Москва — столица с многовековой историей — легко может поспорить со Стамбулом за звание «города контрастов». Большинство зданий здесь построено с отменным чувством вкуса и пониманием запросов времени. Свобода и импровизация гармонично соседствуют с классикой.
Собрали несколько домов, которые особенно отличаются.
1. Дом Перцовой. Здание стоит на Пречистенской набережной. Построенный в начале ХХ в., дом изначально был доходным. Фасады украшены сказочными персонажами, окна облицованы мозаикой из майолики: солнце, звезды, птица-Сирин, медведь, павлин, петух. Анималистическая тема дополняется растительной. Проектировал дом архитектор Малютин — именно он придумал русскую матрешку. Поэтому неудивительно, что дом Перцовой будто списан с иллюстраций к книгам русских сказок. Интерьеры тоже соответствуют общей концепции — все здесь продумано до самой мелкой детали. Некоторое время здание являлось «храмом Мельпомены» — здесь размещался театр «Летучая мышь», на сцене которого блистали такие звезды, как Константин Станиславский, Василий Качалов, Владимир Немирович-Данченко, Ольга Книппер-Чехова. Богемная тема продолжилась открытием творческого салона, завсегдатаями которого были Вера Холодная и Александр Вертинский. Сейчас здание занимают гос. учреждения. Адрес: Соймоновский проезд, д. 1
2. Особняк Арсения Морозова. Это здание в форме подковы на Воздвиженке наверняка видел каждый, не заметить его крайне трудно. Идея построить собственный дворец в центре столицы принадлежала Арсению Морозову, которому уж очень хотелось внести свое имя на страницы архитектурной истории Москвы. Вернувшись из путешествий по Италии и Португалии и вдохновившись чудесами иностранного градостроительства, он поручил архитектору Виктору Мазырину спроектировать миниатюрный особняк в мавританском стиле. Многие элементы декора авторства самого Морозова. В итоге архитектурный облик дома формировался под влиянием, казалось бы, несочетаемых стилей: здесь можно увидеть черты неомавританской, китайской, итальянской школ, модерна, классицизма, романтизма, ампира, португальского стиля «мануэлино». Над самим домом красовался висячий сад. Интерьеры в оригинальности и экстравагантности не уступают экстерьерам: одни комнаты решены в стиле ампир и барокко, также чувствуются готическое и восточное влияния. После революции в особняке размещался передвижной театр, потом здание стало «посольским» — здесь в разное время квартировали посольства Японии, Великобритании, Индии. В 2006 году особняк стал официальным домом приема Правительства РФ. Адрес: ул. Воздвиженка д. 16
3. Театр Et Cetera. Уже в названии театра Александра Калягина Et Cetera и его внешнем виде можно найти ироничное противоречие: «тому подобного» в столице еще не построили. С первого взгляда это кажется настоящей геометрической головоломкой: на большом овале установлен прямоугольник с выступающими краями. Добавьте сюда еще башню колонну и окна разной высоты и формы. Продуманная асимметричность и игра форм рождают волшебство, с любого ракурса здание выглядит совсем по-разному — так актер, меняя маски, поражает своей органичной многоликостью. Адрес: Фролов переулок д. 2
4. Дом - Яйцо. Предыстория создания дома-яйца. В 90-х годах архитектору Сергею Ткаченко доверили проектировку роддома в Вифлееме. Вдохновившись темой, он задумал создать в Москве здание, которое бы символизировало зарождение жизни. К реализации идеи приступили только в 2002 году, построив на улице Машкова здание в форме яйца. Модернистский дом насчитывает четыре этажа. Волюты, декорирующие первый этаж, похожи на подставку для яйца Фаберже. Потолок мансарды, венчающей здание, изнутри расписан золотисто-голубыми красками в стиле Ренессанса. Адрес: ул. Машкова д. 1/11
5. Чайный Дом. Чайный дом часто называют элементом Древнего Китая в самом сердце столицы. В XIX в. в этом здании располагался чайный магазин Перлова. Архитектурным проектом занимался Роман Клейн. Изначально трехэтажный особняк на Мясницкой не имел своих «китайских атрибутов», они появились позже, как следствие подготовки Москвы к визиту из Поднебесной миллиардера Ли Хунчжана, который должен был остановиться именно в доме Перлова. В итоге гостя разместили в другом доме, но здание изменилось до неузнаваемости. Так, трудами оформителя Карла Гиппиуса, на вполне типичном для Москвы тех лет доме появились восточные символы и орнаменты, причудливые статуи драконов и змей. Яркой доминантой строения стала башня-пагода —классика китайской архитектуры. После революции Чайный дом некоторое время использовался в качестве жилого, затем его по каким-то причинам забросили. В 1990 г. архитектурный памятник представлял собой жалкое зрелище. Но в середине 90-х гг. городские власти занялись реставрацией этого важного архитектурного и исторического памятника, и все вернулось к истокам —сейчас здесь находится самый крупный в Москве чайный магазин и кондитерская. Адрес: ул. Мясницкая д. 19.
6. Теремок. Золотисто-беловатый терем был возведен в 1997 году архитекторами Александром Щукиным и Михаилом Леоновым. Сочетание постмодернистских новшеств и стиля русского узорочья неожиданным образом гармонируют друг с другом. Резной декор, обилие арок, башен, наличников позволяют почувствовать себя в середине XVII века, в то время, когда в таких домах жили зажиточные купцы и бояре. В пышном пятиэтажном здании на данный момент находится 6 квартир, оснащенных великолепным, по нынешним меркам, образом. Адрес: Хвостов переулок д. 5.
7. Ажурный дом. Шестиэтажный «Ажурный дом» на Ленинградском проспекте производит обманчивое впечатление: изысканность оформления фасада наводит на мысль об искусстве «для избранных» и элитарности тех, кто там проживает. Но задумка изначально была совсем иной. Архитектор Андрей Буров, съездив в США, был очарован идеей постройки социального жилья для простых людей, сочетающего в себе эстетику и функциональность. Дом построили в 40-х годах, не без вмешательства военных «реалий». В доме один подъезд, три лестницы и два лифта. На каждом этаже по 18 квартир, лоджии скрыты эффектными ажурными решётками. На первый взгляд кажется, что дом отделан мрамором, но это муар — бетон, смешанный с краской. Предполагалось, что дом войдет в серию, но этого так и не произошло. Так здание и сохранило свою индивидуальность, и приобрело охранный статус. Адрес: Ленинградский проспект д. 27