В этой статье продолжаю вспоминать великих певиц прошлого. От этой темы невозможно оторваться, какие это были женщины…
Кого-то из них называли примадоннами, кто-то даже удостоился высшего звания, учреждённого восхищёнными почитателями вокального искусства - Примадонна абсолютная, Богиня голоса. Малибран, абсолютный идеал певицы, Джудитта Паста, трудолюбивая муза великих, Аделина Патти, первый в истории гений самопиара…
А кто-то запомнится в истории музыки главным образом тем, что соприкоснулся с бессмертными и стал частью их судьбы. О двух таких примадоннах мои следующие статьи. Эти женщины были одарены вокально и считались выдающимися певицами своего времени, волею судьбы они были связаны друг с другом, и тем интереснее вспоминать о перипетиях их жизней. Но кто бы помнил одних спустя полтора века, если бы судьбе не угодно было сделать их музами тех, кто навсегда вошёл в историю, один как гений музыки, другой - литературы.
Одной из таких примадонн была Дезире Арто, та, что, как бы выразились век спустя, бросила Чайковского.
Мне припомнился советский фильм «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина. С каким придыханием все смотрели на экран, где в роли Дезире Арто блистала несравненная Плисецкая, и мало кому приходило в голову задуматься над обманом, который допустил режиссер, пригласивший красавицу балерину, модель Диора, исполнить роль Арто.
Какой же была она, муза Чайковского, вошедшая в историю музыки не только как выдающаяся вокалистка, но и как женщина, глубоко унизившая будущего великого композитора?
Жозефина Маргарита Дезире Арто родилась в 1835 году в музыкальной семье. Отец - профессор Брюссельской консерватории, известный валторнист, дядя - скрипач, знаменитость. Как-то вообще отличилась бельгийская земля талантливыми музыкантами. Дезире получила серьёзное музыкальное образование, завершённое талантливейшим коучем Полиной Виардо- Гарсией, обладавшей удивительной музыкальностью и педагогическим даром. Как и Арто, Виардо вошла в историю как муза великого русского писателя Тургенева.
Неудивительно, что блестяще образованную одарённую молодую певицу ждал успех.
По практике той эпохи певица должна была обладать способностью исполнять партии по выбору интенданта театра в диапазоне от колоратурного сопрано до меццо. Арто благодаря щедрому дару природы прекрасно встроилась в театральные законы. Вот что писал о её голосе замечательно одаренный музыкальный критик Герман Ларош, изумительно умевший в нескольких словах охарактеризовать вокальные возможности артиста: «Голос её, по-видимому, сильный и способный к самому драматическому пафосу. Но помимо драматического тембра, этот голос был чрезвычайно способен к фиоритурам и руладам. А так как, будучи сопрано, он имел прекрасный низкий регистр, дававший возможность исполнять многие меццо-сопрановые партии, то репертуар певицы был почти неограничен.»
Почти, однако, не значит совсем. Как ни старалась Арто, партии истинного бельканто, не удавались ей, даже несмотря на то, что «интонировавшая с безукоризненностью фортепиано и обладавшая превосходной вокализацией, она ослепляла толпу фейерверком трелей и гамм, и должно сознаться, что значительная часть её репертуара была посвящена этой виртуозной стороне искусства, но необыкновенная жизненность и поэтичность экспрессии, казалось, поднимала и низменную подчас музыку на высший художественный уровень.»
Удивительная мадемуазель Арто с легкостью пела по чётным дням Леонору, а по нечётным Азучену, но так и не смогла порадовать слушателя филигранной Лючией или прелестной Адиной.
Впрочем, это была не единственная проблема молодой солистки. Арто была отчаянно нехороша собой, к тому же, рано начала полнеть. Некрасивое простоватое лицо и пышные формы она, впрочем, в совершенстве научилась скрывать пышными париками и точно выбранным покроем костюмов.
Публика отмечала изумительную игру Арто, её выверенные красивые жесты и прекрасные тщательно отрепетированные статуарные позы. Словом, успех не заставил себя долго ждать.
В Россию Арто прибыла уже знаменитой. Как она попала в итальянскую труппу Мерелли, пусть останется загадкой, но она была несравненной сияющей звездой на фоне еле поющих второразрядных певцов. Впрочем, в России любое итальянское имя на афише укорачивает путь к оглушительному успеху артиста втрое. Арто быстро покорила столичную публику добротным вокалом и парижскими нарядами. Кто на общем бледном фоне труппы обратит внимание на иногда чересчур резкий голос, неоправданный порой напор звука и местами неуверенный верх?
Как и для всех столичных жителей сезон 1867 года стал сезоном Дезире Арто и для Чайковского. Пётр Ильич был молод, неопытен с дамами, и покорён Арто, как многие. Он слышит недостатки Арто, но не видит их - он в плену актёрского мастерства, тщательно отрепетированного жеста и удивительно красивых рук певицы. В письмах к родным изяществу и красоте рук и плеч Арто он посвящает целые восторженные поэмы.
Чайковский на пять лет моложе Арто и пока не знаменит, он плохо сходится с людьми и даже не пытается приблизиться к певице. Зато у Антона Рубинштейна с коммуникацией, как бы сейчас сказали, всё отлично, и он приводит смущённого Чайковского в дом певицы. Арто, гений общения, быстро становится композитору другом и приятным собеседником. Она почти ежедневно хочет видеть Чайковского у себя, забрасывает его записками и приглашениями. Она очевидно желает привязать к себе русского гения.
Тут видимо уместно вспомнить о личных качествах Чайковского. Он неопытен, застенчив, все ещё пытается понять себя. Он мучается, стараясь понять, как назвать чувство, которое он испытывает к Арто, но не может определиться. Дело, однако, движется к свадьбе, но на пути к алтарю есть несколько серьезных препятствий. Мать Арто возражает против этой партии для дочери, композитор молод, Дезире старше композитора на четыре года и опытнее на целую жизнь, будущее его туманно, что ждет с ним знаменитую успешную певицу? Вопросы матери вполне логичны.
Друзья Чайковского в ужасе - кем будет русский гений рядом с певицей? Уедет за границу, оторвётся от родины и творчества, станет аккомпаниатором и начнет писать салонные романсы для жены?
Николай Рубинштейн бросается на амбразуру - прямо высказывает Чайковскому все сомнения, но добивается лишь отсрочки помолвки.
Несмотря на все метания и преграды помолвка состоялась осенью 1868 года, и несмотря на грядущую свадьбу невеста отправляется выполнять контрактные обязательства за границу.
Как гром среди ясного неба в январе 1869 года прогремела новость о том, что, даже не расторгнув помолвку с Чайковским, Дезире Арто приняла предложение руки и сердца от партнёра по сцене, знаменитого тогда баритона Мариано Падилья Рамоса. Стремительный роман с одним из лучших Дон Жуанов своего времени закончился, если верить Брокгаузу и Эфрону, свадьбой осенью того же года.
У супругов родилась очаровательная дочь, Долорес, или Лола, красавица, старшая известной певицей. Её голос, свежий и чистый, мы можем оценить в записи.
Близкие не знали, как сообщить эту новость Чайковскому, который продолжал считать себя женихом Арто. К всеобщему удивлению несостоявшийся жених никак не выказал окружающим не только отчаяния, но и просто беспокойства. Лишь спустя несколько месяцев он поделится с братом догадками, как он отреагирует на грядущую встречу с бывшей невестой и поймёт, что испытывает трепет. Значит, делает вывод Пётр Ильич, все-таки это была любовь. Ну, наверное, любовь. Наверное, была.
В будущем Чайковский конечно встретится с Арто.
Что увидел Чайковский? Сильно располневшая женщина с остатками былого блестящего вокала очаровывала публику скорее актёрским мастерством, купаясь в вежливых аплодисментах доброжелательной без всякой меры русской публики.
Они стали добрыми приятелями, и этой дружбе история музыки обязана шестью прелестными романсами, написанными Чайковским для Арто по её просьбе.
Возраст и время сделали свое дело, Арто Падилья даже отдалено уже не напоминала не только Плисецкую, но и саму себя в лучшие свои годы. Кто знает, сожалел ли Чайковский о своей несостоявшейся женитьбе? Представлял ли супругой полную даму с некрасивым лицом?
Мне было бы интереснее представить, что думала о своём несостоявшемся браке Арто. Она изменила молодому начинающему композитору, а спустя годы встретила знаменитого музыканта, желанного гостя в лучших театрах и залах мира. Какая досада могла душить супругу всего лишь партнёра по сцене, которая могла бы блистать на ведущих сценах рука об руку с гением?
Или же за странной историей с женитьбой Чайковского на Арто стояло вообще что-то иное? Позже Чайковского ждёт удивительный кульбит с женитьбой на Антонине Милюковой, так странно и удивительно похожей на Арто.
Дезире Арто, безусловно по праву входит в сонм Примадонн своего времени. Но как знать, поминали бы её сейчас, не будь в её судьбе странным образом разорванной помолвки с величайшим русским композитором?
Как вы думаете?