Привет👋🏻. Сегодня речь пойдёт о XXI региональном конкурсе «Голоса Софии», который состоялся 9.04 в г.Пушкин.
Я была приглашена в состав жюри на этот конкурс во второй раз. Хочется рассказать о своих впечатлениях, рассказать об устройстве вокальных конкурсов, о работе жюри. Раскроем некоторые подводные камни)
«Голоса Софии» - этот тот конкурс, на который проводится предварительный отбор участников. Нужно отправить свое исполнение на видео, и комиссия принимает решение об участии конкурсанта.
Правила становятся жестче, да и понятно, столько желающих спеть! Мы прослушали 239 участников! Конкурс длился с раннего утра до позднего вечера, но мы выжили. И, честно говоря, время пролетело незаметно.
Какова структура стандартного вокального конкурса? Участники делятся на возрастные категории:
Например:
5-7 лет
8-10
11-13
14-16
17-23
24 и ♾️
Я думаю, что причины разделения на возраста очевидны. Тут мы не будем заострять свое внимание. 5-летка не может соревноваться с человеком, которому 22 года.
Номинации могут быть:
«Эстрадная песня»
»Патриотическая песня»
»Мюзикл»
»Джазовый вокал»
»Ансамбль» и т.п.
В каждой возрастной категории и номинации присуждаются места лауреатов I,II и III степени. В некоторых конкурсах есть ещё и дипломанты. Дипломанты набирают меньшее количество баллов, чем лауреаты, но им тоже присуждают степень. А те, кто набрал наименьшее количество баллов - вручается диплом участника.
Есть две системы присвоения мест.
Это соревновательная и квалификационная системы.
Соревновательная система-это когда мы выбираем именно трех человек из конкретной возрастной категории и присваиваем им лауреатство 3-х степеней. Здесь не может быть несколько лауреатов. Но может быть, например, гран-при. Зависит от конкурса, опять же. Обычно жюри обсуждает это в формате живого общения. Количество баллов тоже подсчитыаается, но выбирают одного человека на каждое лауреатское место.
Квалификационная система подразумевает собой подсчет количества баллов каждого конкурсанта. На каждую степень лауреатства есть определенное количество баллов.
Жюри на свое усмотрение присваивают определенное количество баллов за каждый пункт. Пункты могут быть такие как, например, «вокальная техника», «чистота интонирования», «дикция», «умение вести себя на сцене» и т.п.
Каждый из членов жюри пишет свои баллы, орг коммент их забирает и быстро считает во время конкурса.
И если участник получает определенное количество баллов, то он становится лауреатом той или иной степени. Другими словами, в одной возрастной категории может быть несколько лауреатов I, II или III степени. Все зависит от количества набранных баллов.
Лично я сторонник квалификационной системы. Это позволяет оценить каждого участника, относительно его умений, а не сравнивать его с другими конкурсантами конкретно в это время и в этом месте. Может случиться так, что все вокалисты настолько крутые, что невозможно разделить их на места в предлагаемых обстоятельствах. Квалификационная система убирает пристрастность в какой-то степени и вкусовщину. Все-таки это не спорт, и у всех в конце концов разные песни. Может получится так, что в номинации вообще не будет лауреата первой степени. Такое тоже бывает, если вышли низкие баллы.
Я сидела в разных жюри. В соревновательной системе присвоение мест обсуждается за чайком, в неформальной обстановке и председатель жюри все равно, как правило🧐 сам принимает решение. Кто-то может со мной поспорить, но это мой личный опыт)))
В квалификационной мы даже не видим баллы друг друга. На мой взгляд - это честнее.
Я хочу поподробнее рассказать свои впечатления от апрельского конкурса «голоса Софии». 2023
В последний раз мы судействовали оочень долго. Обычно конкурс делился на два дня, но в этот раз были все номинации в один день.
Конкурс хорош тем, что в нем как раз присутствует квалификационная система и потрясающая организация. Орг. комитет работает настолько быстро и слажено, что нет никаких задержек по времени, все четко и ясно. Жюри уважают и вкусно кормят🤣
Огромный плюс для конкурсантов - это то, что конкурс бесплатный. Но отбор играет свою роль. Совсем неопытные вокалисты все-таки там не участвуют. На этом конкурсе показывают именно умения. Я сторонник отбора, потому что часто желающие спеть неадекватно оценивают свои вокальные возможности. Некотором петь на конкурсах действительно рано. Стоит подучиться. И это нормально.
Но из музыкальных школ, колледжей (проф. заведений) уже нельзя отправлять участников. Раньше было можно, я возила туда хор и вокалистов. Но правила меняются. Это конкурс для «любителей». Детей и взрослых из частых и государственных студий вокала. Я намеренно взяла это слово в кавычки, так как эта тонкая грань между любителями и профессионалами зачастую стерта. Иногда любители поют лучше профессионалов. Да и что мы подразумеваем под понятием «профессионал»? Наличие в музыкальной школе уроков сольфеджио и курса общего фортепиано? К сожалению, сейчас довольно слабый уровень знаний во многих музыкальных школам по этим предметам.
Да и вокала в музыкальных школах нет. Вокал как специальность (основной предмет, по которому ученик заканчивает муз школу) давно упразднили. Он назывался «сольное пение». Сейчас вокал существует только как доп предмет на хоровом отделении и отделении музыкального театра.
Так вот, все члены жюри сошлись на мнении, что апрельский сезон 2023 года самый сильный сезон в «голосах Софии»!
Большинство участников показали очень высокий уровень исполнительства. Анастасия Самарина, член нашего жюри, оперная певица удивилась тому, как некоторые дети могут делать настолько сложные вокальные технические аспекты, да еще и отыгрывать образ на сцене.
На сцену выходили настолько органичные конкурсанты! Мы с Татьяной Смирновой отмечали такой момент: один человек может выйти на сцену и просто петь. Да, он может круто и технично петь, а другой выступающий тоже выходит один, но от него исходит такая мощная энергетика, что он заполняет все пространство сцены. Этому на самом деле можно научиться)))
Тут играет свою роль опыт, уверенность, актёрское мастерство, репертуар, который откликается, личная харизма.
Были не только сольные исполнители, но ещё и ансамбли.
Кто-то чуть сильнее, кто-то менее натренированный, но все равно все выступили очень достойно и не было откровенной лажи.
Уровень исполнительства был очень высок. Сложные песни, технически отточенный вокал, настоящие эмоции, я даже пустила слезу пару раз на душещипательных песнях.
Когда сидишь в жюри - ты всегда в первом ряду и эмоции сыпятся на тебя с утроенной силой. Переживание и творческое волнение-это тоже эмоции. Если человек не волнуется перед выходом на сцену, то ему туда и не надо. ИМХО.
Хочется сделать вывод о том, что крутые и достойные вокальные конкурсы заслуживают место в жизни любого вокалиста. Конкурс - это некий итог проделанной работы, рост, стремление и мотивация. Человек такое существо, если не подстегивать себя постоянно, то начинаешь расслабляться и стогнировать.
Но конкурсы конкурсам рознь, конечно. Бывает так, что засуживают, имеет место коррупция, связи..
Но в любом случае конкурс-это некий выход из зоны комфорта, это проявление себя в мир. А это всегда сложно. Людям, прошедшим вокальные конкурсы - уже ничего не страшно🤣.
Поэтому я аплодирую всем участникам вокальных конкурсов, тем, кто делает свое дело профессионально, развивается и поднимает уровень вокального искусства в России 👏🏻 Не нужно обращать внимание на категорию «любитель» или «профессионал». Все зависит только от умений!
Отдельное спасибо конкурсу «Голоса Софии». Вы лучшие. Ван лав 🫶🏻
Макарова Ольга.