Найти в Дзене

Арт медиации в современном искусстве: как говорить о том, что “размыто”

В октябре 20-го я случайно попала на обучение курса медиаторов в ЦСИ «Типография». Звала туда волонтеров организации, где работаю. Пока изучала программу, чтобы завлечь больше слушателей, сама заинтересовалась и записалась на неё. Медиатор_ка – это человек, который выступает посредником между искусством и зрителем в музеях и ЦСИ. Через диалог он_а позволяет лучше понять представленные работы, проникнуться и углубиться в объекты и искусство в целом.  Как проходило обучение: курс был завлекающим и насыщенным: занятия по актерскому мастерству, лекции об инклюзии и моделях инвалидности, МК от актрисы по сторителингу. Мы переиначивали сказки, валялись по полу и испытывали возможности друг друга. Проводили вместе целую неделю с утра до вечера и наполнялись новыми знаниями. По итогу мы открывали выставку «Искусство быть: пространство заботы», посвященную людям с особенностями здоровья и восприятия. Где я вела самую первую медиацию в истории центра, как медиаторка с дефицитом зрения. Причем э
Оглавление

В октябре 20-го я случайно попала на обучение курса медиаторов в ЦСИ «Типография». Звала туда волонтеров организации, где работаю. Пока изучала программу, чтобы завлечь больше слушателей, сама заинтересовалась и записалась на неё.

Фото Оли Вирич, ноябрь 2020
Фото Оли Вирич, ноябрь 2020

Медиатор_ка – это человек, который выступает посредником между искусством и зрителем в музеях и ЦСИ. Через диалог он_а позволяет лучше понять представленные работы, проникнуться и углубиться в объекты и искусство в целом. 

Как проходило обучение:

курс был завлекающим и насыщенным: занятия по актерскому мастерству, лекции об инклюзии и моделях инвалидности, МК от актрисы по сторителингу. Мы переиначивали сказки, валялись по полу и испытывали возможности друг друга. Проводили вместе целую неделю с утра до вечера и наполнялись новыми знаниями.

По итогу мы открывали выставку «Искусство быть: пространство заботы», посвященную людям с особенностями здоровья и восприятия. Где я вела самую первую медиацию в истории центра, как медиаторка с дефицитом зрения. Причем это тоже вышло случайно. 

Фото Оли Вирич, ноябрь 2020
Фото Оли Вирич, ноябрь 2020

Как прошла моя первая медиация:

Я пригласила волонтеров на открытие, где должна была состояться экскурсия от кураторок, но её не было, потому что мы напутали с расписанием. Нужно было как-то выходить из ситуации. Я решила, что это неплохой вариант, чтобы попрактиковаться в ведении медиаций в компании знакомых и приятных мне людей. Не то, чтобы у меня был выбор, но это ощущалось как неплохая идея для первого раза. Тут в историю снова врывается случайность.

Мы прошли в зал, где располагалась выставка, люди вокруг праздно разгуливали, наслаждаясь экспозициями и друг другом. Казалось, никто не обращал внимания на нашу скромную компашку. Я была увлечена взаимодействием с гостями и не заметила, что вокруг нас стали собираться другие люди, фотографы и даже преподаватели с кураторками. Когда я это поняла, сильно разволновалась, но быстро взяла себя в трясущиеся руки. В общей сложности в тот вечер меня слушали около 30 человек или даже больше. Это был невероятно волнующий и эмоциональный опыт. Просто незабываемый ещё и потому, что на этой выставке я выступала не только как медиаторка, но об этом в другой статье. Если скажу, что «на этой выставке я – главный экспонат», почти не совру 🤭

Фото Оли Вирич, ноябрь 2020
Фото Оли Вирич, ноябрь 2020

Что было потом:

В течение полутора лет я периодически вела медиации на трех разных выставках для разношерстных групп: для взрослых, студентов, детей, людей с аутизмом и нарушениями зрения, целых семей, где все друг с другом не согласны и милых подружек. Гости почти никогда не знали, что их медиаторка слабовидящая. Я настолько хорошо заучила художников, экспозиции и все детали, что у людей не возникало мысли, что у меня нарушения зрения (мы спрашивали🙃). 

Чтобы добиться этого, я просила других медиаторов описать мне работы, слушала, как они ведут медиации, в перерывах рассматривала объекты на максимально близком расстоянии, переслушивала описание всех работ перед медиациями. 

 Например, на одной из выставок все стены были исписаны фразами из дневника художницы. Язапомнила и их, и места, где располагалась каждая, чтобы полноценно взаимодействоватьс гостями выставки.

Фото из личного архива, я веду медиацию, декабрь 2020
Фото из личного архива, я веду медиацию, декабрь 2020

А что теперь:

В июне 22-го центр закрылся, а другого такого в Краснодаре нет, поэтому медиации я больше не веду. Но это был прекрасный опыт с чудесными людьми, вам остается только поверить 🖤

Спасибо, что дочитали. Поддержите меня лайком и подпиской 💛