Найти тему
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

Что останется после меня?

Казалось бы, человеку должно быть все равно, что произойдёт с его телом после смерти. Однако вопрос «что останется после меня», при чем не в метафизическом, а в буквальном смысле, для многих актуален. Могила, возле которой соберутся родственники, или кучка пепла, развеянная над рекой? А может быть, алмаз или экспонат в музее? Тут есть о чем поговорить, и мы снова обратились к танатопсихологу Ольге Ивановой.

- Ольга, объясните, почему людям важно, где и как они будут похоронены?

- Возможно, потому, что у человека нет опыта собственной смерти, и он не до конца понимает, что его сознание полностью исчезнет. Все равно есть фантазии, что он что-то будет слышать и ощущать. Поэтому кому-то важно быть похороненными рядом со своими родственниками, а кому-то - быть развеянным в красивом месте.

Вторая гипотеза - это простая забота о своих близких. И действительно, выдача четких инструкций, как распорядиться с телом, снимает большой груз с родственников, которым нужно не решать что-то самостоятельно, а просто выполнить волю усопшего.

- А вот откуда стремление быть не просто похороненным, а, например, завещать своё тело науке или даже музею? Это может быть связано с желанием продлить бессмертие?

- Когда в сознании людей преобладали религии, то считалось, что человек рождён либо землёй, либо небом, но в любом случае, после смерти должен вернуться домой. Поэтому практики погребения преобладали в тех религиях, в которых человек - плотское создание, а кремация было развита там, где верили, что человек - больше дух, чем плоть.

Новые пожелания насчёт своего тела - отход от религиозности, от традиционности, тут больше самосознания. Человек задумывается, как можно быть полезным обществу. Или наоборот, если это какой-то истероидный тип, как из своей смерти сделать шоу, чтобы его уход все запомнили. В таких решениях очень много личного.

Экспонаты выставок Гюнтера фон Хагенса Body Worlds.
Экспонаты выставок Гюнтера фон Хагенса Body Worlds.

- Как вариант - вместо похорон своё тело можно завещать Гюнтеру фон Хагенсу для скандально известной «выставки трупов» Body Worlds... Как вы относитесь к подобным практикам сохранения памяти?

- Все очень двояко. Если брать историческую ретроспективу, то на Западе очень долгое время, вплоть до 19 века, существовали анатомические театры, куда любому человеку с улицы можно было за деньги прийти и посмотреть на вскрытие: это была такая форма просвещения и развлечения.

То, как мы относимся к явлениям подобного плана - большой сплав из наших убеждений, религиозных и социальных установок и моды. То есть человек, выражая своё отношение, не осознает, что оно во многом навязано извне.

Для большинства взять готовую установку проще, чем вырабатывать свою. Поэтому, когда мы с вами живём в дискурсе «если тело не хоронят, а делают из него нечто другое - это надругательство», то выставка трупов вызовет негодование. Но, например, я общалась с врачом-судмедэкспертом, которая посетила выставку и была изумлена искусностью того, как пластинированы тела, как над ними хорошо поработали.

Я не призываю всех обязательно идти на Body Worlds и, тем более, завещать туда своё тело. Но если интересно, то не стоит сдерживать себя из-за сторонних убеждений; наоборот, можно сходить и последить за своими чувствами: «что я здесь ощущаю? а почему?», чтобы отделить, где собственные установки, а где навязанные.

- А такие выставки не могут сформировать пренебрежительное отношение к смерти?

- Смотря как средства массовой информации о них расскажут. К сожалению, я часто сталкиваюсь с неприятной тенденцией говорить о смерти либо в пренебрежительных, либо в неэстетичных терминах. У нас, если пишется статья о ритуальной сфере, то непременно появляется душок «жёлтой прессы». Допустим, я недавно давала комментарии для «РИА новости» про компостирование тел в США. Это экологичный способ захоронения, а вернее, даже утилизации тела, когда оно может быть использовано как удобрение. Его выбирают люди, обеспокоенные проблемами экологии на планете. Но знаете, какой заголовок был у статьи? «Зачем американцев пускают на компост?»! И если даже «РИА новости», считающееся серьёзным средством массовой информации, позволяет себе дикие заголовки, то что говорить о другой прессе? Пока у нас будет такая риторика говорения о смерти, пока СМИ будут выставлять смерть в некрасивом виде, люди продолжат относиться к разным ритуальным практикам как к чему-то ужасному.

-3

- Экологичные похороны - решение, достойное уважения. Но возникают и другие нестандартные способы - например, развеивать прах вместе с салютом. В Европе уже есть такая услуга, а у нас ее стали предлагать омские ритуальщики...

- Дело в том, что экологичность - важна, но людей заботит и эстетическая сторона похорон. Красота в обычном погребении видна не всем, для этого нужно чтить традиции или быть религиозным. А человеку с утраченными корнями может захотеться другой эстетики, которая привычна ему в повседневности: поэтому из праха можно заказать алмаз и вставить его в кольцо, или запустить прах в космос на метеозонде и развеять на высоте 30 километров. Все это попытки придать свой личный смысл обхождению с останками.

Большую роль играет также осознание важности момента. Ведь и на отпевании священники надевают самые красивые свои рясы - золотые, а не чёрные - чтобы подчеркнуть торжественность церемонии. Так и салют, сопровождающий развеивание праха, может эту торжественность передать.

Ведь смерть - не только потеря, но и переход человека в новое качество. Мои клиенты признавались, что в момент похорон своих близких они, в том числе, чувствовали особую снисходящую на них благодать, что даёт им основание думать, что жизнь после смерти не заканчивается или что в смерти есть какой-то смысл.

Поэтому, как бы абсурдно это ни звучало, смерть - важное событие в жизни человека, если не сказать - самое важное. И каждый, в силу своих представлений и личностных качеств, разными способами и обрядами старается это показать.

Беседовала Юлия Медведева

Еще больше материалов из рубрики "Практики памяти" на нашем сайте памятьбесконечна.рф