Я уже писал в тексте про "Будь как дома, Путник", что не люблю выбирать кто в личном рейтинге альбомов "КиШ" первый когда речь заходит о работах 1996 и 1997 года. "Камнем по голове" - такая же визитная карточка группы, как и "Путник". Но с учетом того, что первым в массы пошел именно он, то можно считать его более революционным.
"Король и Шут" конечно не первые наплевали на каноны панк-рока, проигнорировав социалку. Но возможно первыми ступили на территорию хоррор-панка (по крайней мере в России). До них был "Сектор Газа", но все-таки Хой создавал чистый лубок и комикс, которые выходили за рамки не только панка (к которому "Сектор" имел скорее философскую принадлежность) но музыки в целом. "Шуты" все же занимались искусством.
Ну и стоит отметить, что "КиШ" очень умело обошлись с калифорнийским поп-панком, который ретроспективно доминирует в их ранних альбомах, как связующее звено для их очень очень эклектичного стиля, который вобрал влияния и хардкора, и пост-панка, и фолка, и ска, русского рока и много еще чего.
Еще мне импонирует, что "Король и Шут" перехватили эстафету у своих отечественных кумиров, у "Алисы". Когда Кинчев встал на христианский путь, "КиШ" подхватили "язычески-народную" и "театральную" темы, характерные для группы на раннем этапе (до 1994 года) и впоследствии практически брошенные.
Даже аудитория "Шутов" на каком-то этапе стала прирастать во многом за счет "алисоманов", как действующих, так и разочарованных метаморфозами кумира. Да и критики после выхода "Камнем по голове" сразу провели параллели между двумя командами. Надо сказать, что теплые отношения между группами и участниками впоследствии были всегда (судя по всему сохраняются и сейчас).
А еще из книги Балу известно, что первые песни, которые разбирала на репах группа "Контора" были - "Красное на черном" и "Группа крови".
Вообще если судить по сериалу, где жирные отсылки к кумирам есть в 7 из 8 серий (иногда даже по паре на эпизод!), складывается даже несколько болезненное впечатление, что вся их жизнь проходила на фоне "Алисы". Ждем какую отсылку принесет сегодняшняя заключительная серия!
На альбоме у меня много фаворитов и главные из них в основном не очевидные хиты - драматичная "Верная жена", "Садовник" (исключение в виде хита), светлые "Блуждают тени", "Холодное тело" (на нее я когда-то пытался сделать пост-панковый кавер, она и в оригинале очень близка по стилю), вызывающая улыбку "Леший обиделся", загадочная "В доме суета".
Ну и конечно же "Мария", с которой, как это часто бывает в песнях с популярным именем, у меня есть личная ассоциация и история (к счастью без убийств!). Когда мы в компании друзей обсуждали какую бы песню закаверил "Серцелев", друзья хором сказали: "КОНЕЧНО ЖЕ МАРИЮ!".
Шутники, что сказать!
Конечно же очень ценю заглавную "Камнем по голове" - объективно это песня равная по уровню "Леснику". Люблю я и "Смельчак и ветер" с "Дураком и молнией" (уверен не у одного меня они в голове идут в паре, как например "Валет и дама" + "Отец и Маски", "Два друга и разбойники" + "Два вора и монета"). На самом деле очень грустная песня - "Любовь и пропеллер", которая только на первый взгляд кажется даже легкомысленной. Впрочем эту тему Князь разовьет через пару лет в "Прыгну со скалы".
Вообще я люблю почти весь альбом. Легче сказать какие песни я не очень люблю - это "Лесные разбойники", "Шар голубой" и "Проказник Скоморох".
Вообще главное отличие дебютника от "Будь как дома, Путник" в том, что сюжеты песен на нем менее кровожадные, а концовки часто даже светлые. Потому он оставляет доброе впечатление. Я и окончательно понял, что люблю группу наверное после того, как расслушал эту запись!
Несмотря на то, что в момент выхода, "Камнем по голове" не произвел мгновенного эффекта (как минимум лейбл, издававший его не продавал кассеты дальше Питера), тем не менее он снискал потом хорошую критику и заложил основы для дальнейшей супер-популярности группы. Хотя мало кто верил тогда, что песни про внезапные головы, мертвецов и прочие сказки перевернут сознание кучи людей.
В том видимо и была революционность музыки группы.
А какой из первых двух альбомов "Король и Шут" вы любите больше? Пишите в камменты!