Вы увидите Анталью глазами местных, наполнитесь духом путешествий.
Так как я сама родом из Турции, наверно надо сказать, почему Анталья, называется Антальей. Многие ее называют Анталией. А чтобы хорошо понять все этом мы переместимся в 150 год до нашей эры (новой эры). Атталидское или Пергаменское царство было греческим государством в эллинистический период, которое управляло большей частью Западной части Малой Азии из своей столицы Пергама. Им правила династия Атталидов.
Королевство представляло собой крупное государство, созданное на территории, которой правил Лисимах, полководец Александра Македонского. Филетер, один из помощников Лисимаха, восстал и захватил с собой город Пергам и его окрестности; вскоре после этого Лисимах умер в 281 году до нашей эры. Первоначально новое королевство находилось в вассальных отношениях номинальной верности империи Селевкидов, но пользовалось значительной автономией и вскоре стало полностью независимым. Это была монархия, управляемая большой семьей Филетера и их потомками.
Оно просуществовало около 150 лет, прежде чем было окончательно поглощено Римской Империей в период с 133 по 129 год до нашей эры.
В 218 году до н.э. Ахей предпринял экспедицию в Сельге, к югу от Тавра. Аттал вернул свои бывшие территории с помощью нескольких фракийских галлов. Ахей вернулся из своей победоносной кампании в 217 году до н.э., и военные действия между ними возобновились. Аттал заключил союз с Антиохом III, который осадил Ахей в Сардах в 214 году до нашей эры. Антиох захватил город и предал Ахей смерти в следующем году. Аттал восстановил контроль над своими территориями.
Царю Пергама нужен был порт на южном побережье Малой Азии и в 150 г. до н.э. он начал его отстраивать. Так и появился небольшой порт в честь царя. Название города Анталья есть видоизмененное имя ее основателя - пергамского царя Аттала, изначально город назывался Атталией. Уже в 133 г. до н.э. племяннику Аттала пришлось отдать этот город римлянам.
Турецкое название города Antalya.
Словарь имен собственных, и транскрипция турецких слов нарусский язык, дают исчерпывающую информацию о том, как правильно следуетговорить и писать название самого популярного курорта в Турции – Анталья. Междутем, допустимо и приемлемо говорить Анталия.
Чтобы утвердить это, обратимся к имени Наталья и Наталия. Об именах вспомнили лишь потому, что конечные части слов Наталья и Анталья абсолютно равны, поэтому для того, чтобы лучше запомнить написание слова Анталья, мы припомнили о Наталье.
Правильное написание известного средиземноморского курорта будет с мягким знаком. По-турецки Анталья пишется Antalya, где буква "y" читается, как "й", получается Анталйя. Согласитесь, не каждый способен повторить такое сочетание букв, но в турецком языке все продумано, чтобы было, как можно его проще произносить. Поэтому сочетание буквы "l" с "y", читается, как "ль" и получается Анталья. Так же в слове sandalye (стул) - сандалье. Так что правильно писать в "Анталья", а не в "Анталия".
По такому же принципу произносится название еще одного турецкого курорта Alanya (Аланья), а не Алания. Чтобы запомнить, достаточно посмотреть на карту России. Алания - это республика Северная Осетия, а Аланья - турецкий курорт.
В настоящее время крепость превращена в музей под открытым небом и большую часть крепости можно осмотреть бесплатно.
Город Анталья самым тесным образом связан с древним городом Перге, который находится от неё в 15 км, и который существовал здесь ещё во времена царства хеттов. Перге тоже своего морского порта не имел, и вполне может быть, что Анталья была ещё и портом древнего Перге. Причём город этот библейский. Сам апостол Павел проповедовал в Перге и лишь затем отплыл именно из Аттальи в Антиохию. То есть по каменным плитам этого города ступала нога… святого апостола!
Старый город Антальи называется Калеичи в переводе с турецкого – Внутренняя крепость, и он точно соответствует по территории и эллинистической, и римской Атталии. Во всяком случае, здесь сохранилось кольцо зубчатых стен, окружавших его с тех времён. Хотя и не везде.
Башня Хыдырлык в Анталье по времени постройки относится к римскому периоду и датируется II веком н. э. Но её квадратное основание, на котором стоит сама башня, как считают, более древнего времени.
Анталье агора – рыночная площадь, располагалась на самом высоком месте в городе. Попытались найти остатки древнего театра, поскольку он был принадлежностью всех римских городов. Начали копать на северном склоне горы и нашли каменные блоки, которые как раз и посчитали его остатками, поскольку склон горы – самое удобное для античного театра место.
Остатки крепостных стен Атталии также находятся в Старом городе. Наилучшим образом сохранился участок стены, примыкающий к Воротам Адриана. Сами эти ворота тоже являются уникальным историческим памятником. Построили их в 130 г. н. э. перед приездом римского императора Адриана в Атталию, и именно через них он и должен был въехать в город. В эпоху византийского владычества ворота заложили и возвели и перед ними ещё одну оборонительную стену. Кстати, именно поэтому эти ворота так хорошо и сохранились. Просто больше тысячи лет их никто не эксплуатировал, и к тому же они никому не мешали.
Минарет Йивли – является символом Антальи
Но проходя под ними, стоит посмотреть не только на сами ворота, но и себе под ноги. Вы увидите глубокие колеи на камнях мостовой, что говорит о том, что прежде чем их замуровали, по этой дороге колесные повозки ездили очень часто.
На одной из крепостных башен с римских времён красуется табличка, на которой написано, что эту башню построила некая Юлия Санкта. То есть женщина она была одинокая (иначе на табличке было бы имя её супруга или два имени), но достаточно состоятельная, если дала магистрату денег на целую крепостную башню.
А это мраморная статуя императора Траяна, относящаяся к III в. нашей эры. Найдена при раскопках в городе Перге.
Крепостные стены Атталии имели разную толщину в разных местах. С чем это связано, непонятно, к тому же в отличие от Константинополя, стены Антальи сильно пострадали в конце XIX – начале XX века. Просто, наверное, о том, что они со временем станут туристической достопримечательностью, в то время никто и не думал. Кстати, там, где эти стены сохранились, они имеют высоту порядка 15 м.
Ещё две башни северного района Калеичи сохранились до наших дней, хотя и в сильно перестроенном виде.
Помимо Часовой башни и башен в старом городе, стоит осмотреть Минарет Йивли, расположенный неподалёку. Это одно из первых строений исламской архитектуры в этом городе. Башня минарета цилиндрической формы. Минарет имеет рифлёную поверхность, украшенную тёмно-синими плитками, и является не только достопримечательностью, но и символом города. Построена была мечеть вместе с минаретом в 1230 году, а затем перестроена в 1373 году. Высота минарета 38 метров. Он построен на квадратном каменном основании с восьмью бороздами и 90 ступенями, ведущими на верхнюю площадку.
олубой купол Медресе Гияседдина Кейхусрева в Анталии виден издалека. Его основал Атабей Армаган за заслуги сельджукского султана за его многочисленные заслуги перед государством. Одна из них – основание турецкого флота. К северу от минарета Йивли располагается древняя усыпальница – Мавзолей Зинджиркирана. Это еще один образец исламской архитектуры, дающий представление о том, как обустраивали усыпальницы богатые османцы для своих умерших родственников. Примерно в таком же стиле построен Мавзолей Нигар Хатун, где покоятся останки супруги султана Баязида II.
В XIII веке в Стамбуле Мыслителем Мевланой Руми был основан Дом Мевлеви. Он стал обителью дервишей – исламских монахов. Таковым он был до 1925 года, а потом был закрыт. Через полвека дом Мевлеви вновь открыл свои двери, но уже как выставочный зал. Его экспонаты, как и экспонаты минарета Иивли, помогают представить быт и культуру монахов.
Царь Пергам Аттал был основателем Анталии. Современный турецкий город после смерти пергамского царя стал владением римлян. Они превратили Анталию в процветающий порт, который надежно защищали каменные стены. Каждая стена имела несколько специальных врезанных ворот. Когда захватчики нападали на город, ворота закрывались, прочно и надежно запечатывались. Строительство ворот было связано с визитом в город императора Адриана. Чтобы попасть в Анталию, ему пришлось проехать через несколько населенных пунктов, Сиде, Перге, Аспендос. Его путешествие заканчивалось у побережья Средиземного моря. Согласно историческим данным, визит императора проходил в 130 году уже нашей эры.
С воротами Адриана связано большое количество всевозможных легенд. Согласно одной из них, царица Савская, сильно устала от путешествия к любимому царю Соломону. Она прошла сквозь Ворота Адриана, осталась в красивом дворце, украшавшем Аспендос.
Другая легенда сообщает всем, кто проходит прямо под аркой, обязательно загадать желание. Всего их будет три, по количеству арок. Все загаданные желания непременно исполнятся.
Мощные городские стены настолько надежно защищали Ворота Адриана, что их минуло разрушительное воздействие, так как ими очень редко пользовались. Вероятно, это одна из главных причин, из-за чего ворота сохранились до сегодняшнего дня. Они стали своеобразной визитной карточкой, турецкой Антальи. После разрушения старинных стен, перед глазами археологов предстали Ворота Адриана.
Для современных туристов, чтобы им было легче ощутить античную эпоху, реставраторы открыли нижнюю часть постройки. Они откопали первую арку, удалив лишний грунт. Высота ворот достигает высоты современного двухэтажного здания. Полностью сохранившаяся первоначальная форма превращает их в красивейшие ворота всей Памфилии.
Очень похожи на Триумфальные арки в Париже
Около ворот установлено несколько смотровых башен, которые были построены в разные эпохи. Крепость была воздвигнута из камня. Южная Башня расположена на левой стороне. Ее строительство было закончено при Адриане. Ученые историки считают, что это строение относится к римскому периоду. Ярким доказательством считается характерная резьба, нанесенная на врата.
Главной достопримечательностью древней архитектуры турецкой Антальи считаются Ворота Адриана, разделяющие город на несколько частей. В одной можно познакомиться с минувшим прошлым, увидеть историческое наследие, необычную, оригинальную архитектуру. В другой части города настоящая активная жизнь бьет ключом. Как и много лет назад, Тройные ворота выполняют свою важнейшую функцию. Пройдя сквозь них, можно быстро уйти от переполненной транспортом автомагистрали Ataturk Caddesi (местное население называет эту дорогу Ишиклар), попасть в старинный район, под названием Калеичи.
Около Ворот Адриана находится небольшой цветущий парк. Здесь можно отдохнуть, устав от изучения достопримечательностей древнего города. Под сенью деревьев насладиться вкусом настоящего турецкого чая. К сожалению, красоту центральной арки портит сильно поврежденный проход. Реставраторы увидели мостовую, которую исполосовали следы многочисленных повозок, привозивших товары в Анталью. Сотни лет эти повозки проезжали под Воротами Адриана, их острые колеса сильно повредили мостовую. Для безопасности туристов, чтобы не нанести вред историческому наследию, был построен специальный мостик, обрамленный металлическими перилами, имеющий стеклянный пол. Желающие могут пройти сквозь боковую арку.
Недалеко от Тройных ворот, для туристов и посетителей открыты двери большого количества маленьких пиццерий, кафе и магазинов. Здесь можно приобрести различные сувениры, купить красивую одежду, причем все товары, продаются с большими скидками. Стоимость товара зависит от его качества. Самыми дорогими остаются мировые бренды.
Дюденский водопад
Дюденские водопады – знаменитая природная достопримечательность Турции, одна из визитных карточек курортного города Анталья. Эффектные каскады водопадов образованы рекой Дюден, чьи истоки находятся в Таврских горах.
В 12 км к северо-востоку от Антальи расположен Верхний Дюденский водопад, ставший частью великолепного пейзажного парка.
А в 10 км к востоку от центра курорта, вблизи пляжа Лара, находится еще более впечатляющий Нижний Дюденский водопад, ниспадающий в Средиземное море с 40-метровой высоты.
Примерно 123 километра по прямой отделяют мегаполис Анталия от популярного курортного города Аланья. Оба города, расположенные на берегу Средиземного моря в азиатской части Турции, приветствуя вас ярким солнцем и могут предложить богатую культуру, а также красивые пейзажи. Во-первых, эти два места очень похожи, не так ли? Но разница заключается в деталях. Аланья - небольшой прибрежный городок с большими сюрпризами.
Первые постройки на этой скале найденные археологами, относятся к периоду Хеттского царства (1200 год до нашей эры), а во времена древних греков — современная Алания — называлась Коракесион и была уже значительным городом на побережье. Именно греки и заложили здесь на вершине горы первые укрепления.
После смерти Александра Македонского, здесь на 150 лет обосновались киликийские пираты, которые терроризировали Восточную часть Средиземного моря своими набегами. Их владычеству в крепости было завершено победой Рима, который разгромил флот пиратов и присоединил эти земли в 67 году до нашей эры. Крепость значительно расширяется римлянами.
После Рима, с 4 века, почти тысячу лет, по 13 век — крепость принадлежит Византии. Крепость выдержала несколько осад арабов в 7–8 веке и турок сельджуков в 11–12 веках.
После захвата в 1204 году Константинополя крестоносцами, помогать защите крепости было некому и через несколько лет она была захвачена сельджукским султаном Ала ад-дином и в честь него город стал называться Аланьей.
Здесь можно увидеть и старинную мечеть Сулеймание, которая была построена в 1231 году, впоследствии пострадала от пожара и восстановлена в 16 веке султаном Сулейманом Великолепным. Мечеть действующая, можно зайти внутрь.
Рядом с ней старинный турецкий дом, где бесплатно можно осмотреть воссозданный мусульманский быт средних веков.
На самой вершине холма, в его западной части расположена цитадель (замок), обнесенный еще рядом стен
Пройдите вдоль стен — насладитесь прекрасными панорамными видами
Внутри цитадели почти ничего нет- только несколько римских цистерн для сбора воды и византийская церковь 6 века.
Сразу вспоминается фильм "Великолепный век"
Красная башня Кызыл Куле открыта ежедневно с 09.00–19.00, билет на посещение башни плюс и судоверфи за 6 лир примерно 1 евро. Раньше в башне помещался гарнизон из 2 тысяч человек. Сейчас на первом этаже расположен небольшой исторический музей. Диаметр башни почти около 30 метров.
Эта башня главная достопримечательность турецкого города Аланья. Башня расположена в порту города. Это сооружение XIII века считается символом Аланьи и даже изображено на флаге города. Является частью комплекса крепость Аланьи (тур. Alanya Kalesi).
Шаравсинский караван-сарай (Konak Kervansaray Sarapsa Han)
Шаравсинский караван-сарай или Шарапса Хан — это древняя крепость, выполняющая роль придорожной гостиницы на Великом Шелковом пути. Именно здесь путники оставались на ночлег на протяжении многих веков.
Историческое здание крепости практически не изменилось с XIII века, поэтому его интересно будет осмотреть как снаружи, так и внутри.
Внутри находятся комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствует загон для вьючных животных. Встречаются одно и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом склады и загоны для животных.
Великолепный Стамбул
Святая София — сердце Константинополя, -это действительно чудо, трудно поверить, что его построили в 6 веке, что в 10 веке, здесь стояла наша княгиня Ольга, а в 13 веке, весь пол был залит кровью (что сотворили крестоносцы) и что в 15 веке — сюда на коне въехал османский султан-Мехмед Завоеватель, которому в ту пору было всего 24 года.
Напротив Софии находится огромная Голубая мечеть 17 века, очень внешне похожая на Софию. Османы фактически в дальшейшем многие мечети строили похожими на Софию.
В Стамбуле есть музей-панорама "1453" где можно увидеть как был захват Константинополя, заплатив 10 турецких лир, это примерно 220 руб. Три дня длился грабеж города. В плен было взято свыше 60 тысяч городских жителей.
Церковь Святой Софии, главная в те времена святыня православной Церкви, была переделана в мечеть Айя-София / Aya Sofya. Ныне это музей.
После революции в России, около 200 тысяч "белых" русских нашли убежище в Стамбуле. Они увеличили миллионное население Стамбула примерно на одну пятую часть. Среди беженцев были будущий писатель Владимир Набоков, который ненадолго остановился в Стамбуле со своей семьей, Толстой и племянница писателя Льва Толстого, в Стамбуле жили Иван Бунин и Павел Челищев, сатирик Аркадий Аверченко, в своем кабаре "Черная роза" пел Вертинский.
Русские аристократы открыли первые совместные (для мужчин и женщин) пляжи в Стамбуле, детективное агентство, студии фотографии и живописи. Семья Смирновых после бегства из России некоторое время управляла своим водочным заводом в Стамбуле. Русские придумали знаменитые "Тараканьи бега".
Тут прятался даже Лев Троцкий, который проиграв Иосифу Сталину в схватке за власть, нашел убежище на одном из островов Стамбула в 1929 году. Он провел там четыре года, а затем перебрался в Мехико, где был убит в 1940 году. Как убивали Троцкого.
Большинство эмигрантов, начиная с 1923 года и особенно интенсивно в 1924-25 годах, покидали Турцию, отправляясь в США и Европу (в основном во Францию в Париж. И сейчас в Турции проживают больше 100 000 российских подданных.
Поднимитесь на Галатскую башню, чтобы посмотреть на Стамбул с высоты 61 метра над землей. В своём нынешнем варианте она была построена генуэзцами в середине 14 века и тогда она носила название - "башня Христа". Увы, на вход очередь, сам вход платный и внутри много разной шавермы и магнитиков.
Главная площадь Султанахмет встретит вас великолепной Голубой мечетью. Голубая мечеть - жемчужина Стамбула.
Ее постройка началась в 1609 году по велению султана Ахмеда. Она широко известна своими минаретами, с которыми связана удивительная легенда. Перед постройкой султан позвал к себе зодчего, чтобы обсудить минареты — султану хотелось, чтобы они были золотыми, "алтын" по-турецки. Зодчий оказался глуховат, и решил, что минаретов в мечети должно быть шесть "алты" по-турецки.
Когда строительство было окончено, разгорелся страшный скандал - духовенство сильно обиделось на султана и предлагало на выбор или спилить "лишние" минареты, или построить в Мекке дополнительные. Султан предпочел второй вариант, новая постройка влетела ему в копеечку, зато мир с духовенством был восстановлен.
Мечеть Фатих — или мечеть Завоевателя — первая большая султанская мечеть в Стамбуле, построена в 1470 году. Здесь же рядом кладбище и мавзолей — в котором покоится Мехмед Второй — который и завоевал Константинополь.
Мечеть Михримах-султан (середина 16 века) построена почти у крепостной стены для любимой дочери султана Сулеймана.
Не возможно в обзорном отчете показать все, что мы увидели, отмечу, что также мы посетили — Новую мечеть (16–17 век), мечеть Шехзаде (16 век) — построенную в честь любимого сына султана Сулеймана, мечеть Валиде-султан, мечеть Лалели, мечеть Баязид и другие.
Одной из самых изящных является — Мечеть Ортакей (19 век)- на фото — она также является одним из символов Стамбула
Принцевы острова — если у вас хватает время, то необходимо отправиться на один из островов около Стамбула туда можно добраться на пароме на самый ближайший — остров Кыналыада. Он всего в 14 километрах от Стамбула и дорога занимает — 50 минут.
В Мраморном море, тоже надо бы искупаться
Византийское наследие вы будете видеть постоянно — на центральных площадях много обелисков, колонн, акведуков и памятников той эпохи.
Константинопольские стены 4–5 веков — вы также увидите.
Все христианские церкви (кроме двух) турки превратили в мечети, но фактически пристроили к ним только минареты и поэтому вы сможете понять что это бывшие церкви.
На фото монастырь Пантократора 12 века представлял собой второй по величине памятник византийского зодчества, уступая только Святой Софии.
Особенно впечатлит Вас Церковь Святой Ирины — в ней так и витает дух старины. Она действительно самая древняя и была построена в 4 веке, почти на 200 лет раньше Святой Софии и тогда являлась главным храмом Константинополя.
Ей относительно повезло — османы не сделали из нее мечеть, поэтому обязательно зайдите внутрь, когда будите посещать дворец Топкапы.
Дворец Топкапы
Знаменитый дворец Топкапы, служивший на протяжении четырехсот лет главной резиденцией для двадцати пяти османских султанов, сегодня является одним из основных туристических объектов исторического центра Стамбула - района Фатих и одним из уникальнейших музеев мира, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Находится этот удивительный памятник рядом с Софийским собором и выйти к Топкапы можно непосредственно с Площади Султанахмет.
До того, как на эту землю, омываемую проливом Босфор и Мраморным морем, пришли турецкие завоеватели, здесь существовал известный всему миру город - Константинополь – прекрасная и богатая столица Византийской империи. Но в конце мая 1453 года, после длительной осады Константинополь пал под ударами османской армии. В кровопролитных боях погиб последний византийский император Константин Одиннадцатый.
А в захваченном османами городе почти на пять столетий воцарились османские султаны, первым из которых был завоеватель Константинополя Мехмед Второй.
Топкапы переводится как Пушечные ворота, именно так называется главный вход на территорию комплекса, строительство которого велось с 60-х годов 15 столетия. Это название довольно символично, ибо в нем заложен смысл одного из султанских ритуалов. Дело в том, что о приезде или отъезде султана из дворца всегда возвещал пушечный залп. Хотя в первоначальном варианте дворцовый комплекс назывался Сералем.
Дворцовые павильоны и апартаменты создавались в виде главной резиденции султанов. Считается, что Гарем первоначально был сооружен за территорией дворца. А впоследствии – в период правления Сулеймана Великолепного – он был перестроен в непосредственной близости от султанских покоев. Но, возможно, гаремный двор сразу сооружался в черте дворцового комплекса. Хотя при Сулеймане дворец действительно подвергся существенной реконструкции. Достройки и украшательство дворца продолжались и после Сулеймана Великолепного, а всего в этом дворце жили и руководили страной 25 османских правителей на протяжении 400 лет до середины 19 столетия, когда в Стамбуле появилась новая султанская резиденция – Долмабахче. В 1923 года была провозглашена Турецкая республика, и Дворец Топкапы получил статус музея. Сегодня он является одной из популярнейших и наиболее посещаемых достопримечательностей Стамбула.
Первый и Второй дворы являлись внешней частью дворца, которая называлась бирун. Здесь находились административные службы, принимались посетители, проводились различные мероприятия. А вот Третий и Четвертый дворы являлись исключительно внутренней частью дворца – эндеруном, где проходила частная жизнь султана. Эта территория в свою очередь делилась на селямлик (личная территория султана) и гаремлик (место обитания жен, наложниц и детей правителя). Личные покои султана находились на стыке этих территорий.
Вход на самый большой двор султанского дворца осуществляется через Императорские Ворота или Ворота Повелителя Баб-ы Хюмаюн. Отсюда же османские повелители выезжали на молитвы в Софийский собор / Айя-Софию.
Двор Янычар был проездным двором для правящего султана и его свиты, а также общедоступной территорией для всех жителей и гостей города, независимо от вероисповедания или социального положения. Здесь функционировали султанская пекарня и лечебница, хранились дрова, и работала водопроводная станция. Здесь же находилась Казна с Монетным двором, служебные павильоны и т.д. В этом дворе ожидали аудиенции султана иноземные послы, здесь проходили массовые пятничные намазы и различные мероприятия. На этом же дворе оказался и памятник византийской архитектуры 4-6 столетий – православный Собор Святой Ирины, который в период Османской империи использовался как военный арсенал (склад).
Так же в Первом дворе находились Платан янычар и Фонтан палача. Эти два объекта были связаны следующим образом. Под платаном периодически собирались недовольные янычары, требовавшие казни какого-либо паши. Стояние янычар длилось до тех пор, пока султан не выполнял их требования.
После казни неугодного паши его голова отдавалась мятежникам, а палач с помощником смывали в Фонтане кровь со своих рук, отчего данный источник и стал называться Фонтаном палача. Голова же казненного, помещенная на большом серебряном блюде, выставлялась на всеобщее обозрение на высоком мраморном столбе, также находившемся на Первом дворе. А специальный служитель внутренней стражи (бестаджи) рассказывал всем проходившим гражданам о преступлениях казненного. Кроме того, на соседнем столбе находилась письменная информация о преступнике и его злодеяниях. Кстати, на серебряные блюда помещались отрубленные головы только высших сановников. Для голов низших чинов служили деревянные блюда, а отрубленные головы самых рядовых служащих укладывались прямо на земле. Также здесь же размещались и головы врагов государства или другие части их тел. Желающих увидеть головы казненных преступников среди жителей Истамбула всегда было достаточно.
Несмотря на то, что Первый двор был обычно многолюдным, здесь всегда царила удивительная тишина. Требование соблюдать тишину на территории дворца Топкапы было очень строгим, и его нарушение незамедлительно каралось палочными ударами. Вход на Первый двор в дневное время охранялся 50-ю привратниками, в ночное время охрана усиливалась янычарами.
Основными архитектурными сооружениями Второго двора были Диван (Дворец совещаний), Внешнее Казначейство, длинная галерея Дворцовых кухонь, Мечеть Бешир-Ага, Канцелярия, конюшни, Хамам и другие служебные помещения. Здесь же находился вход в Гарем, который был расположен частично на Втором, а частично на Третьем дворе. В соответствии с имеющимися строениями данного двора от Ворот Приветствия были проложены дорожки по направлениям ко всем указанным объектам. Самая главная – Дорога Падишаха – вела на территорию Третьего двора.
К зданию Дивана – высшему органу управления государства - от Ворот приветствия можно дойти по Дороге Визиря. Диванами на Востоке всегда называли совещательные органы правительства, где члены правительства, в данном случае визири, размещались по кругу совещательной комнаты на низких диванах. Из-за того, что на Втором дворе размещался Диван площадь этого двора называлась Площадью Совета. Здесь проходили важные государственные церемонии, принимались решения о начале и конце войн, о бракосочетании детей султана, происходили встречи с иностранными послами и т.д.
Здание Дивана, построенное также в эпоху Сулеймана Великолепного, имеет прямоугольную форму и состоит из трех не очень больших помещений, зонально разделенных арочными перегородками на три помещения – залы Заседаний, Канцелярии и Кабинета главного визиря. Государственный Совет проводил свои заседания по решению текущих и актуальных вопросов по 4 дня еженедельно. В заседаниях участвовали только визири. Сам же правитель мог находиться в это время в Башне Правосудия и наблюдать за развитием событий через специальное окно (Око Султана). Оно находилось немного выше места главного визиря и имело позолоченную решетку. Если заседавшие видели, что султан закрыл окно, то это означало, что ему не понравилось принятое решение. Тогда министры должны были собраться к султану в Зал аудиенций, который находился в следующем - Третьем дворе. При открытом окне визири не могли точно знать, слушает их султан или нет, но само наличие Ока Султана очень мотивировало их.
Эта башня появилась во Втором дворе во времена Мехмеда Завоевателя, но тогда она была небольшим павильоном. При Сулеймане Великолепном она превратилась в Башню с конусообразным завершением. Во второй половине 19 века башня была украшена бельведером стиля ампир. Вероятно тогда же была и перестроена лестница. С этой башни правители обозревали окрестности своей столицы, а из специального помещения следили за заседаниями Дивана.
Восьмикупольное здание Внешнего Казначейства является продолжением здания Дивана. В подвалах этого толстостенного сооружения с маленькими окнами хранились те деньги, которыми распоряжался Диван, в том числе и на янычарские зарплаты.
Сегодня в зданиях бывшего Казначейства можно посетить интересные музейные выставки, например, Выставку часов или боевого османского оружия. На выставке часов можно увидеть очень интересные экспонаты с мусульманскими символами от напольных до миниатюрных.
Очень интересен знаменитый Кинжал Топкапы. Это уникальное произведение военного искусства, оформленное драгоценными камнями, было сделано для персидского правителя Надира-шаха в качестве подарка от Махмуда Первого в середине 18 века. Большое внимание привлекают три огромных изумруда на рукоятке в оправе из бриллиантов и находящиеся внутри рукоятки часы. Сам кинжал находится в золотых ножнах. Говорят, что подарок был отправлен в Персию, но до Надира-шаха не дошел, по причине внезапной его кончины. Поэтому кинжал вернулся в Стамбул. Считается, что этим кинжалом убивали всех шахзаде, представляющих угрозу правящему султану.
Территория Гарема – это своеобразный город в городе. Начинается Гарем от Ворот карет, расположенного левее Дивана. Как уже упоминалось, посетить Гарем можно только по отдельно взятым билетам, которые продаются в кассе, находящейся у входа в него. Ворота на женскую половину дворца назывались Воротами карет потому, что жительницы Гарема выезжали и въезжали туда в закрытых каретах.
Недалеко от этих ворот находились Ворота мертвых, под которыми проносились тела умерших или убитых во дворце, в том числе и из Гарема. Это одно из мистических мест Топкапы, наряду с Фонтаном палача, с которым связано много легенд о призраках.
Данный Гарем был сооружен в период правления Сулеймана Первого, хорошо известного многим россиянам по турецкому сериалу Великолепный век. И сооружен по желанию самой известной наложницы османского гарема, ставшей впоследствии женой султана – Роксоланы или Хюррем Султан, которая желала находиться вблизи султана своего сердца.
С устройством и жизнью мусульманских гаремов россияне, путешествующие по Крыму, знакомы по известному Бахчисарайскому дворцу времен Крымского ханства. Но Гарем дворца Топкапы, конечно же, намного больше, роскошнее и богаче крымского.
Более трехсот его комнат делятся на 4 зоны – зона проживания черных евнухов, зона наложниц и жен, зона матери султана и территория самого султана, которая находится в Третьем дворе. На каждой из четырех территорий имеются банные помещения, есть мечети и больница.
Гулять по улицам и закоулочкам гарема очень интересно, особенно, если хотя бы приблизительно представлять себе жизнь его обитательниц. Ведь проживали здесь самые красивые женщины со всего мира.
Само наличие гарема и количество его обитательниц со временем стало являться своеобразным статусом правителя, символом его власти и могущества, а не предметом государственной необходимости. Тайны гаремной жизни, культуры и традиций, непростых взаимоотношений достаточно хорошо показаны в фильме Великолепный век. И хотя это художественный фильм, имеющий право на вымысел и приукрашивание, но, тем не менее, основные принципы гаремной культуры отношений проследить по нему вполне можно.
Все наложницы проходили обучение языку, грамоте, музыке, танцам и, конечно же, искусству ухода за собой. Количество живущих здесь невольниц могло доходить до пятисот. И каждая из них мечтала стать любимой женой султана. Это был верх карьерной лестницы гарема. Но султан был один, и обратить внимание на всех, естественно, не успевал. Некоторых девушек, ни разу не удостоенных внимания султана, могли удачно выдать замуж. Многие девушки погибали в результате интриг, наговоров, зависти или других обстоятельств.
Например, султан Ибрагим Первый решил завести себе новый гарем, а обитательниц старого просто утопили в водах Босфора.
Отмеченная вниманием султана наложница становилась фавориткой (гюзде) и поселялась в отдельные покои. Приглашение в покои султана осуществлялось с помощью платка (мендила), который тот подавал приглянувшейся красавице. После ночи с султаном наложница становилась икбал, получала подарки и переводилась в более лучшие жилищные условия. Если она после этого рожала сына, то становилась кадын (неофициальной женой султана), что означало почти райскую жизнь. А вот если султан больше не вспоминал о гюзде, то она возвращалась в общую комнату наложниц.
Школа пажей
По всему периметру Третьего двора расположены невысокие белые здания. В них размещались различные отделения школы для мальчиков.
Живущие здесь дети не могли покидать пределы дворца и не могли посещать территорию гарема. Они получали очень хорошее образование и наиболее способные из них впоследствии могли претендовать на самые высокие посты в государстве. Таким образом, эта школа была своеобразным государственным учреждением подготовки будущих чиновников.
Мальчики, которые попадали в школу, были в основном из христианских стран. Они отбирались из всех завоеванных Османской империей стран специальными людьми – девшерме - и привозились сюда, чтобы воспитать из них преданных султану людей. Дети подбирались по внешним и умственным критериям в возрасте 8-13 лет. Не все родители хотели отдавать своих сыновей, и прятали их, узнав о приезде представителей султана. Но самые бедные люди сами отдавали своих детей, надеясь на их лучшую долю. Здесь мальчиков учили грамоте, музыке, графике, военному делу. Давали основы религиозного воспитания, и учили прислуживать султану и другим высшим чиновникам. Школа имела несколько уровней образования, и не все мальчики доходили до последнего уровня. Сегодня в бывших помещениях школы находятся различные музейные коллекции, познакомиться с которыми весьма интересно.
Тут же находится Сокровищница, в которой можно увидеть ювелирные изделия и драгоценности из личной казны султанов. Находится здесь и такой известный бриллиант как «Алмаз ложечника». Этот огромный драгоценный камень попал в руки бедняку, который, не понимая его ценности, обменял его на 3 деревянные ложки. Со временем алмаз попал в султанскую казну и получил достойную обработку.
Четвертый двор включает в себя территорию султанского сада, где правитель мог отдыхать, наслаждаться видами соединения Босфора с Золотым рогом и Мраморным морем, размышлять о дальнейшей судьбе империи и просто побыть наедине с самим собой.
пециальных ворот на территорию сада нет, таким образом Четвертый двор являет собой логическое продолжение Третьего двора. Кроме садового ландшафта Сада Тулип (Тюльпанов) здесь можно увидеть несколько прекрасных образцов архитектуры малой формы. Это павильоны Ереванский, Багдадский, Золотой (Ифтарийе) и другие. Здесь падишах гулял между виноградниками и фруктовыми деревьями, наслаждался ароматом цветников, на которых росли тюльпаны и розы, гиацинты и гвоздики. Сегодня территория Сада Тюльпанов входит в территорию общественного места отдыха Парка Гюльхане.
Данный яркий образец османской архитектуры в виде павильона, с левой стороны Мраморной террасы, был сооружен в середине 30-х годов 17 века в годы правления Мурада Четвертого в память о завоевании Еревана. Построили это 8-угольное сооружение на месте осушенной части пруда
Еще долго можно рассказывать и вспоминать историю, но лучше приехать самим и вусе посмотреть, основное, Вам сказала.
Долмабахче — это второй по исторической важности дворец Стамбула
Был построенв в 1842–1853 годах для султана Абдул-Меджида, который хотел иметь новый султанский дворец, построенный в стиле барокко и который должен был соперничать по изысканности с лучшими дворцами европейских монархов. Вокруг дворца разбит красивый парк
Дворец стоит на берегу Босфора — на фото Восточные ворота дворца, а на заднем фоне -Босфор
Крепость Румелихисари 15 века — тоже стоит посетить тем кто любит историю и замки, к тому же от нее открываются еще одни шикарные виды на Босфор.
Вид с моста по которому проходит метро — на район Фатих и мечеть Сулеймание.
Галатская башня (1348 год) в районе Бейоглу
Египетский рынок, построен в 1660 году — для продажи специй
Прогулка по проливу Босфор
Выйдя в Сырыере и проехав еще полчаса на автобусе мы оказываемся в курортном городке Килиос — на фото, где где можно отдохнуть на достаточно хорошем большом платном пляже.
Добро пожаловать в Турцию!
******