Найти тему
Русская глубинка

Старинная церковь Преображения в Волокобине

Ранее был опубликован материал, посвященный самым древним храмам Ивановской области. Их я насчитал одиннадцать. Но есть еще один храм, двенадцатый по счету, мною упущенный, и который не менее достоин включения в этот список. Это Преображенская церковь в селе Волокобино Южского района конца 17 века. Еще в советские времена Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Вот об этом храме и селе, в котором он находится, и пойдет речь.

Любопытен топоним Волокобино. Специалисты считают, что, скорее всего, он связан с переправой, которая существовала здесь в древности через реку Люлих. В его основе два архаичных глагола. Волочить – «таскать, тащить, тянуть волоком» и кобенить – «что-то тащить на себе, нести что-то громоздкое, тяжелое» (В.Даль). Вероятно из-за отсутствия моста грузы здесь волокобили, т.е. таскали на себе с берега на берег. Название села уникальное, и более нигде в России не повторяется.

Село Волокобино впервые упомянуто в 1605 году. Тогда это была еще деревня. Но, вероятно, люди здесь поселились гораздо раньше упомянутой даты. Всего в 5 км от Волокобина находится древнейшее село Ряполово, известное с 14 века, когда оно было центром удела князей Ряполовских, входящего в состав Стародубского княжества. А археологические изыскания показали, что эти места на реке Люлих люди облюбовали еще несколько тысяч лет назад. Археологи нашли у Волокобина два поселения эпохи камня – VIII тыс. до н.э.

Известно, что в самом начале 17 в. деревня принадлежала помещику Семёну Яковлевичу Молвянинову. А с 1626 г. Волокобиным владел уже дворянин Дмитрий Нефёдович Горностаев. Затем поселением последовательно владели из поколения в поколение потомки дворян Горностаевых - Вороновы, Зубовы, Розены, Дадиани.

Один из членов семьи Вороновых, а именно, стольник Пётр Осипович Воронов в 1690 г. построил в Волокобине каменный храм Смоленской иконы Божией Матери, а к 1696 году достроил второй (главный) этаж – Преображения Господня. Строительство благословил святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, о чем свидетельствовала храмозданная грамота с собственноручною его подписью, которая хранилась в церкви.

Преображенская церковь, исторический вид. Фото из открытых источников.
Преображенская церковь, исторический вид. Фото из открытых источников.
Преображенская церковь. Фото 2005 г.
Преображенская церковь. Фото 2005 г.
Преображенская церковь. Фото 2023 г.
Преображенская церковь. Фото 2023 г.

Преображенская церковь села Волокобина – редкий для Ивановской области пример двухэтажного бесстолпного храма, выполненного ещё полностью в формах нарядного узорочья московской архитектуры середины 17 века. Обладает оригинальной объёмной композицией, выразительным силуэтом за счет отсутствия трапезной. Это объясняется тем, что в здании, одна над другой, расположены две церкви (два престола: в верхнем этаже – в честь Преображения Господня, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери). Архитектурной особенностью является то, что трапезная заменена закрытой папертью, над которой поставлена высокая колокольня, доминирующая в живописной композиции здания.

Храм выглядит нарядным, характерным для своего времени убранством, декорирован фигурным кирпичом.

Вход в храм.
Вход в храм.
Кирпичный декор.
Кирпичный декор.
Наружный декор.
Наружный декор.

Вот как наружное убранство храма характеризуется с использованием специальной терминологии. Окна пышно обрамлены гладкими или наборными полуколонками с лопастными килевидными фронтонами и архивольтами из двух валиков. Тимпаны кокошников и карниз четверика храма венчают интересные зелёные изразцы с изображением птицы похожей на орла и шишек с побегами и цветами по сторонам. Такие же изразцы присутствуют и на огибающих по углам колокольню лопатках. Входы на паперть и в верхнюю церковь оформлены перспективными порталами, архивольты которых составлены из «дынек» и «бусин», покрашены в красный, жёлтый и зелёный цвета. В окнах сохранились кубчатые решётки с «репьями».

Изразец на колокольне. Птица Сирин.
Изразец на колокольне. Птица Сирин.
Изразцы на карнизе четверика. Шишки с цветами.
Изразцы на карнизе четверика. Шишки с цветами.

При княгине Л.Г. Дадиани (урожденная Розен) в Преображенском храме были расписаны стены и выложены полы на первом этаже из метлахской плитки, изготовленной в Шуе на заводе П.М. Крутовского. В настоящее время в верхней церкви уцелели фрагменты живописи середины 19 века, поновлённой маслом в конце того столетия.

В годы освобождения крестьян от крепостной зависимости княгиня Л.Г. Дадиани выделила им за небольшой выкуп 512 десятин удобной земли, а 88 десятин предоставила им безвозмездно. Хотя, многие волокобинцы не воспользовались землёй должным образом: у них просто отсутствовала привычка на ней работать. Исстари они занимались ходебным промыслом, то есть являлись офенями, которые ходили по окрестностям и торговали вразнос. Любопытно, что во всём Шуйском уезде среди народа получили распространение хлебопашество и ткачество. А коробейники жили только в Волокобине. Сказалось влияние соседних Ковровского и Вязниковского уездов, где этот вид заработка тоже был популярен.

Офенство возникло в 16 веке. Его центром считается село Алексино (теперь Савинский р-н). В конце 18 в. торговцы из Волокобина доходили аж до Сибири. Доказательство тому – найденная в Преображенском храме села так называемая Сибирская монета (2 копейки) 1776 года выпуска. Такие монеты чеканились на Колыванском монетном дворе в 1763–1781 гг. и имели хождение только в Сибири.

Часть селян все же работала на земле: надо было кормить стариков и детей. При селе, на реке Люлех, была водяная мукомольная мельница, и до сих пор у некоторых жителей села около крыльца вместо отмостки лежат большие каменные кольца жерновов. В 1860–1870-е годы в Ивановском крае наблюдался рост промышленности и организованной торговли. Мелкий бизнес, к которому относилось офенство, не выдерживал конкуренции с крупным и офенский промысел перестал существовать.

Настоящее историческое исследование, посвященное селу и храму, провел священноинок Александр (Завьялов), который был настоятелем Преображенской церкви с 2005 г. Об этом удивительном человеке на канале была публикация.

Из фотографий видно, что храм многое претерпел в годы советской власти. В 1937 году он был закрыт и использовался под хозяйственные нужды как склад горюче-смазочных материалов.

Вначале двухтысячных храм был возвращен православной церкви. В 2002 году в храме состоялась первая, с момента закрытия, служба – на Рождество Христово – с благословения архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия. С марта 2003 храм стал подворьем Свято-Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря, что в селе Сергееве Шуйского района. В 2010 году произошёл новый поворот истории Преображенского храма – он получил статус приходского и был приписан к храму в честь иконы Божией Матери «Смоленская» в городе Южа. Службы в храме проходят один раз в месяц, которые проводит настоятель Смоленской церкви.

В заключение отмечу, что в настоящее время Преображенский Храм в Волокобине является единственным памятником архитектуры 17 века в Южском районе, и один из немногих уцелевших во всей Ивановской области.

Таким образом, по моей информации в Ивановской области насчитывается 12 храмов, относящихся к 17 веку. Если еще что-то упустил, буду публиковать новые сведения.

Источник информации сайты sobory.ru; molitva-ivanovo.narod.ru