На страницах советских изданий, разоблачавших современное западное искусство, поп-арту доставалось, помимо прочего, за потребительское отношение к женщине, за издевательство над женщиной-труженицей, женщиной-матерью… Я здесь моделирую выражения пропагандистских брошюр 1970–80-х, но не сомневаюсь, что такие формулировки «искусствоведов в штатском» имели место, когда речь шла о творчестве Аллена Джонса (Allen Jones; род. 1937) с его порочащими женское достоинство «скульптурными» работами. Интересно, что советские искусствоведы-пропагандисты здесь полностью совпадали с глашатаями зарождавшегося феминизма.
Аллен Джонс (из интервью): «Для моего поколения любой, кто хотел добиться успеха, должен был считаться с абстрактным экспрессионизмом ... Я никогда не хотел показывать внутреннюю борьбу, связанную с созданием работы, и сделать ее частью картины так, как у Поллока или де Кунинга. Это был бы не я; по своей природе я не мог отказаться от фигуры. Но я должен был найти новый способ сделать это. Абстрактный экспрессионизм сметал все. Вы не могли вернуться к изображению фигуры через какой-то умирающий визуальный язык».
Сын фабричного рабочего, дитя трущоб, Джонс каким-то чудом в 1955 г. поступил в Художественный колледж Хорнси в Лондоне, где начал изучать живопись и литографию. Талантливый юноша получал приличную стипендию, благодаря которой мог путешествовать в Париж и Прованс.
Поступив в Королевский художественный колледж, он оказался среди будущих звёзд британской поп-сцены, таких как Р.Б. Китай, Дэвид Хокни и Дерек Бошир , но через год его исключили из престижного учебного заведения, как впоследствии вспоминали его соученики, за радикализм и полное непризнание авторитетов.
Тем не менее Аллена приглашают на выставку молодых британских художников, где эта картина, основанная, по его словам, на работах Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда, была замечена.
В 1964 г. он знакомится с творчеством американских поп-арт-художников, в т.ч. Уорхола и Роя Лихтенштейна, и, пораженный их «крутизной», переезжает в США, на Манхеттен.
Вот как Джонс характеризует свое творчество 1960-х: «Фетишизм и трансгрессивный мир создали образы, которые мне нравились, потому что они были опасными. Они были о личных навязчивых идеях. Они выходили за рамки общепринятых канонов художественного выражения и предлагали новые способы изображения фигуры, непривычные для общественного потребления».
Эта работа положила начало серии «изображений женщин в натуральную величину в виде мебели с фетишистскими и садомазохистскими оттенками». Каждая из первых трех скульптур была вылеплена по рисункам Джонса, и он наблюдал за профессиональным скульптором, когда тот создавал фигуры из глины.
Затем три женские фигуры были отлиты из гипса компанией, которая специализировалась на производстве манекенов для магазинов . Каждая из трех оригинальных фигур была выпущена тиражом по шесть штук. Первая группа эротических скульптур привлекла международное внимание, когда выставлена в 1970 г. Работы были встречены резкими протестами из-за предполагаемого женоненавистничества, что сделало Джонса «культурным изгоем».
Реакция на шокирующую "мебель" была предсказуемо гневной. Газета Guardian предложила запретить экспонирование работ, а журналистка женского журнала Spare Rib предположила, что скульптуры были вдохновлены скрытым страхом кастрации. 8 лет спустя, когда они были выставлены в Институте современного искусства, их забросали вонючими бомбами. Еще через 8 лет во время выставки в галерее «Тейт», в Международный женский день, «Стул» был поврежден жидкостью для снятия лака.
Позднее, ближе в своему 70-летию, Джонс так объяснил мотивы создания своих вызывающих скульптур: «Я жил в Челси, и меня интересовала женская фигура и сексуальный заряд, который от нее исходил. Каждую субботу, выходя на Кингс-роуд, вы видели, что юбки стали еще короче, тело демонстрировалось каким-то новым образом, и вы знали, что на следующей неделе кто-то поднимет ставки... Я размышлял и комментировал эту ситуацию, понимая, что стану объектом ненависти феминистского движения». К сожалению, я создал идеальный образ женщины, чтобы показать, как женщины были объективизированы».
Джонс совместно с фотографом Брайаном Даффи создали для фирмы Pirelli уникальное издание, которое австралийский и британский критиком и телеведущим Клайв Джеймс назвал «единственным календарем Pirelli, в который никто не захотел бы заглянуть дважды».
Джонс известен тем, что включает в свои работы эротические образы, в том числе латексный фетишизм, и эта сексуальность часто является предметом внимания как искусствоведов, так и прессы.
В 2000 г. Джонс изготовил для офисного центра Taikoo Place в Гонконге две фигуры, мужскую и женскую, каждую весом 2,5 тонны и высотой 4 метра из окрашенной сварной стали.
В его скульптурах 2010-х гг. широко применялись латекс и другие синтетические материалы, а также искусственная и натуральная кожа.
Последние годы Джонс много пишет акварелью, и под его работы отведен специальный акварельный кабинет в Королевской академии художеств.
“Картины Джонса служат некоторым противовесом предполагаемому женоненавистничеству его скульптур, – пишет британский критик. – В этих красочно китчевых сценах он рисует садомазохистские игры с выводами о доминирующей женщине и покорном мужчине, о тонкой игре спаривания, представленной в форме танца”.
Уважаемый подписчики, не сдерживайте себя: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии. Монетизацию мы по разным причинам не подключали, поэтому указанные знаки внимания – единственная награда для канала
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА