ЗАНИМАТЬСЯ. Найдем корень - НИМ. От чего зависит написание гласной в корне? Можем ли мы подобрать проверочное слово? Давайте подберём однокоренные слова: заниматься - заняться, занятие, занимательный. Что мы видим? В одном случае пишется корень НИМ, в другом - НЯ. Что это значит? Это значит, что проверочное слово мы подобрать не можем и здесь действительно есть чередование. Чем определяется написание чередующейся гласной? Верно ли объяснение, данное в задании? Если после корня идет суффикс -А-, то в корне пишем гласную -И-. Судя по однокоренным словам, которые мы подобрали, это действительно так: занимАться, занимАте

Добрый день!

Орфографический анализ, по мнению многих девятиклассников, является одним из наиболее сложных заданий второй части ОГЭ по русскому языку.

Чтобы успешно справиться с заданием 5, нужно быть очень внимательным и помнить основные орфографические правила русского языка. Хотя в некоторых случаях достаточно просто включить логику.

     https://lh3.googleusercontent.com/qU8RtzOgrRqfeoDfcyZz3RzaoJ01klQidGzsxvNVcNkbAl3Hqh0B3k3eHD4gx4evszU=h500
https://lh3.googleusercontent.com/qU8RtzOgrRqfeoDfcyZz3RzaoJ01klQidGzsxvNVcNkbAl3Hqh0B3k3eHD4gx4evszU=h500

Рассмотрим пример такого задания.

     https://vpr-ege.ru/images/oge/100ballov-oge22-ru-var1.pdf
https://vpr-ege.ru/images/oge/100ballov-oge22-ru-var1.pdf

1. ЗАНИМАТЬСЯ. Найдем корень - НИМ. От чего зависит написание гласной в корне? Можем ли мы подобрать проверочное слово? Давайте подберём однокоренные слова: заниматься - заняться, занятие, занимательный.

Что мы видим? В одном случае пишется корень НИМ, в другом - НЯ. Что это значит? Это значит, что проверочное слово мы подобрать не можем и здесь действительно есть чередование.

Чем определяется написание чередующейся гласной? Верно ли объяснение, данное в задании? Если после корня идет суффикс -А-, то в корне пишем гласную -И-. Судя по однокоренным словам, которые мы подобрали, это действительно так: занимАться, занимАтельный, но: занятие (нет суффикса А).

Значит, первое объяснение верное.

     https://media.rbcdn.ru/media/upload_tmp/2018/shutterstock_177233285.jpg
https://media.rbcdn.ru/media/upload_tmp/2018/shutterstock_177233285.jpg

2. ИСПОДЛОБЬЯ. В слове действительно есть приставка ИС-. Проверим, может ли мы написать её по-другому. Для этого попробуем подобрать слова, в которых пишется приставка ИЗ-. У нас получается это сделать: избранный, извиниться, избежать, извозчик.

Почему в одном случае пишется приставка ИС-, а в другом - ИЗ-? Обратим внимание на согласный, который идёт сразу после приставки. Так, в слове исподлобья это согласный П, а в слове избранный после приставки идет Б.

Чем отличаются эти согласные? П - глухой, Б - звонкий. Тем же самым отличаются согласные С-З, которыми оканчиваются приставки: С - глухой, З - звонкий.

Следовательно, в приставке пишется звонкий З, когда после приставки стоит звонкий согласный; в приставке пишется глухой С, когда после приставки стоит глухой согласный.

Это правило касается всех приставок на З-С, которые состоят из 2-х и более букв. Если приставка состоит из 1-ой буквы, то это всегда буква С: сделать, строить, сбить.

Таким образом, второе объяснение не соответствует действительности, потому что приставка ИС- не всегда пишется одинаково: исподлобья, но избранный.

     https://www.film.ru/sites/default/files/filefield_paths/keanu-reeves_2.jpg
https://www.film.ru/sites/default/files/filefield_paths/keanu-reeves_2.jpg

3. НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча). Важный нюанс: если у нас в объяснении указана часть речи выделенного слова, то сначала надо убедиться в том, что нас не обманывают. То есть убедиться в том, что выделенной слово относится к той части речи, о которой идет речь.

Мы знаем что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, но является ли слово ЗАВЕРШЕНА деепричастием? Встреча (что сделана? какова?) не завершена. Это не вопросы деепричастия. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как?

ЗАВЕРШЕНА - это краткое причастие. Полная форма - завершенный.

Значит, это объяснение ошибочно.

     https://brasil.ru/wp-content/uploads/2017/10/business-meeting_Large-1.jpg
https://brasil.ru/wp-content/uploads/2017/10/business-meeting_Large-1.jpg

4. СУПЕРИГРА. Слово написано верно. СУПЕР- - приставка иноязычного происхождения. Корень - ИГР. Подберем однокоренные слова с исконно русскими приставками: подыграть, разыграть. Здесь после приставки пишется буква Ы.

Значит, объяснение верное.

     https://riapo.ru/upload/0penza/Fedorova/9/99/60/768.jpg
https://riapo.ru/upload/0penza/Fedorova/9/99/60/768.jpg

5. ПТИЦЕЙ. В объяснении речь идет о суффиксе. Но давайте разберем слово по составу: ПТИЦ - корень, ЕЙ - окончание. Почему это окончание, а не суффикс? Потому что при изменении формы слова меняется именно эта часть: птицей, птицами, птицу и т.д.

Получается, составители задания снова нас обманули. Это объяснение написания слова неверно.

     https://lafoy.ru/photo_b/foto-2020-0.jpg
https://lafoy.ru/photo_b/foto-2020-0.jpg

Таким образом в ответ мы запишем 2 цифры: 14.

Как вы видите, ничего сложного в орфографическом задании нет. Достаточно знать основные орфографические правила русского языка и немного включать голову. Тренируйтесь, и у вас всё получится!

     https://photopict.ru/wp-content/uploads/2020/10/kartinki-u-tebya-vse-poluchitsya-4.jpg
https://photopict.ru/wp-content/uploads/2020/10/kartinki-u-tebya-vse-poluchitsya-4.jpg

Если статья была полезна, ставьте лайки. Если есть вопросы, задавайте их в комментариях. Всего доброго!