Найти тему

Юрий Макаров, главный художник утопии

Иллюстрация Ю.Макарова к рассказу А. и Б. Стругацких Должен жить (СтажЁры)
Иллюстрация Ю.Макарова к рассказу А. и Б. Стругацких Должен жить (СтажЁры)

Среди иллюстраторов советской фантастики немало славных имён. Однако, без сомнения, самым популярным художником золотого века советской фантастики был Юрий Макаров. На его счету оформление сотен, если не тысяч произведений фантастического и приключенческого жанров.
Надо сказать, творчество Юрия Макарова оказало немалое влияние на визуальный ряд советской фантастики, ряд героев популярных писателей и представить трудно в другой ипостаси, а многие авторы, по моему глубокому убеждению, вошли в историю жанра только благодаря иллюстрациям Макарова. Уверен, любитель фантастики без труда найдёт совершенно непримечательную по содержанию книжку с прекрасными иллюстрациями, и наверняка таких окажется немало. Впрочем, художника здесь винить не за что, выполняя издательский заказ, он делал его от души, с полной отдачей. Конечно, случались и самоповторы, но в потоке журнальных публикаций мало кто мог избежать подобных накладок. Зато рисунки Макарова идентифицируются с первого взгляда, вызывая ощущение некой метавселенной советской утопии от Стругацких до Казанцева.

Обложки книг А. и Б. Стругацких работы Ю. Макарова
Обложки книг А. и Б. Стругацких работы Ю. Макарова

Художника часто упрекают за некоторую схожесть, типичность фигур и лиц, узнаваемость пейзажей. С одной стороны это говорит о цельности создаваемой картины мира, будущей утопии, с другой о нежелании тратить силы на проходные вещи, в которых он и использовал старые наработки, эскизы от удачных рисунков. Страдают таким подходом, в первую очередь, книжки молодогвардейской серии "Библиотека советской фантастики", некоторые публикации в "Искателе", ну и книжки провинциальных , либо случайных в фантастике авторов.
Люди XXII века, инопланетные гости, фаэты и полярники, космодесантники и даже частные детективы запечатлелись в читательском воображении именно в образах Юрия Макарова. Поклонники приключенческого жанра хорошо знают его иллюстрации к военным, шпионским и криминальным драмам.

Книги серии Библиотека советской фантастики в оформлении Ю. Макарова
Книги серии Библиотека советской фантастики в оформлении Ю. Макарова

Самые успешные проекты Макарова связаны с будущим или же покорением космоса и пыльных тропинок далёких планет. Это, в первую очередь, "Возвращение" (Полдень XXII век)" , "Обитаемый остров" братьев Стругацких, "Внуки Марса", "Сильнее времени" и "Фаэты" Казанцева. При желании ряд популярных книг можно продолжить и трудно представить их в оформлении других художников.

Книги А. Казанцева в оформлении Ю. Макарова
Книги А. Казанцева в оформлении Ю. Макарова


Удивительное дело, при огромной любви читателей, востребованности, неимоверном количестве проиллюстрированных произведений, о жизни художника известно очень мало. Фактически все биографические сведения сводятся к небольшой заметке в одной из книг серии Библиотека советской фантастика. Нет даже достоверного портрета художника, в сети имеется только портрет полного тезки писателя. Да и с именами некоторая путаница, в течении довольно долгого периода авторство иллюстраций указывалось как Г. Макаров.

Юрий Георгиевич Макаров родился в 1921 году на Алтае. После переезда семьи в Омск, смог заниматься в художественном техникуме имени М.А. Врубеля, вольнослушателем, по малолетству. По направлению Омского обкома партии в тринадцать лет был направлен в Москву в Дом художественного воспитания детей при Наркомпросе. В 1935 году заместитель народного комиссара просвещения писал директору Академии художеств И. Бродскому :
«Прошу принять Юру Макарова и рассмотреть его работы на предмет определения его в школу изобразительных искусств для особо одаренных детей при Академии художеств. По заключению специалистов Юра Макаров обладает исключительными дарованиями в области рисунка».
В 1936 году на выставке детского рисунка в Париже его работа на чапаевскую тему получила вторую премию, а в 1937 году на всероссийской выставке детского рисунка он получил первую премию за панораму Полтавской битвы. однако неуживчивый характер подвёл Юрия, за драку его исключили из школы.

Юный художник поступил в цирк, где рисовал афиши, выступал на арене, а после травмы, стал эстрадным танцором: «Ритмический вальс исполнит для вас Юрий Макаров и джаз».


Начал войну воздушным стрелком, и в первом вылете же его летающую лодку сбили. Воевал в морской пехоте, после ранения был направлен на Тихоокеанский флот. Был и художником флотского театра, и военным художником-корреспондентом. Участвовал в перегоне по ленд-лизу морских транспортов «Либерти». В 1944 году транспорт на котором служил потопили, а Юрий сорок минут пробыл в ледяной воде. Службу завершил в 1946 году. Работал художником театра. Валентин Катаев, увидев рисунки молодого художника, предложил оформить книгу «За власть Советов».

С тех пор Юрий Макаров стал ведущим оформителем фантастической литературы , фактически его обложки стали лицом советской фантастики, им оформлено более двух тысяч изданий.

Юрий Макаров ушёл из жизни в 1992 году.


P.S. Долгое время биография Юрия Макарова оставалась неизвестной широкому кругу читателей. Впервые о его жизненном пути рассказала небольшая заметка в сборнике писателя Рыбина "Гипотеза о сотворении" вышедшей в серии Библиотека советской фантастики в 1986 году. Книжка эта примечательна в первую очередь этой информацией да иллюстрациями Макарова. Текст этот широко разошёлся по сети, благо авторство там не указано, и за уточнениями можно обратиться прямо к ней.