Среди иллюстраторов советской фантастики немало славных имён. Однако, без сомнения, самым популярным художником золотого века советской фантастики был Юрий Макаров. На его счету оформление сотен, если не тысяч произведений фантастического и приключенческого жанров.
Надо сказать, творчество Юрия Макарова оказало немалое влияние на визуальный ряд советской фантастики, ряд героев популярных писателей и представить трудно в другой ипостаси, а многие авторы, по моему глубокому убеждению, вошли в историю жанра только благодаря иллюстрациям Макарова. Уверен, любитель фантастики без труда найдёт совершенно непримечательную по содержанию книжку с прекрасными иллюстрациями, и наверняка таких окажется немало. Впрочем, художника здесь винить не за что, выполняя издательский заказ, он делал его от души, с полной отдачей. Конечно, случались и самоповторы, но в потоке журнальных публикаций мало кто мог избежать подобных накладок. Зато рисунки Макарова идентифицируются с первого взгляда, вызывая ощущение некой метавселенной советской утопии от Стругацких до Казанцева.
Художника часто упрекают за некоторую схожесть, типичность фигур и лиц, узнаваемость пейзажей. С одной стороны это говорит о цельности создаваемой картины мира, будущей утопии, с другой о нежелании тратить силы на проходные вещи, в которых он и использовал старые наработки, эскизы от удачных рисунков. Страдают таким подходом, в первую очередь, книжки молодогвардейской серии "Библиотека советской фантастики", некоторые публикации в "Искателе", ну и книжки провинциальных , либо случайных в фантастике авторов.
Люди XXII века, инопланетные гости, фаэты и полярники, космодесантники и даже частные детективы запечатлелись в читательском воображении именно в образах Юрия Макарова. Поклонники приключенческого жанра хорошо знают его иллюстрации к военным, шпионским и криминальным драмам.
Самые успешные проекты Макарова связаны с будущим или же покорением космоса и пыльных тропинок далёких планет. Это, в первую очередь, "Возвращение" (Полдень XXII век)" , "Обитаемый остров" братьев Стругацких, "Внуки Марса", "Сильнее времени" и "Фаэты" Казанцева. При желании ряд популярных книг можно продолжить и трудно представить их в оформлении других художников.
Удивительное дело, при огромной любви читателей, востребованности, неимоверном количестве проиллюстрированных произведений, о жизни художника известно очень мало. Фактически все биографические сведения сводятся к небольшой заметке в одной из книг серии Библиотека советской фантастика. Нет даже достоверного портрета художника, в сети имеется только портрет полного тезки писателя. Да и с именами некоторая путаница, в течении довольно долгого периода авторство иллюстраций указывалось как Г. Макаров.
Юрий Георгиевич Макаров родился в 1921 году на Алтае. После переезда семьи в Омск, смог заниматься в художественном техникуме имени М.А. Врубеля, вольнослушателем, по малолетству. По направлению Омского обкома партии в тринадцать лет был направлен в Москву в Дом художественного воспитания детей при Наркомпросе. В 1935 году заместитель народного комиссара просвещения писал директору Академии художеств И. Бродскому :
«Прошу принять Юру Макарова и рассмотреть его работы на предмет определения его в школу изобразительных искусств для особо одаренных детей при Академии художеств. По заключению специалистов Юра Макаров обладает исключительными дарованиями в области рисунка».
В 1936 году на выставке детского рисунка в Париже его работа на чапаевскую тему получила вторую премию, а в 1937 году на всероссийской выставке детского рисунка он получил первую премию за панораму Полтавской битвы. однако неуживчивый характер подвёл Юрия, за драку его исключили из школы.
Юный художник поступил в цирк, где рисовал афиши, выступал на арене, а после травмы, стал эстрадным танцором: «Ритмический вальс исполнит для вас Юрий Макаров и джаз».
Начал войну воздушным стрелком, и в первом вылете же его летающую лодку сбили. Воевал в морской пехоте, после ранения был направлен на Тихоокеанский флот. Был и художником флотского театра, и военным художником-корреспондентом. Участвовал в перегоне по ленд-лизу морских транспортов «Либерти». В 1944 году транспорт на котором служил потопили, а Юрий сорок минут пробыл в ледяной воде. Службу завершил в 1946 году. Работал художником театра. Валентин Катаев, увидев рисунки молодого художника, предложил оформить книгу «За власть Советов».
С тех пор Юрий Макаров стал ведущим оформителем фантастической литературы , фактически его обложки стали лицом советской фантастики, им оформлено более двух тысяч изданий.
Юрий Макаров ушёл из жизни в 1992 году.
P.S. Долгое время биография Юрия Макарова оставалась неизвестной широкому кругу читателей. Впервые о его жизненном пути рассказала небольшая заметка в сборнике писателя Рыбина "Гипотеза о сотворении" вышедшей в серии Библиотека советской фантастики в 1986 году. Книжка эта примечательна в первую очередь этой информацией да иллюстрациями Макарова. Текст этот широко разошёлся по сети, благо авторство там не указано, и за уточнениями можно обратиться прямо к ней.