Найти в Дзене

Прощай "жирный пиксель" - Canon EOS 5D Classic

Оглавление

Первый 5D это полнокадровые 12Мп ;) Сейчас он покоится с миром на дне большой коробки со старыми фотокамерами, которые я убрал с глаз долой.

Тем не менее, увлеченные фотолюбители даже сегодня рассматривают Canon EOS 5D Classic к покупке: кто-то из-за недостаточного бюджета, а кто-то - целенаправленно ради "жирного пикселя". Вишенка на торте - оптический зеркальный видоискатель. В мире ЭВИ кому-то может не хватать действительно "живой картинки" по зеркалу. Хотя за всё нужно платить. Я о ресурсе системы.

Canon EOS 5D Classic
Canon EOS 5D Classic
Canon EOS 5D Classiс
Canon EOS 5D Classiс

На фотографиях 5D Classic не кажется большим, но на самом деле это габаритная камера.

Фотоаппарат мне доставили в конце октября 2022 года. Напомню, что обошёлся он мне в 7000 рублей. За эту стоимость можно взять поиграть, но, может быть, даже оно того и не стоило. В комплекте: тушка фотоаппарата, уставшая аккумуляторная батарея Canon BP-511A, зарядное устройство Canon CB-5L, батарейная ручка Canon BG-E4.

Говорят, что полный кадр быть должен. И лучше всего от Canon - из-за лучшей совместимости с советскими стёклами. Это, конечно, абсолютная глупость и ещё одна красивая сказка о том, как стать "настоящим фотографом"...

Canon EOS 5D Classic
Canon EOS 5D Classic
Canon EOS 5D Classic
Canon EOS 5D Classic

Полный кадр ничего не изменит в вашей жизни. Фотолюбителям заморачиваться по этому поводу совершенно нецелесообразно.

Фотографии с фотоаппарата приводятся без коррекции ("нулевой" вывод JPEG из RAW через Camera RAW 14.1). Некоторые из оригинальных RAW-файлов вы можете загрузить с Яндекс-диска - ссылка в конце статьи. Думал поснимать больше - но желания фотографировать этой камерой нет.

Уже на канале

С момента покупки описал свои первые впечатления от камеры и сравнил дизайн первого 5D с третьей версией 1D. Это две самые доступные на сегодняшний день фотокамеры: полный кадр и профессионал. Примечательно - обе Canon.

Canon 5D Classic: первый взгляд
Старые цифровые камеры1 ноября 2022

Конечно, попробовал фотоаппарат в съёмке с имеющимися фирменными объективами и советскими стёклами Industar-50-2, Helios-44M-4.

Индустар-50-2. Четыреста рублей счастья...
Старые цифровые камеры3 декабря 2022
Гелиос-44М-4 на Canon 5D
Старые цифровые камеры8 декабря 2022

Даже успел сравнить с некоторыми компактными и системными камерами из моей небольшой коллекции! Есть ещё неопубликованные материалы, но то что сделано - ниже по ссылкам. В статьях есть примеры снимков по ссылке на Яндекс-диск.

Зима в объективе четырёх камер: 5D, FZ50, D-Lux6 и Digilux2
Старые цифровые камеры18 декабря 2022
Olympus E-PL1 против Canon EOS 5D
Старые цифровые камеры4 декабря 2022

В статье "Зима в объективе четырёх камер..." прихожу к выводу, что тот же Panasonic FZ50 при хорошем освещении ничем не уступает связке 5D Classic + Canon EF 28-135 мм. FZ50 - замечательная камера, пусть и скучная.

В статье "ПрострелоМАНИЯ..." прихожу к неожиданному выводу, что такой примитивный компакт "наведи и снимай", как Kodak V610, в сравнении с 5D оказывается вполне конкурентоспособным.

Так зачем носить с собой лишнее? Я уж молчу про более серьёзные компакт-машинки :D

Кроме того, в декабре 2022 года купил пару адаптеров M42-EOS с чипом, о чём написал небольшой материал.

Рассказал о проделанном объёме работ достаточно подробно, т.к. многие могли присоединиться к каналу недавно. Кроме того, нужно понять, что уже сделано и что предстоит сделать.

Недолгое возвращение к 5D

В январе-марте 2023-го я переключился на компактные фотокамеры самых разных "мастей", поэтому, вернувшись обратно к "серьёзной" технике испытал интересные ощущения...

Если вы пиксельщик и привыкли рассматривать изображения с вашей камеры на 100%, то картинка с 5D будет радовать ваш глаз в естественном разрешении 12Мп.

Если обойтись без лупы, то окажется, что 5D не сильно превосходит те же компакты, с которыми я работал недавно - Nikon Coolpix 5000, Sony F828, Olympus C-8080 WideZoom или, даже - Kodak V610. Тем более - Sony Cybershot RX10.

Вау-эффекта нет.

Canon EOS 5D Classic + Canon EF 75-300mm 1:4-5.6 III
Canon EOS 5D Classic + Canon EF 75-300mm 1:4-5.6 III

Это если снимать в JPEG на минимальном усилении сигнала с датчика изображения. Съёмка в RAW, конечно, более целесообразна на 5D, т.к. изображения с крупного датчика неплохо тянутся в конвертерах. Но кадры с 1D Mark III тянутся ощутимо лучше :)

Впрочем, восприятие отснятого материала весьма субъективно и сильно зависит от монитора, на котором вы просматриваете свои фотографии. Тех, кто печатает свои фотоработы, думаю, осталось совсем мало. В основном люди просматривают свои фотографии на экранах ноутбука и публикуют в социальных сетях. При публикации фотографии в социальной сети разница между обработанными кадрами с Nikon Coolpix 5000, например, и Canon EOS 5D Classic может вообще стираться.

Короче, возвращение состоялось, но оно не оказывается столь триумфальным, как могло бы быть. Кто-то подумает - дело в объективах, с которыми я использую 5D. Это не совсем так...

Canon EOS 5D Classic + Helios-44M-4
Canon EOS 5D Classic + Helios-44M-4

Объективно

В качестве светосильного фикс-объектива на 5D решил использовать MC Zenitar-M2s 2/50, имеющийся в наличии. Это самый резкий советский объектив из производимых массово и дешевых.

Установил его на адаптер M42-EOS с чипом. В игры со светосилой наигрался, поэтому рабочим значением диафрагмы на объективе становится F8 (прыгалка отключена). Интересно, что это значение диафрагмы, с точки зрения ГРИП, примерно эквивалентно F2.8 на Sony Cybershot RX10. Более широко открытое отверстие буду использовать на Zenitar-M2s исключительно в художественных целях.

Некоторые макрофотографии выполнены с использованием советских оригинальных удлинительных колец. Полезная вещь. Кстати, MC Zenitar-M2s сам по себе куда более хорош в макросъёмке, в сравнении с тем же Helios-44M-4. Диафрагма ограничена F16.

Кроме MC Zenitar-M2s 2/50 и Industar-50-2 3,5/50 использовал Canon EF 28-135mm 1:3.5-5.6 IS и Canon EF 75-300mm 1:4-5.6 III, купленные "за копейки". Второй очень неплох если не крутить за 200 мм. Не планирую покупать дополнительные стёкла на Canon, т.к. не планирую развивать эту систему. Того что у меня есть вполне достаточно для любительской съёмки.

Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50
Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50

L-объективы

Есть лишние деньги - покупайте и используйте дорогие стёкла. С моей точки зрения, фотографу-любителю это не нужно. Я сильно сомневаюсь, что фотографу-любителю, не занимающемуся коммерческой съёмкой, вообще нужна системная фотокамера. Тем более - полнокадровая :D

Сегодня фотолюбителя буквально "подсаживают на иглу" - новые компакты отвратительны, а беззеркалка означает только одно - вас вынудят купить дополнительное стекло (стёкла). А значит обойдётся она вам по факту гораздо дороже.

Слава богу, есть барахолка типа "Авито", на которой можно купить старые компактные цифровые камеры начала 2000-х по цене советского объектива! Такие как Olympus E-20, Olympus C-8080, Nikon Coolpix 5000, Minolta 7Hi или Sony F828. В этих фотокамерах есть "душа", если вы понимаете, о чём я. В своё время это был топ - по качеству изображения, материалам изготовления, удобству управления. Представьте себе, с тех времен практически ничего не изменилось...

Мне большее удовольствие доставляет работа с компактными фотокамерами, чем с однообразно-унылой системной фототехникой со всеми сменными объективами вместе взятыми. Поэтому, здесь не будет L-объективов.

Canon EOS 5D Classic + Helios-44M-4
Canon EOS 5D Classic + Helios-44M-4

Пыль

Частая замена объективов (и не только) неизменно приводит к проблеме пыли на датчике изображения Canon EOS 5D Classic. Если вы ещё не пробовали самостоятельно чистить датчик - с этими старыми камерами придётся научиться это делать (да и с новыми - тоже).

Для очистки датчика камеры я использую обычные ватные палочки - самый дешёвый вариант. Можно использовать специальные швабры. Тем не менее, вы сможете обнаружить пыль на моих тестовых снимках. От неё никуда не деться - никаких активных систем борьбы с ней на 5D нет.

Чистить полнокадровый датчик 5D менее приятно и удобно, чем датчик APS-H профессиональной репортажной камеры 1D Mark III, которая так же есть в моей коллекции. По одной причине - датчик 5D занимает всю нишу и прочистить края и углы становится уже сложнее. Датчик 1D Mark III расположен свободно в полнокадровой нише - очистка краевых зон проще.

Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50
Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50

Вес

Беру с полки 5D и сразу ощущаю его вес. 5D Classic достался мне с батарейной ручкой Canon BG-E4. Реальное преимущество - возможность запитаться от шести обычных аккумуляторных батарей АА. Либо - от одной или двух батарей BP-511A. Либо - установить в отсек одну BP-511A и одну фальш-батарею с внешним питанием (есть возможность вывода провода). Короче, Canon BG-E4 может решить проблему электропитания камеры и это особенно актуально в зимние холода. Сейчас уже тепло, поэтому снимаю и убираю батарейную ручку. Стараюсь максимально облегчить камеру. Она слишком тяжёлая для любительского использования.

Здесь с некоторой теплотой вспоминаю замечательные композитные материалы корпуса Panasonic FZ1. Или, даже лучше вспомнить первую "народную" цифрозеркалку Canon EOS 300D. Легкий крепкий пластиковый корпус! С системными фотоаппаратами эпохи первого 5D всё иначе.

Мне нравится металлический корпус 5D. Он кажется надежным, хотя крепкий чёрный пластик не хуже бы держал удары, а внешний вид сохранял бы лучше. Не пришлось бы при перепродаже подкрашивать корпуса, как делают сегодня. Вес - серьёзная проблема солидных металлических корпусов. 5D, как продвинутой любительской камере, вполне хватило бы пластикового корпуса. Это бы её облегчило.

Canon EOS 5D Classic + Helios-44M-4
Canon EOS 5D Classic + Helios-44M-4

Корпус фотоаппарата достаточно крупный по современным меркам. Особенно может быть неудобной его ширина в 15 см. 5D кажется шире плёночной фотокамеры.

Вместе с объективом Canon EF 28-135mm 1:3.5-5.6 IS, батареей, картой памяти и ремнём, 5D Classic весит 1510 грамм. Это вполне солидный вес. Компакты в такой весовой категории предлагают относительно крупный датчик и супер-зум объектив. Например, Sony RX10 Classic весит 905 граммов, предоставляя за этот вес объектив с большими возможностями 24-200 мм (экв.) F2.8. Неприятно даже думать о весе и объёме того комплекта фототехники, которые обеспечат абсолютную замену компакту RX10 на базе 5D. И цену этого комплекта, пусть даже он будет собран на вторичке ;)

Стоит ли таскать с собой все эти килограммы? Стоит ли тратить столько денег? Понятно - коммерческая съёмка. Любителя это может обременять. Вот почему такие фотоаппараты, как RX10 Classic до сих пор актуальны. И стоят приемлемо - недавно, один из экземпляров был продан за 12000 рублей. Дешевле многих объективов Canon. Практически по цене рабочей тушки 5D Classic.

Работая с 5D я окончательно понял для себя, насколько терпеть не могу нашейные ремни. Всегда предпочитаю работать с "голой" камерой, без всех этих "ремней безопасности". Работая с дешевой камерой вполне можешь себе это позволить.

Ваша "прелесть" за сотню тысяч рублей действительно может поцарапаться, разбиться и будет жалко. Наклеивайте защиту. Надевайте ремни :D

Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50
Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50

Видоискатель

Дизайн видоискателя, его удобство использования на Canon EOS 5D Classic - очень важный вопрос, т.к. это единственный способ увидеть изображение до съёмки.

Здесь оптический зеркальный видоискатель с видом через объектив. Никакой компьютеризированной картинки с одной стороны и неизбежный износ узлов - с другой. При существовавшей технологии не было возможным накладывать съёмочную информацию на "живое" изображение. Только подсветка лазером активных точек фокусировки.

Функции наложения съёмочной информации на "живое" изображение кажется нет и на самом последнем профессиональном зеркальном фотоаппарате от Canon.

В видоискателе 5D есть лишь небольшая строка с индикаторами снизу. Информация очень скромная, как на любительской фотокамере (выдержка, диафрагма, экспокоррекция, подтверждение фокусировки, вывод некоторых съёмочных параметров при их изменении). 1D выводит куда больше информации в видоискатель.

Сразу отмечу, что видоискатель 5D не показывает 100% кадра, как видоискатели тех же 1D. Это уровень любителя. На первой модели видоискатель практически не имеет выноса. Окуляр видоискателя небольшой и плохо адаптирован к использованию вместе с очками. Чтобы увидеть всё отображаемое поле и строку со служебной информацией нужно прижаться глазом очень плотно. В очках будет точно неудобно.

Всё это может затруднять съёмку. Особенно из нестандартных положений :D

Canon EOS 5D Classic + Industar-50-2
Canon EOS 5D Classic + Industar-50-2

Настройки фотокамеры

5D Classic - типичный системный фотоаппарат Canon. Управление будет вам знакомым и привычным, если вы постоянно на этой системе. Ничего нового и интересного. Управление логичное и продуманное - позже, некоторые "фишки" будут перенесены как раз в одну их самых доступных профессиональных камер - Canon EOS 1D Mark III.

Камеру устанавливаю в программный режим (P). При использовании MC Zenitar-M2s на чипованном переходнике значение диафрагмы всегда будет записываться как F1.4 - особенность адаптера, он не программируется. Диафрагму устанавливаю на объективе (прыгалка отключена). От экспокоррекции, в большинстве случаев отказался. Иногда допускаю небольшую недодержку.

При использовании автофокусных объективов Canon EF, имеющихся у меня, работаю в любимом режиме приоритета диафрагмы (A). Лучше всего начинать с F8, т.к. на более широко открытых диафрагмах недорогой объектив EF может быть недостаточно резок.

На полнокадровой системной камере сложнее добиться достаточной глубины резкости и приходится сильнее зажимать диафрагму и, соответственно - поднимать ISO, чтобы остаться в пределах требуемых выдержек. Зеркало сильно сотрясает корпус и этот фактор нужно так же учитывать.

Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50
Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50

Canon EOS 5D Classic позволяет настраивать все основные съёмочные параметры прямо с корпуса. Есть два управляющих диска и кнопки для прямого доступа к изменению ISO, точке фокусировки, способу экспозамера, балансу белого, экспокоррекции (экспокоррекции вспышки), способу протяжки. Есть одна программируемая кнопка SET.

Всё основное есть, хотя и нет такой гибкости и подробных настроек, как на камерах 1D того времени. Все настройки обозначаются на крупном вспомогательном дисплее верхней панели камеры. Понятно, что функции LiveView ещё нет. Только зеркало.

Что разочаровывает и разочаровывает очень сильно - качество встроенного цветного монитора. Неточно передаёт цвета, недостаточно яркий и контрастный. Совершенно невозможно быстро и полноценно оценить выполненный кадр. Можно не увидеть ошибки системы автофокусировки.

Canon EOS 5D Classic + Canon EF 28-135mm 1:3.5-5.6 IS
Canon EOS 5D Classic + Canon EF 28-135mm 1:3.5-5.6 IS

Качество фотографий с Canon EOS 5D

Что тут сказать? Качество изображения можно признать эталонным для любительских цифровых фотокамер того времени (2005-2007 годы). Это уже полный кадр и умеренное число субпикселей для такой площади датчика. Что позитивно сказывается на динамическом диапазоне. Но, опять же, фото с 1D выглядят ещё интересней - возможны программные ограничения на 5D. Вполне могу такое допустить.

Стали датчики современных камер иметь лучший динамический диапазон? Да, технологии продвинулись вперёд. Но вы должны понимать, что эволюция в этой области идёт по пути преодоления многопиксельности современных датчиков. Субпиксель становится всё меньше - часто речь идёт просто об удержании динамического диапазона "в рамках приличия", в том числе - программными методами. Вас просто обманывают :D

Canon EOS 5D Classic + Canon EF 28-135mm 1:3.5-5.6 IS
Canon EOS 5D Classic + Canon EF 28-135mm 1:3.5-5.6 IS

Размер датчика Canon EOS 5D Classic позволяет эффективно размывать фон. Что может быть важно в портретной фотографии. С другой стороны, для макро и пейзажа придётся сильно прикрывать диафрагму и поднимать ISO (снимать на штативе), чтобы достичь отличного результата (здесь компакты с небольшими датчиками вне конкуренции, так как обеспечивают достаточную ГРИП уже на открытых диафрагмах).

Большая матрица хорошо себя проявляет далеко не во всех случаях ;)

Полнокадровый датчик позволяет раскрыть потенциал EF-оптики, советской оптики (на Canon она ставится легко) и любой другой, рассчитанной на плёнку. Весь красивый несовершенный рисунок от края до края будет на фотографии. 12Мп ещё достаточно нетребовательны к стеклу. Старые объективы выглядят на камере выигрышно.

Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50
Canon EOS 5D Classic + Zenitar-M2s 2/50

Окончательный (?) вывод

В своё время 5D мог похвастаться самым компактным корпусом среди фотокамер с полнокадровым датчиком. Сегодня он не выглядит компактным и лёгким.

При этом, Canon EOS 5D Classic продолжает оставаться самым доступным полнокадровым фотоаппаратом на (уже) вторичном рынке - от 10000 рублей за работоспособный экземпляр (Авито, цена без объектива и стоимости доставки).

Если у вас есть объективы Canon EF, достойные экземпляры советской оптики и вы ещё "не пробовали" полный кадр - вложения в опыт можно минимизировать. Всё, что вам потребуется для начала работы: добрый старый объектив, рабочая батарея BP-511 и CF-карта.

Чтобы понять: вместе с полным кадром ваши фото не станут лучше :D

Я не собираюсь отказываться от 5D - достался он мне за недорого и может быть полезен в некоторых сравнительных тестах. Но снимать на 5D я не буду. 1D Mark III куда удобнее для меня в тех ситуациях, когда нужно что-то винтажное, большое, тяжёлое и с зеркалом.

Сейчас 5D закинут на дно одной большой картонной коробки, заваленный ненужными мне компактами :D

Примеры кадров с 5D Classic в формате RAW