– Сколько, детка, секунд в часе?
– Ну..., ну... тысяча?!
Шестой класс, девочка. Обыкновенные дроби решать научились. Десятичные – тоже научились. Линейные уравнения даются. Там, где надо действовать строго по схеме, весьма симпатично выходит. А где необходимо отойти от алгоритма и применить мышление, подумать, вот тут проблема.
Нормальная и здоровая девочка. Но думать не получается. Возможно, мы мало занимаемся, всего второй год по одному разу в неделю. Возможно, родители фиктивно подходят к занятиям с репетитором. Ходят только потому, что модно ходить. Может, ещё какие причины есть. Однако выше головы не прыгаем, и вряд ли прыгнем.
Начинается. Из меня лезет снобизм математика, или так проявляется беспомощность педагога?
– Пять в квадрате!
– Десять!
Не первый раз, не второй, даже не седьмой. В сто первый раз спрашиваю. Восьмиклассник не удостаивает меня правильным ответом. Глупость брякает. Потом, правда, поправляется. А что мешает сразу правильный ответ дать?! Сколько я могу слушать эту чушь?!
- Снобизм: неужели так трудно элементарное запомнить?!
- Беспомощность: он не понимает и не запоминает. Что мне делать, чтобы понял? Что мне делать, чтобы запомнил? Уже всё перепробовала!
***
-5 + (-5)
– Сколько?
– Минус на минус даёт плюс! Десять!
- Снобизм: не слушают на уроках, ворон пинают, вот тебе и плюс.
- Беспомощность: им в классе говорили другое. Другое! Он криво запомнил! Но накрепко! Сбой программы! Что мне сделать, чтобы исправить сбой?!
***
– Сегодня делаем номер 21. Да, из второй части. Предыдущий вы в школе будете разбирать. Потом пробежимся по нему, для закрепления. Как не будете разбирать? Почему? Что-что она сказала?! Учительница?! Так и сказала?!
"Не ждите, что я буду разбирать с вами вторую часть ОГЭ. Вы с первой-то еле справляетесь. Потому что лодыри и лоботрясы. Вы её недостойны. Пускай репетиторы разбираются, у кого они есть. С ними и решайте. Так, открыли первую часть..."
Беспомощность не поверила ушам и переспросила у мамы. Та подтвердила. На собрании родителям так и было сказано: класс слабый, первая часть со скрипом, скажите за неё спасибо и молитесь, чтобы получилось хотя бы с ней.
А снобизм внутренне горячо согласился. Вялые, без интереса, только бы списать! Понимать даже не стараются! Какая вторая часть! Вы что?!
***
Я репетитор и с лёгкостью регулирую уровни беспомощности, снобизма, сомнения, подозрения и прочих рефлексий. Вынуждена уметь всё. Это мой хлеб. А у школьного учителя что вырвалось такое?
Скорее всего, за маской холодной отстранённости и высокомерного посыла скрывается то же самое, о чём я написала.
Беспомощность. Прикрытая снобизмом. Как защитный рефлекс. "Не я не справилась, а они такие слабые".
Да, мы учились в институте. Да, у нас есть квалификация. Но современные школьники – новый вид человека. Они здорово отличаются от нас, взрослых. Чем? Не отвечу. Сама пока не разобралась.
Только не искажайте моих слов, пожалуйста: не лучше и не хуже, чем мы. Совсем другие.
На мой взгляд, наших детей изменили цифровые технологии, технический прогресс, доступность информации. Сменились ориентиры, переоценились приоритеты. Перераспределилась концентрация внимания, перестроились виды памяти. И ещё куча всего, чем должны заниматься специалисты, а не перегруженный репетитор с пытливой головой и вечной жаждой к познанию непознанного.
К учительнице вернёмся. Снобизм математика (дети не могут) или беспомощность педагога (не может учитель)? Как полагаете? Жду, товарищи, ваших мнений. И оценок за материал😊👍