Найти тему
КП Красноярск

«Прилавки ломились от деликатесов, а зарплаты были выше в несколько раз»: строитель Байконура рассказал о жизни и работе на космодроме в 1970-е

Оглавление
   Космодром «Байконур» Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Космодром «Байконур» Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Герой статьи работал на Байконуре простым строителем. Но, по его признанию, видел больше секретных мест, чем ракетчики. Он подписывал кипу бумаг «о неразглашении», поэтому долго молчал о службе на космодроме.

Лишь спустя десятилетия удалось записать воспоминания Валерия Прадедовича. На момент встречи он уже находился на заслуженном отдыхе и жил в Хакасии. Когда-то приехал на комсомольскую стройку, да так и остался. Работал начальником строительного управления и замначальника объединения.

Куда направили – не сообщили

Скромного строителя занесло на космодром случайно:

- Я служил в армии на Байконуре с 1969 по 1971 год. Попал туда после окончания строительного факультета Красноярского политехнического института. Военная кафедра была, но из нас готовили танкистов. А после окончания учебы спросили: «Есть желающие служить офицерами советской армии два года?» Где – не сказали. Я так воспитан, что в армию хотел обязательно. Сразу написал заявление. После проверки по линии КГБ с факультета отобрали 11 человек (из 42 желающих). Я оказался в их числе.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Куда направили новобранцев – им не сообщили:

- Выдали нам направление: город Ленинск. Оказалось, закрытый город Ленинск и Байконур - это одно и то же. Он был огорожен колючей проволокой, и в нем жили те, кто работал на космодроме. А космодром называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур - это глухая деревушка на севере Казахстана.

После пустых полок на «гражданке» – прилавки, ломившиеся от заморских деликатесов

После Сибири в Ленинске многое было непривычно:

- Он, в основном, состоял из панельных домов. Только в центре стояли кирпичные - для высшего комсостава. Он оказался идеально чистым: вокруг было много войсковых частей, и солдаты мели днем и ночью. На каждом шагу - газоны, аллеи и… трубы с дырочками к растениям проведены. Без этого никак: летом было 45 градусов в тени.

На новом месте жизнь была обеспеченной:

- Глаза на лоб лезли, прямо скажу. Работал салон, в котором продавали автомобили по талонам. Особенно после пустых полок «на гражданке». Прилавки ломились от заморских деликатесов: от кальмаров до колбасы. Были даже магазины с живой рыбой, их и сегодня не везде встретишь. А дефицитные в Сибири тушенку и сгущенку никто и за еду не считал! Мы шутили: «Только птичьего молока не хватает!» В городе даже работал автосалон, в котором продавали разные машины по талонам. Мебелью в магазинах торговали не привычной советской. Мы, как в музей, ходили смотреть на роскошный гарнитур с вензелями (кажется, из арабской страны).

Ленинск был городом холостяков и тех, кого семьи дожидались «на материке». Для них работали «Кухни-заготовочные» с готовыми обедами из полуфабрикатов. Принес домой, разогрел – и порядок.

С жильем тоже проблем не было:

- После приезда нас разместили в офицерском общежитии. Режим проживания в нем был по-военному строгим. Устав от него, решили с товарищами просить у командования квартиру. Хотя бы одну на всех, чтобы собираться и шашлычки на лоджии жарить. Большинство из нас были семейные, но не у всех жены согласились приехать на два года к черту на кулички. Все равно решили подать рапорта с просьбой о выделении квартир и вписать родных, чтобы жилье выделили наверняка. На успех затеи не рассчитывали. Но всем дали минимум двухкомнатные квартиры. Дефицитным в Ленинске было только однокомнатное жилье.

Без отделочников не обходились даже в секретных помещениях

Герой статьи поделился, какую работу поручали выполнять строителям:

- В основном я участвовал в строительстве МИКО – монтажно-испытательного корпуса, где производилась сборка ракет. Наша войсковая часть 58106 выполняла отделочные работы.

Если офицеры из ракетных частей могли отслужить 3-5 лет и иметь допуск только в одно помещение – то, в котором работают, то у строителей допусков было гораздо больше. В пропусках стояли разные значки – птички, зверюшки... Каждый – допуск куда-то. Мой пропуск был ими испещрен. Я имел доступ даже в секретные места. Без отделочников нигде не обходились.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Прадедович привел пример, где ему приходилось бывать:

- Запомнилась эхо-камера для испытаний. Она такими звукоизоляционными материалами была отделана, о которых мы на «гражданке» и не слышали. Вот мы с вами на расстоянии метра друг от друга сидим и разговариваем. Если бы это происходило там, вы бы видели, что у меня губы шевелятся, но ни одно слово бы не долетело.

Условия службы на секретном объекте поражали воображение после «гражданки»:

- После окончания института знакомые ребята устаивались на работу мастерами за 122 рубля в месяц. А нам, офицерам-строителям Байконура, платили около 320 рублей (вместе с т.н. «секретными» и «пыльными»).

Мы отслужили полтора месяца, прежде чем дождались первого старта. Старт оказался удачным, и нам в числе остальных «байконуровцев» дали премию - четыреста с лишним рублей. Это были бешеные деньги. Нам казалось, что мы их не заслужили.

В «неавральное» время мы трудились 7 утра до 18 часов. Но перед запусками объявлялось казарменное положение: работали сутками, не выезжая в Ленинск. От него до стартовых площадок было около 100 километров: на работу нас каждое утро возили на тепловозе и автобусах.

Одним из способов строителей узнать, что намечается запуск, был такой:

- Мы же строили «старты», а когда дело шло к окончанию работ, и сдавали объект, приезжали два спиртовоза. Стартовая система промывалась чистейшим спиртом. По замыслу он должен был выливаться на землю. То есть, в буквальном смысле уходить в песок. Но мы не могли этого допустить! Зная, где собираются вылить жидкость, закапывали свои фляжки, предварительно обмотав их горлышки тканью. А потом доставали их наполненными. Делились запасами с ракетчиками.

«Хочу такой же «Союз», как у де Голля»

Герой статьи вспомнил о памятных встречах:

- Я купил в Ленинске книгу «Психология и космос», написанную Ю. Гагариным и В. Лебедевым. Как только появлялась возможность увидеться с космонавтами, просил их оставить в ней автограф. Всего у меня накопилось 28 автографов. Это не значит, что их оставили 28 космонавтов. Многие расписались не по одному разу. Например, Береговой расписался вначале на Байконуре, а потом еще раз: он приезжал в Сибирь, когда перекрывали Енисей. Мы встречали его в аэропорту, и я через толпу передал книгу для автографа. Увидев 27 подписей коллег-космонавтов (в том числе, Терешковой, Титова, Волкова, Комарова и Леонова), он очень удивился. А потом поставил второй автограф. Позже у меня эту книжку «увели» прямо из дома, кто-то из гостей. О ней многие знали

Встречали на Байконуре и известных политиков:

- Во время моей службы на космодром приезжал президент Франции Жорж Помпиду. Было это в 1970 году. А еще раньше первым гостем - иностранным главой государства стал Шарль де Голль. Он даже не заезжал в Ленинск: для него от станции Тюра-Там отвели ветку прямо до космодрома и построили персональную станцию вроде автобусной остановки. Мы называли эту станцию «де голлевка». Для высоких гостей обычно устраивали демонстрационные запуски баллистических ракет и показывали им знаменитый «1001-й старт», с которого отправляются в космос люди.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Герой статьи рассказал историю получения сувенира, который привез на память о космодроме:

- Однажды командир меня спросил: «Какой бы ты подарок хотел на память за досрочное окончание монтажно-испытательного корпуса?» Я набрался наглости и сказал: «Хочу такой же «Союз», как у де Голля!» Знал, что знаменитому генералу на память о поездке на Байконур подарили сувенир: земной шар из нержавейки с выгравированной картой и отмеченным на ней космодромом. Землю огибает дуга, а на ней - копия «Союза» в масштабе. «Ну, это ты загнул!» – отреагировал командир на мою просьбу.

Но обещание свое он сдержал, когда нам удалось сдать корпус до назначенного срока. Не знаю, как, но добыл для меня такой же сувенир. И теперь у меня есть «Союз», как у де Голля.

В публикации использованы фотографии 2015-года.

Автор: Татьяна ЗЫКОВА