Мадлен Вионне называют архитектором моды. Её творчество - вершина искусства от-кутюр, которую невозможно превзойти, как говорил Кристиан Диор. Знаменитые шелковые вечерние платья, скроенные по косой, определили силуэт 20-х и 30-х гг. Гибкие, грациозные линии свободно струящихся вдоль тела платьев изменили не только гардероб, но и вообще отношение женщин к одежде и к самим себе.
Мадлен Вионне родилась в небогатой семье, работать начала с 11 лет, в 17 переехала в Париж и стала швеёй в Доме Винсент на улице Кадет.
Проработав некоторое время в Лондоне, Мадлен вернулась в Париж и в 1900 г. устроилась в Дом сестёр Калло (один из самых известных в то время). Там она прошла серьёзную школу портновского искусства у мадам Гербер, старшей из сестёр. Постепенно Вионне приобрела известность в мире парижской моды как искусная мастерица, но её собственный стиль ещё не сформировался.
Античная Греция была идеалом Мадлен. Она стремилась перенести в современный костюм греческий принцип естественности и свободы движения. Достигалась эта свобода тем, что ткань кроилась не по долевой нити, а под углом 45°, за счёт чего при минимуме швов и деталей она становилась эластичной. (И сегодня верхом портновского мастерства считается платье всего лишь с одним швом.) В таких платьях легко было танцевать модный джаз и водить машину.
В 1907 г. Жак Дусе пригласил Мадлен к себе. Вионне взялась за обновление традиций Дома с огромным энтузиазмом и энергией: отказалась от жёстких корсетов на китовом усе, буфов, подкладок и пышных оборок, вместо этого предложив мягкие ткани и простой силуэт. (Платья Вионне надевались и снимались одним движением в отличие от костюмов прошлого, в которые облачались при помощи горничных.) Манекенщицы должны были демонстрировать платья вообще без белья. Всё закончилось скандалом - этот естественный стиль и лаконичный крой не приняли ни сотрудники, ни клиентки Дома.
Не найдя понимания у Дусе, Вионне решила в 1912 г. начать собственное дело. Но только после Первой мировой войны, когда в 1919 г. ателье Мадлен Вионне вновь открылось на улице Риволи, женщины оказались способны воспринять подобную свободу. Времена изменились, иным стало и само отношение к телу и одежде. Теперь стиль Вионне считался символом элегантности, и она задавала тон в моде на протяжении 20 лет, пока в 1939 г. не отошла от дел (Дом Вионне был закрыт на рубеже 1940 -1941 гг.
В 1923 г. небольшое ателье уже не могло удовлетворить всех заказчиков. Дом Вионне переехал на улицу Монтень. Интерьеры мастерских и студий были оформлены по рисункам Рене Лалика, Бориса Лакруа и Жоржа де Фёра (последний создал для Дома Вионне знаменитый фриз из фигур в античном стиле). В мастерских работало около тысячи служащих, имевших оплачиваемые выходные, получавших медицинскую помощь, что было редкостью в то время. В 1924 г. открылось отделение в Нью-Йорке, на Пятой авеню, на следующий год - в «Гранд казино» в Биаррице (курорт на юге Франции, где отдыхала богатая публика со всего света).
Новое понимание одежды – не как искусственной оболочки, а как естественного продолжения и украшения фигуры, которое подчиняется телу, следует за его движениями, - и обеспечило безумную популярность Дома Вионне. Поэтому, чтобы защитить свои уникальные модели от подделок, к тому же довольно многочисленных, мадам Вионне стала пришивать к ним метки с собственным именем и каждую модель фотографировала с трех сторон.
Стиль Вионне сложился в результате ее экспериментов с техникой кроя. Она всегда учитывала тяжесть материала и его эластичность, умелы выстроить сбалансированную конструкцию из тонкой ткани только за счет кроя. Создавая модели, Вионне работала с небольшой деревянной куклой. За основу бралась элементарная геометрическая фигура – квадрат, треугольник или круг. Затем, закрепляя материал на плечах и поясе и укладывая мягкие складки, она превращала его в платье.
Мадам Вионне первооткрывателем во многих областях. Она изменила принципы работы с клиентами и условия труда сотрудников. Ввела в моду новы крой и новые формы. Заставила женщин поддерживать свое тело при помощи физических упражнений и спорта, а не искусственных корсетов. Она оказала влияние на всю моду 20-го века, хотя заявляла: «Я не знаю, что такое мода, я не думаю о моде. Я просто делаю платья».
Кристиан Диор признавался, что чем опытней он становился, тем полнее раскрывались для него техническое совершенство и инновации Вионне. Ее называли своим учителем Кристобаль Баленсиага, Аззэдин Аллайа. Иссэй Мияки и Йоджи Ямамото были ее поклонниками, а Джон Гальяно вернул в моду прославленный крой по косой.