Найти в Дзене
крик из толпы

Дельфин умывает руки (обзор альбома «Прощай оружие»)

Мальчишки, перепачканные смородиной; летчик из «юмористической» песни; люди, которые должны все свои жизни родине и не годны для свободы. Андрей Лысиков будто бы оставил это все позади, создав альбом о любви, выдвинув собственную формулу с учетом текущих обстоятельств.

Это бегство от реальности? Дельфин, кричавший о крови, жести и бессмысленности войны, поддался эскапизму?

Звездный путь
Сбежим куда-нибудь
© Дельфин «GN-z11»

С одной стороны, это выглядит именно так. Понятно было с первых секунд видеоклипа на трек, вышедший до альбома, – «Прекрасно». Япония, цветущие вишни, другая земля, другой мир. Что это, как не побег? Может показаться, что Андрей просто опустил руки.

Кадр из клипа «Прекрасно»
Кадр из клипа «Прекрасно»

«Если предыдущие альбомы были сформированы скорее раздражением, нежели вдохновением, то последняя запись – отрешением и пониманием бессмысленности влияния на что-либо внешнее».
© Андрей Лысиков в интервью газете «Коммерсантъ»

С другой стороны, тезис его, пусть и ближе к позиции слабого, все же жизнеутверждающ:

«Не стоит бредить любовью по отношению ко всему человечеству, призывая при этом беспомощность красоты религий. В этом идеальном мире человечество лишь угроза, но не помощь. Жизнь каждого – значима. Жизнь человечества – бессмысленна».
© А.В. Лысиков
Андрей Лысиков
Андрей Лысиков

В этих словах боль от невозможности любить человечество и провозглашение радости от возможности любить ближнего, конкретно и деятельно, а не абстракциями. Кроме того, здесь ощущаем конкретный, ранее сделанный в «744» плевок в сторону человечества: «А вы воюйте, только где-то далеко и отдельно».

В этом и слабость, и сила нынешнего состояния лирического героя. Именно его. В Дельфине всегда больше поэзии, чем музыки.

Образ любви, созданный в альбоме, полон безмятежности, обожания, тихой радости и спокойного течения чувств, не зависящих от фоновых раздражителей. В ней нет той дерзости, что от «Любви» более чем двадцатилетней давности с ее «ва-па-па-пау-пау», в ней нет жажды разрушения, как в «Твоим» из альбома «Край»:

Смерти и снега всем остальным –
я хочу быть твоим.
© Дельфин «Твоим»

Теперь вслушайтесь в «Моя», «Ты», «Прощение» из нового альбома. Нельзя охарактеризовать ощущения более точно, чем это было сказано в одном из комментариев к пластинке: «Благословенна та женщина, которую он целует».

Видеоряд из премьеры альбома на YouTube
Видеоряд из премьеры альбома на YouTube

Альбом лиричен. Тот случай, когда обложка и название полностью отражают настроение самой пластинки. В центре мужчина и женщина. Бушующие волны – только периферия. Согласно названию «Прощай оружие» (привет Э. Хемингуэю), и война здесь только фон любви, а не главный герой. Конечно, не без ее кровавых следов, разбросанных словами по текстам песен, но провозглашается в итоге торжество света. При этом все же только в пространстве хрупкого индивидуального бытия, только личного, интимного. Внешний мир поэтом отброшен.

Особняком стоит завершающий трек альбома – «Слепота». В этих строках читается отчаяние героя перед зыбкостью того, что некогда казалось прочным. Он становится вместилищем для священных символов, в котором последние мешаются с печалью.

И языки колоколов
Кричат печаль внутри меня
© Дельфин «Слепота»
Видеоряд из премьеры альбома на YouTube
Видеоряд из премьеры альбома на YouTube

Действительность меняется. Меняешься ты. Меняются и музыка, и музыкант. Любовь все та же. Спасибо, Андрей.