Найти в Дзене

Детство Гумилева

Гумилёв писал, что у поэта должно быть очень счастливое, или очень несчастное детство - главное, не скучное, не серое. И его детство серым точно не назовешь. Вот почему в нашем видеосюжете много внимания уделяется именно этому периоду жизни поэта. Гумилёв родился в небольшом портовом городе Кронштадте. Мальчик был болезненным, говорить начал поздно, плохо выговаривал многие звуки, из-за чего предпочитал молчать. Зато любил читать, выучился в пять лет и сразу же стал сочинять. Вместо прогулок со сверстниками Гумилёв много времени проводил дома, в компании ежа, морских свинок и попугая, или бегал по саду наперегонки с рыжей собакой Лиской. Любил слушать, как мать или нянька читают волшебные сказки, истово верил в существование чародеев и магов, заучивая наизусть их мудреные заклинания. Был необычным ребенком с самых ранних лет. Однажды в грозовой день приехавшие гости скучали за картами, и тогда его отец сказал: "Никакой надежды на прогулку нет, господа! Разве вот только мой волшебник на

Гумилёв писал, что у поэта должно быть очень счастливое, или очень несчастное детство - главное, не скучное, не серое. И его детство серым точно не назовешь. Вот почему в нашем видеосюжете много внимания уделяется именно этому периоду жизни поэта.

Гумилёв родился в небольшом портовом городе Кронштадте. Мальчик был болезненным, говорить начал поздно, плохо выговаривал многие звуки, из-за чего предпочитал молчать. Зато любил читать, выучился в пять лет и сразу же стал сочинять.

Вместо прогулок со сверстниками Гумилёв много времени проводил дома, в компании ежа, морских свинок и попугая, или бегал по саду наперегонки с рыжей собакой Лиской. Любил слушать, как мать или нянька читают волшебные сказки, истово верил в существование чародеев и магов, заучивая наизусть их мудреные заклинания. Был необычным ребенком с самых ранних лет. Однажды в грозовой день приехавшие гости скучали за картами, и тогда его отец сказал: "Никакой надежды на прогулку нет, господа! Разве вот только мой волшебник нам поможет".

Николай вытянул руку и попросил: - " Дождик, перестань." Отозвался последний гром и дождь прекратился.

Его отец был флотским врачом, поэтому вся романтика и риски дальних странствий были известны ему с самого детства. Мама часто рассказывала о поездках за границу, об Италии. Это подогревало его интерес к путешествиям, а переезд с семьёй в Тифлис, и вовсе породил в нем музу "дальних странствий", которая не отпускала его всю оставшуюся жизнь. Первые его стихотворения были созданы именно под влиянием путешествия. Обычно он дичился гостей, но на экзотические рассказы друзей отца мог откликнуться неожиданным экспромтом:

"Живала Ниагара

Близ озера Дели́!

Любовью к Ниагаре

Вожди все летели́!"

Никто не подталкивал Гумилева к написанию стихов, они сами собой заняли важное место в его жизни. Так, после перенесенной болезни, вырываясь из беспамятства он много сочинял и записывал стихотворные "басни". Но до поры это никто не воспринимал всерьез.

В детстве Коля был хулиганом, в школе учился плохо, и его это ни капли не волновало, напротив, он считал, что недостатками надо гордиться, тогда они превратятся в достоинства. Он всегда был болезненно самолюбив, поэтому все свои неудачи воспринимал близко к сердцу. В возрасте семи лет упал в обморок, оттого что в соревнованиях по бегу его обошел другой мальчик. В одиннадцать покушался на самоубийство, из-за того, что неловко сел на лошадь, и окружающие посмеялись над ним. Однако, он был очень смелым, и это заменяло ему силу и ловкость.

Одноклассники и преподаватели его совершенно не интересовали, на уроках он обычно молчал. Впрочем, на географии и истории бывало, ни с того ни с сего, мог блеснуть. Не сумев заинтересовать его математикой, учитель подарил ему книгу с подписью "будущему зоологу", и в шутку называл Лобачевским. Вместе с тем, Гумилёва чрезвычайно занимали приключенческие романы. Ему хотелось ехать в неизведанные страны, где еще не ступала нога европейца. Он много плавал, нырял, стрелял без промаха, но охотиться не любил: ему жаль было убивать беззащитных птиц и животных. Ходить пешком много он не мог: у него были, как он говорил, мягкие ноги, зато чудесно ездил верхом и даже спал в седле.

Прочитав о восстании сипаев в Индии, потребовал, чтобы его называли Нэн-Саиб - по имени героя этого восстания. В комнате Гумилева хранились картонные доспехи и оружие, и уже тогда он мог сказать о себе словами из своей будущей книги стихов: «Я конквистадор в панцире железном». Неважно, что железо было из картона: фантазии могут преобразить реальность и картонные латы окажутся непробиваемыми.

-2

Вот как сам Гумилёв говорил о своем детстве: "– Я был болезненный, но до чего счастливый ребенок…

– Мое детство было до странности волшебным, я был действительно колдовским ребенком. Я жил в каком-то мною самим созданном мире, еще не понимая, что это мир поэзии. Я старался проникнуть в тайную суть вещей воображением. Не только вещей, но и животных. Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно, а собака моей сводной сестры, старая и жирная, только притворялась собакой, а была – это я один знал – жабой. Но и люди вокруг меня были не тем, чем казались, что не мешало мне их всех – зверей и людей – любить всем сердцем. Мое детское сердце. Для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображенным".

Надеемся, что нам удалось рассказать вам немного больше о том, что интересовало юного поэта и каким он был. О дальнейших периодах его жизни можно будет узнать из следующих постов. Ну, а если вам не хочется ждать, тогда переходите на наш канал "Неизвестные об известных", чтобы узнать больше как о Гумилеве, так и о других выдающихся личностях.