Найти тему

Несколько дней эксплуатации…

Оглавление

Введение

Сегодня, т.е. 12.04.2023, случился уже третий день, когда мой Trek FX2 Disk 2022 успешно доставляет меня на работу и возвращает обратно домой. Текст, изложенный ниже попытка рефлексировать на тему.

В голове я постоянно буду держать свой предыдущий велосипед Trek 4300 2012 года выпуска и проводить параллели с ним. Для простоты, когда я буду описывать свои ощущения по поводу, я буду просто говорить старый и новый велосипед, имея ввиду исключительно время владения, а не характеристики, связанные с возрастом. Оба велосипеда в моём распоряжении, оба в идеальном состоянии. Полностью обслужены, смазаны и в любой момент готовы покорять любые маршруты, которые придут в голову их владельцу, т.е. мне.

Как я передвигаюсь на велосипеде

Путь от дома до работы проходит в основном по асфальтированной дороге. Расстояние в одну сторону, без малого, 15 км. Причём, я предпочитаю передвигаться, в-первую очередь, по велодорожкам (в этот термин я включаю все виды дорог, предназначенных для движения велосипедов, такие как вело-полоса, вело-пешеходная дорожка и так далее), во-вторую, - по тротуарам, и только потом по краю проезжей части автомобильных дорог общего пользования, прекрасно отдавая себе отчёт, что на тротуаре пешеход всегда прав. Это, в свою очередь, заставляет передвигаться по тротуарам предельно аккуратно, не создавая помех для движения пешеходов. Что естественно существенным образом отражается и на скорости передвижения на велосипеде. Однако, мой опыт подсказывает, что, обгоняя человека, двигающегося на велосипеде со скоростью примерно 13-15 км/ч, и оторвавшись от него метров на 500, достаточно постоять на светофоре 30-40 секунд, как этот велосипедист успешно тебя догонит, и не спешиваясь на пешеходном переходе, тебя ещё успешно обгонит, не затратив при этом, большое количество усилий... Бесит невероятно, но факт остаётся фактом… Об этом свои мысли я напишу как-нибудь потом.

Рельеф дороги

Как я уже отметил ранее, рельеф - это преимущественно асфальт. Есть участок примерно 6 км. Который проходит по прекрасно асфальтированной вело-пешеходной дорожке, которая несколько раз пересекает полосы дорог общего пользования и различные заезды-выезды предприятий. Это сопряжено с определённым количеством поребриков, бордюров и тому подобным. Данные конструктивные элементы далеко не всегда хорошо утоплены в асфальт, чтобы создать бесшовное движение. Есть небольшие участки, в совокупности таких наберётся около 500 метров, которые откровенно плохие, с внушительным количеством ям, выбоин и иных неровностей. Есть участок, примерно метров 200-300 хорошо укатанной грунтовочки.

Ощущения от езды

Если в двух словах описать эти ощущения, то наверное это будет так: «жестко, но быстро». Колёса 28” на покрышках, с давлением 4,1 bar. Ригидная передняя вилка, и никакой, естественно, амортизации сзади. Каждый мало-мальский поребрик от 3 см. в высоту и выше отлично ощущается. На седле подскакиваешь также знатно. При этом, ускорение на велосипеде отличное, велосипед не ощущается ватным, валким, а наоборот, очень собранным. И при таком описании, может создаться впечатление, что комфорта совсем не прибавилось. И базово, по сравнению с моим старым велосипедом, это действительно так. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Раньше, от старого велосипеда у меня очень сильно болела «пятая точка». Причём, болела на столько, что уже через 2-3 недели я решительно не мог эксплуатировать велосипед без «вело памперса». Очень было больно. Кроме того, по причине широкого руля, начинали затекать руки. Но не подбрасывало на кочках, и поребрики и бордюры меньше 5 см. я вообще не считал за препятствия. На старом велосипеде колёса 26”, с давлением в покрышках 2.3 спереди и 2.1 сзади. Всё-таки разница с 4.1. весьма ощутима. Старый велосипед уверенно двигался по прямой, невзирая на какие-либо препятствия и прощал очень много ошибок. Новый велосипед очень острый на руль и не прощает ошибок. Но, при всей той жёсткости, которую я описал, возможно благодаря другому седлу или ещё чему-то, да попа ощущает, что она находится на седле велосипеда, но она совершенно не болит. Я сейчас передвигаюсь в обычных джинсах и никаких проблем попа мне не доставляет. Что касается ощущений в руках и ладонях. Да, первое время ощущался дискомфорт в районе основания большого пальца на ладонях. Именно там, где на грипсах нового велосипеда сделаны отливы. Но спустя несколько дней дискомфорт ушёл вовсе. И также никаких проблем с этим нет. На старом велосипеде болевые ощущения в ладонях были перманентным состоянием, и это несмотря на то, что я всегда, без исключения, передвигался с разблокированной вилкой и с самой мягкой её настройкой.

Не совсем понимаю с чем это связано и как это работает… Возможно, потому что на новом велосипеде руль существенно уже чем на старом велосипеде или ещё по какой-то причине. Может рама лучше мне подходит... Хотя и та подбиралась по моей ростовке. Для старого велосипеда это рама 18”, а для нового «M». Мой рост составляет 178 см.

Скорость, скорость…

В настоящий момент, я решительно убеждён, что скорость велосипеда зависит на 95% от ездока. А уже оставшиеся 5% это геометрия, колёса, и прочее. Критики возразят, что важное значение имеют передаточные числа. И я с ними соглашусь, и с удовольствием помещу эти характеристики в те 5% о которых я упоминал ранее. Я далеко не спортсмен, но и не тюфяк. И, насмотревшись блоггеров, про типы велосипедов, что МТБ это не про скорость, скорость это шоссейник, и т.д., я поддался влиянию, и считал, что переход с МТБ, да ещё и с морально устаревших 26” колёс на 28” колёса, более лёгкую раму и прочее прибавят мне +100500 км/ч… Как же я заблуждался… Забегая вперёд скажу, что да, действительно новый велосипед дал мне прирост в скорости, но не так, как я этого ожидал.

Что я имею ввиду. Представьте себе: ровная дорога с адекватным асфальтовым покрытием, сильного встречного ветра особенно нет. Так как я двигаюсь на работу, и не хочу потом вонять не весь кабинет (хотя на работе душ, слава богу, имеется). На багажнике у меня велосумка с контейнерами с едой, около 4х штук. Установлены полноразмерные крылья. Скорость в диапазоне от 24,5 до 28 я на новом велосипеде могу поддерживать при пульсе примерно в 80 ударов в минуту. Пульс замерял обычный браслет на запястье, от той же фирмы, что и смартфон. Хотя ноги ощущают нагрузку и не сказать, что сильно маленькую, это я описываю как я сегодня приехал на работу. Так вот, на своём МТБ я двигался точно также, но потел в 2 раза сильнее, и пульс был повыше, в районе 90-95 ударов в минуту. Только ехал с, как будто, большим комфортом, не обращая внимания на препятствия. Т.е. по сути я выиграл целое… ничего? Хотя, изначально, я и хотел двигаться примерно с такой же скоростью, но меньше уставать и результата, получается, что добился. Но не уверен, что такой результат равен стоимости нового велосипеда (хотя подводить итоги пока рано, и посмотрим, что я буду говорить по завершению велосезона) …

Далее, новый велосипед куда проще разогнать. Прям до 20 км/ч велосипед моментально набирает, что я не могу сказать о своём старом велосипеде.

Кое-что о данных, собранных моим смартфоном…

По большей части, выше я рассуждал о своих субъективных ощущениях. Но буквально вчера, когда возвращался уже с работы, дул довольно ощутимый встречный ветер. Я решил, что запущу на смартфоне режим «велотренировка» и посмотрим, как я двигаюсь, ведь год назад примерно в схожих условиях я передвигался на своём старом велосипеде и мне очень затруднительно было поддерживать скорость выше 16,5 км/ч. Скорость тогда я замерял по установленному на старом велосипеде вело-компьютеру. Крутить педали на новом велосипеде было тяжело, примерно схожие ощущения со старым год назад. Но каково было моё удивление, когда я открыл вчерашние данные со смартфона и увидел, что моя скорость не падала ниже 24,1 км/ч? Замер скорости велся по данным GPS/ГЛОНАСС. Отдельные участки были, где скорость была 27,5 км/ч. В этот момент я вспомнил фразу: «Стою на асфальте я, в лыжи обутый. Толи лыжи не едут, толи я… ненормальный». К чему это, а к тому, что субъективные ощущения и реальные данные могут существенным образом не совпадать между собой.

Боль и унижение…

Возможно слишком громкий подзаголовок, но мне бы хотелось рассказать о двух ситуациях, которые произошли со мной в ходе эксплуатации нового велосипеда, которые, как мне кажется, подтверждают тезис о том, что ездок важнее конструктивных особенностей велосипеда.

Ситуация 1

Двигался я по велодорожке и нагнал, на светофоре одного велосипедиста, на велосипеде, производителя я определить не смог, с системой из 1 передней ведущей звезды и 9 сзади. Велосипедист - это мужчина, возраста примерно 35 лет, в кепке, очках, обычной одежде. Смуглый цвет кожи и профиль лица выдавал в нём южную кровь. Он весьма уверенно двигался на своём велосипеде. И поддерживать его темп было, ну не могу сказать, что не просто, но усилий требовало. По ощущениям мы ехали со скоростью около 30 км/ч может больше. Не могу сказать, что я не мог его обогнать или мне действительно требовалась масса усилий, чтобы поддерживать такую скорость, но ноги нагрузку ощущали. Внешние признаки того, как двигался велосипедист, также не позволяли мне сделать вывод, что он педалировал из последних сил и вообще, у меня сложилось впечатление, что он не сильно напрягался. У меня не было возможности поинтересоваться, как он на самом деле себя ощущал, но что было объективно, задний переключатель был на самой маленькой звёздочки кассеты (а может быть и трещотки, не уверен). Тот темп, который он поддерживал меня вполне устраивал, и что более важно, что мне не хотелось ехать быстрее. Что говорит о том, что и на своём старом велосипеде я бы двигался, возможно, также и с чуть большим комфортом. Хотя опять же, как мы выяснили ранее, комфорт – дело относительное.

Ситуация 2

Дело также происходило на велодорожке, но уже ближе к дому. Я догнал парнишку, который очень уверенно превалировал на «двухподвесе» на плюсовых колёсах, почти как «фэтбайк». Производителя велосипеда мне также разглядеть не удалось, система с одной ведущей спереди звездой и кассета с 12 звёздами сзади. Задний переключатель был на самой маленькой звезды, каденс у велосипедиста был вполне себе вменяемый. Вой от покрышек стоял… как вой собаки Баскервилей... Велосипедист выглядел так: парень на вид лет 25, с легка с лишним весом. Опять же, ехать в темпе этого велосипедиста особых проблем не составляло. Более того, я вполне мог его обогнать. Но тем не менее, ехать быстро на «двухподвесе» с плюсовыми покрышками на весьма внушительной скорости, но с большим комфортом, вполне себе. Что я также мог спокойно делать и на своём старом велосипеде.

Тормоза

Наверное, тут я получил самый большой выигрыш от смены велосипеда. Старый велосипед был у меня на тормозной системе типа «V-brake». Новый же стоит на гидравлической дисковой системе. Тут разница замета и она действительно сильная. Новый велосипед куда быстрее останавливается. Усилия на рычаги тормоза приходится прилагать куда меньшее. Но самое главное даже не в этом. Как-то раз, на старом велосипеде, когда возвращался домой я попал под дождь. Дождь был довольно-таки сильным. И… «V-brake» по сути просто отказывались останавливать велосипед. Тормозной путь был очень внушительным и в этот момент передвигаться на велосипеде было просто не безопасно. Дисковые тормоза этой проблемы лишены и останавливают велосипед, в условиях городского катания, в любых условиях. Но, если не выезжать в дождь, то старые добрые «V-brake» меня устраивали полностью. Ещё и меньше весили.

Вместо итогов

Может показаться, что я несколько недоволен покупкой нового велосипеда и зря потратил деньги. Но это в корне не так. Мне новый велосипед очень нравится, и внешне и как он едет. В конце концов именно за этим я и гнался, за быстрым городским велосипедом для ежедневных поездок на работу. Но сравнение между двумя велосипедами, натолкнуло меня на некоторые мысли.

  1. В целом не так важно на каком велосипеде передвигаться, если вести речь о городском катании. Важно, только само передвижения и удовольствие от этого передвижения.
  2. Для городского катания, в тех условиях, в которых живу я, подойдёт абсолютно любой велосипед (в пределах разумного, конечно).
  3. Если я и захочу в будущем сменить велосипед для тех же целей, для которых я использую свой текущий велосипед, или просто дополнить коллекцию, то это скорее всего будет складной велосипед с планетарной втулкой.
  4. Для городского или прогулочного катания нет смысла гнаться за велосипедом с рамой или навеской высшего уровня.
  5. Если стоит выбор между скоростью или комфортом, я, скорее всего, предпочту комфорт. Но опять же, комфорт – дело относительное.
  6. Если бы я сейчас вновь поставлен был перед выбором велосипеда, с текущими знаниями… я бы всё равно купил Trek Fx2 Disk 2022. Просто потому что он мне нравится, и мне всё равно на его жёсткость. Он, красив, удобен, лёгок, и выполняет все возложенные задачи на него задачи, прост в обслуживании. Хотя разум подсказывает, что более правильным решением было бы просто на старом велосипеде купить менее зубастую резину, заменить седло и не беспокоиться по поводу… Такое решение дало бы экономию денег для семейного бюджета больше чем в 10 раз…