Когда этот номер газеты выйдет из печати, до открытия дорожно-строительного сезона в регионе останется месяц и три дня. А сейчас, в апреле, проводятся конкурентные процедуры и заключение контрактов по объектам региональной и местной дорожной сети.
Понятные планы, понятные подрядчики
Открывая заседание областного правительства 4 апреля, губернатор Игорь Руденя высказался о динамике и планах на 2023-й.
- За семь лет объемы дорожных работ на региональных и муниципальных трассах выросли более чем в четыре раза. В текущем году ремонтными работами планируется охватить порядка 440 километров региональных и межмуниципальных дорог и 197 километров местной сети, – сказал руководитель Верхневолжья.
Уточним, что за «семилетку» Игоря Рудени в регионе подверглись ремонту 1910 километров региональных и 909 километров местных дорог. В достижении результата помог в том числе национальный проект «Безопасные качественные дороги».
Из года в год поднимая планку достигнутых результатов, а бюджет регионального дорожного фонда на этот год вплотную приблизился к 18 миллиардам, Тверская область давно выработала приоритеты в дорожной сфере. Главными направлениями работ являются дороги, обеспечивающие доступность школ и больниц, развитие предприятий промышленности и сельского хозяйства, воплощение инвестиционных проектов, а также ведущие к туристическим достопримечательностям.
Если оглянуться назад, можно вспомнить и другие важные моменты, на которых акцентировал губернатор. Так, на прошлых заседаниях областного правительства Игорь Руденя настаивал, чтобы государственные заказы доставались надежным, понятным подрядчикам, которые имеют хорошую деловую репутацию, успешный опыт работы. Плюс, разумеется, собственные квалифицированные кадры и парк современной техники. А не только арендованный офис с компьютером – признак того, что фирма собирается не работать, а лишь судиться. По образному выражению главы Верхневолжья, нерационально тратить время на суды с такими «блохастыми» фирмами.
- Работаем только с понятными компаниями. Квалификационные требования, которые предъявляются при конкурентных процедурах, должны быть жесткими, понятными, открытыми. И все победители, которые у нас будут работать, должны сразу же осуществить налоговую регистрацию на территории Тверской области, - довел свою позицию до коллег областной руководитель. И добавил, что на основании обращений жителей области в течение двух лет будет проведена инвентаризация неучтенных, «ничейных» дорог, пролегающих по территории Верхневолжья. Это позволит более четко формировать планы работ.
Поскольку официально данные реприманда никто не денонсировал, они, надо полагать, остаются в силе и сейчас.
Вспомнили о пятилетках
Что же попало в план дорожных работ на 2023 год? Это 23 социально значимых объекта, 10 крупных инфраструктурных, 9 туристических и 7 инвестиционных объектов, а также 20 мостов и несколько дорог опорной сети. Отдельного упоминания заслуживает крупный инфраструктурный проект – объезд Торжка. По словам главы области, это вызвано ростом экономической и деловой активности в муниципалитете, в то время как дороги в историческом центре города испытывают серьезную нагрузку. Принято решение начать подготовку документации для строительства объезда.
Вновь были озвучены такие ключевые позиции дорожной программы-2023, как строительство Западного моста в Твери, дороги с путепроводом от Петербургского шоссе до улицы Паши Савельевой, а также прокладка вылетных магистралей в областном центре и подъездов к промзоне «Боровлево» и комплексу «АВТОВАЗ». В Конаковском районе на трассе М-10 появится развязка в сторону речного порта, территорию региона прочертит транспортная хорда между трассами М-9, М-10 и М-11. В «Пушкинское кольцо» Верхневолжья вдохнет жизнь ремонт дороги от Торжка до Старицы через Берново. Планируется привести в порядок трассы Западная Двина – Жарковский, Сонково – Красный Холм, подъезд к Зубцову и другие значимые направления.
Кроме того, в нынешнем году предусмотрен ремонт 332 погонных метров мостов на региональных дорогах. Продолжится и облагораживание территорий возле районных больниц и поликлиник, чтобы и «скорая» могла подъехать, и пешим посетителям было удобно. В этом году планируется привести в порядок площадки у Зубцовской, Торопецкой ЦРБ, больниц № 1,3, роддома №5 Твери и других больниц. По аналогии с учреждениями здравоохранения Игорь Руденя распорядился провести ремонт и пришкольных территорий.
Что касается местной дорожной сети, протяженность которой почти 19500 километров (3-е место в ЦФО), в программу работ на 2023 год включено 256 объектов и 54 двора. И вновь Игорь Руденя акцентировал внимание на повышении эффективности подготовки документации. В будущем губернатор рассчитывает увеличить объемы ремонта улиц и дворов.
Важно отметить, что наш регион, единственный в Центральной России, переходит с трехлетней на пятилетнюю программу ремонта местных дорог. Таким образом, по словам губернатора, синхронизируется и горизонт планирования – с 2023 по 2027 годы, а бизнес получает четкий сигнал о возможностях развития своих проектов на территории наших муниципалитетов. Если же обратиться к истории, то в этом году исполняется 95 лет с начала первой пятилетки в СССР, которую завершили за 4 года 3 месяца. Впрочем, нам штурмовщина не нужна, нам остро необходимо качество работы, о чем этой весной вопияли целые улицы даже в областном центре, с которых асфальт сошел вместе с талыми водами.
Некоторые утверждают, что дорожникам попросту невыгодно асфальтировать качественно и надолго – не позовут на следующий год латать дыры и не заплатят. Но в нашем регионе тысячи километров дорог, есть где развернуться. Видимо, надо как-то усовершенствовать систему мотивации, чтобы долговечные дороги были выгодны.
Развитие дорожной инфраструктуры – это один из ключевых приоритетов региональной власти. Рост темпов дорожных работ в Тверской области за прошедшие семь лет более чем в четыре раза говорит о серьезности задачи и о том, что власти не собираются останавливаться на достигнутом. В конечном же итоге усилия областной власти в дорожной сфере направлены на повышение мобильности жителей и развитие экономики Верхневолжья. Ведь регион с хорошими дорогами будет интенсивнее развиваться и привлекать все больше инвестиций и туристов.
СПРАВКА "МК"
Общая протяженность всех автодорог Тверской области составляет 35738 км, что близко к длине экватора Земли. Это второе место в ЦФО и восьмое в масштабах страны.
Автор: Иван Белкин