Найти в Дзене

ПРОЧЕМУ МЫ НЕ ЛЮБИМ ПОП-АРТ? (5) Аллен Джонс, враг № 1 феминисток всего мира

На страницах советских изданий, разоблачавших современное западное искусство, поп-арту доставалось, помимо прочего, за потребительское отношение к женщине, за издевательство над женщиной-труженицей, женщиной-матерью… Я здесь моделирую выражения пропагандистских брошюр 1970–80-х, но не сомневаюсь, что такие формулировки «искусствоведов в штатском» имели место, когда речь шла о творчестве Аллена Джонса (Allen Jones; род. 1937) с его порочащими женское достоинство «скульптурными» работами. Интересно, что советские искусствоведы-пропагандисты здесь полностью совпадали с глашатаями зарождавшегося феминизма. Аллен Джонс (из интервью): «Для моего поколения любой, кто хотел добиться успеха, должен был считаться с абстрактным экспрессионизмом ... Я никогда не хотел показывать внутреннюю борьбу, связанную с созданием работы, и сделать ее частью картины так, как у Поллока или де Кунинга. Это был бы не я; по своей природе я не мог отказаться от фигуры. Но я должен был найти новый способ сделать эт
«Подставка для шляп, стол и стул». Подробнее об этих, с позволения сказать, произведениях Аллена Джонса мы расскажем ниже
«Подставка для шляп, стол и стул». Подробнее об этих, с позволения сказать, произведениях Аллена Джонса мы расскажем ниже

На страницах советских изданий, разоблачавших современное западное искусство, поп-арту доставалось, помимо прочего, за потребительское отношение к женщине, за издевательство над женщиной-труженицей, женщиной-матерью… Я здесь моделирую выражения пропагандистских брошюр 1970–80-х, но не сомневаюсь, что такие формулировки «искусствоведов в штатском» имели место, когда речь шла о творчестве Аллена Джонса (Allen Jones; род. 1937) с его порочащими женское достоинство «скульптурными» работами. Интересно, что советские искусствоведы-пропагандисты здесь полностью совпадали с глашатаями зарождавшегося феминизма.

«Стол». Эта работа из стеклопластика, резины, кожи и стекла была продана на аукционе Sotheby's более чем за за £ 600 000
«Стол». Эта работа из стеклопластика, резины, кожи и стекла была продана на аукционе Sotheby's более чем за за £ 600 000

Аллен Джонс (из интервью): «Для моего поколения любой, кто хотел добиться успеха, должен был считаться с абстрактным экспрессионизмом ... Я никогда не хотел показывать внутреннюю борьбу, связанную с созданием работы, и сделать ее частью картины так, как у Поллока или де Кунинга. Это был бы не я; по своей природе я не мог отказаться от фигуры. Но я должен был найти новый способ сделать это. Абстрактный экспрессионизм сметал все. Вы не могли вернуться к изображению фигуры через какой-то умирающий визуальный язык».

«Интересное путешествие».
«Интересное путешествие».

Сын фабричного рабочего, дитя трущоб, Джонс каким-то чудом в 1955 г. поступил в Художественный колледж Хорнси в Лондоне, где начал изучать живопись и литографию. Талантливый юноша получал приличную стипендию, благодаря которой мог путешествовать в Париж и Прованс.

«Без названия».
«Без названия».

Поступив в Королевский художественный колледж, он оказался среди будущих звёзд британской поп-сцены, таких как Р.Б. Китай, Дэвид Хокни и Дерек Бошир , но через год его исключили из престижного учебного заведения, как впоследствии вспоминали его соученики, за радикализм и полное непризнание авторитетов.

«Гермафродит».
«Гермафродит».

Тем не менее Аллена приглашают на выставку молодых британских художников, где эта картина, основанная, по его словам, на работах Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда, была замечена.

«Трехчастное изобретение».
«Трехчастное изобретение».

В 1964 г. он знакомится с творчеством американских поп-арт-художников, в т.ч. Уорхола и Роя Лихтенштейна, и, пораженный их «крутизной», переезжает в США, на Манхеттен.

«Коленопреклоненная дама (Праворукая женщина)».
«Коленопреклоненная дама (Праворукая женщина)».

Вот как Джонс характеризует свое творчество 1960-х: «Фетишизм и трансгрессивный мир создали образы, которые мне нравились, потому что они были опасными. Они были о личных навязчивых идеях. Они выходили за рамки общепринятых канонов художественного выражения и предлагали новые способы изображения фигуры, непривычные для общественного потребления».

«Стул».
«Стул».

Эта работа положила начало серии «изображений женщин в натуральную величину в виде мебели с фетишистскими и садомазохистскими оттенками». Каждая из первых трех скульптур была вылеплена по рисункам Джонса, и он наблюдал за профессиональным скульптором, когда тот создавал фигуры из глины.

«Подставка для шляп, стол и стул».
«Подставка для шляп, стол и стул».

Затем три женские фигуры были отлиты из гипса компанией, которая специализировалась на производстве манекенов для магазинов . Каждая из трех оригинальных фигур была выпущена тиражом по шесть штук. Первая группа эротических скульптур привлекла международное внимание, когда выставлена в 1970 г. Работы были встречены резкими протестами из-за предполагаемого женоненавистничества, что сделало Джонса «культурным изгоем».

«Стол».
«Стол».

Реакция на шокирующую "мебель" была предсказуемо гневной. Газета Guardian предложила запретить экспонирование работ, а журналистка женского журнала Spare Rib предположила, что скульптуры были вдохновлены скрытым страхом кастрации. 8 лет спустя, когда они были выставлены в Институте современного искусства, их забросали вонючими бомбами. Еще через 8 лет во время выставки в галерее «Тейт», в Международный женский день, «Стул» был поврежден жидкостью для снятия лака.

«Секретарь»
«Секретарь»

Позднее, ближе в своему 70-летию, Джонс так объяснил мотивы создания своих вызывающих скульптур: «Я жил в Челси, и меня интересовала женская фигура и сексуальный заряд, который от нее исходил. Каждую субботу, выходя на Кингс-роуд, вы видели, что юбки стали еще короче, тело демонстрировалось каким-то новым образом, и вы знали, что на следующей неделе кто-то поднимет ставки... Я размышлял и комментировал эту ситуацию, понимая, что стану объектом ненависти феминистского движения». К сожалению, я создал идеальный образ женщины, чтобы показать, как женщины были объективизированы».

Календарь Pirelli 1973, Январь и Май.
Календарь Pirelli 1973, Январь и Май.

Джонс совместно с фотографом Брайаном Даффи создали для фирмы Pirelli уникальное издание, которое австралийский и британский критиком и телеведущим Клайв Джеймс назвал «единственным календарем Pirelli, в который никто не захотел бы заглянуть дважды».

«Голубая гимнастка».
«Голубая гимнастка».

Джонс известен тем, что включает в свои работы эротические образы, в том числе латексный фетишизм, и эта сексуальность часто является предметом внимания как искусствоведов, так и прессы.

«Городская тень II».
«Городская тень II».

В 2000 г. Джонс изготовил для офисного центра Taikoo Place в Гонконге две фигуры, мужскую и женскую, каждую весом 2,5 тонны и высотой 4 метра из окрашенной сварной стали.

«Телесная броня».
«Телесная броня».

В его скульптурах 2010-х гг. широко применялись латекс и другие синтетические материалы, а также искусственная и натуральная кожа.

«Только по приглашениям».
«Только по приглашениям».
"чистая магия"
"чистая магия"
«Играйте сегодня».
«Играйте сегодня».

Последние годы Джонс много пишет акварелью, и под его работы отведен специальный акварельный кабинет в Королевской академии художеств.

La Cucaratcha
La Cucaratcha

“Картины Джонса служат некоторым противовесом предполагаемому женоненавистничеству его скульптур, – пишет британский критик. – В этих красочно китчевых сценах он рисует садомазохистские игры с выводами о доминирующей женщине и покорном мужчине, о тонкой игре спаривания, представленной в форме танца”.

Эти скульптуры Джонс создал в сотрудничестве с известными дизайнерами Патриком Уитакером и Кейром Малемом (Whitaker & Malem)
Эти скульптуры Джонс создал в сотрудничестве с известными дизайнерами Патриком Уитакером и Кейром Малемом (Whitaker & Malem)

Уважаемый подписчики, не сдерживайте себя: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии. Монетизацию мы по разным причинам не подключали, поэтому указанные знаки внимания – единственная награда для канала

ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА