12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Задолго до этого дня и еще многие годы после космос так никого и не отпустит, вызывая одновременно благоговейный трепет и священный страх как ученых, так и философов.
Вспоминаем о «прорыве» Юрия Гагарина и рассказываем о таких разных фильмах про космос в нашей новой подборке.
Рассказывает Амалия Бабаян
«Время первых» (2017)
Реж. Дмитрий Киселев
Совсем скоро мы увидим «Вызов» — первый фильм, снятый за пределами Земли первыми в истории участниками киноэкипажа — Климом Шипенко и Юлией Пересильд. Самое время вспомнить других первых: Алексея Леонова — первого человека, вышедшего в открытый космос, и Павла Беляева — первого пилота, который смог посадить космический корабль в ручном режиме.
1965 год. США вовсю готовятся покорять Луну, а Советский Союз лихорадочно думает, как обогнать Штаты в космической гонке, еще и, желательно, превзойти их амбиции. И вот, 18 марта корабль «Восход-2» стартует с космодрома Байконур. Уже через полтора часа после взлета происходит легендарное событие. Спустя сутки летчики-космонавты возвращаются на родную Землю героями.
Почему-то, когда вспоминаем про космические достижения СССР, особенно вкупе с противостоянием США, обычно все начинается и заканчивается Юрием Гагариным. Ну и периодически упоминаем Белку и Стрелку, и то, скорее, как какую-то детскую милую сказку о собачках среди звезд. Когда все же вспоминаем значимые события, уделяем внимание именно факту самого подвига, но не тому, какой ценой он был совершен. Полет Гагарина был только началом для будущих покорителей космоса. Дальше выполнять операции становилось сложнее, а риск потерпеть неудачу и погибнуть только увеличивался. Миссия Леонова и Беляева была одна из самых опасных, но в Советское время подробности про неполадки во время полета старались опускать. Непрезентабельно.
«Время первых» — это честное кино. Оно объясняет, почему работа наших космонавтов — действительно настоящий подвиг. Для них это была вовсе не космическая прогулка, а сражение с незнакомой и враждебной стихией. Раздувшийся в открытом космосе скафандр Леонова, кислородное отравление, посадка без помощи автоматики в незапланированной местности, выживание в суровой холодной тайге после приземления. «Время первых» возможно было снять лишь сейчас, и не только из-за возможностей компьютерной графики. Это советская история, снятая по голливудским стандартам, то есть захватывающе рассказывающая о провалах на пути к успеху.
—----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Анастасия Гончарова
«Косберг сработал» (2021)
Реж. Максим Ищенко
Можно ли сделать документальное кино про космос ужасно увлекательным, без монотонного усыпляющего закадрового голоса и невероятного количества вводящих в ступор научных терминов? Режиссер Максим Ищенко и вся команда, создавшая анимадок «Косберг сработал» отвечают — конечно!
«Косберг сработал» — микс анимации и неигрового кино, наши «Скрытые фигуры» / Hidden Figures (2016) Теда Мелфи. Ищенко рассказывает о «бойцах невидимого фронта» — инженерах, без которых первый полет человека в космос был бы невозможен. Семен Ариевич Косберг и инженеры из конструкторского бюро общими усилиями создали третью ступень ракетного двигателя, которая помогла осуществить мечту миллионов людей.
Без лишней патетики, но с гордостью и уважением анимация рассказывает о трудном пути, о победах и поражениях, о выдающейся работе «маленького человека», без которой не было бы великого прорыва. Вторит ей и интервью с единственным дожившим до момента съемок инженером из команды Косберга — воронежским изобретателем, доктором технических наук Виктором Скачиловым, который скончался в конце прошлого 2022 года.
Команда инженеров глазами и руками Ищенко — настоящая команда вселенной Marvel, супергерои, которых нам так не хватает.
«Скрытый космос» (2021)
Реж. Денис Виленкин, Антон Фомочкин
Как манифестировал Константин Бронзит, никто не может жить без космоса: ни он, ни мы, ни Мужчина (Дмитрий Ендальцев). Одиночество интеллектуала в большом городе, нескончаемый поток «потерянного» времени, разделенный на отрезки посещениями психотерапевта (Иван И. Твердовский) и поездками на авто. Единственное, что имеет смысл — рандеву с МРТ-аппаратом, в котором Мужчина снова Мальчик. В его мечтах не взрослая жизнь бизнесмена средних лет, а вечность бескрайнего космоса.
Трогательный короткометражный фильм наполнен ностальгией и детской искренней верой в любовь. В любовь такой ошеломительной силы, что хеппи-энд — не пошлое и скучное, а единственно возможное решение.
—----------------------------------------------------------------------------
Рассказывает Тарас Русаль
В свободное от богатырской франшизы время студия «Мельница» выпускает очень интересные короткометражные работы, которые зачастую оказываются в списке номинантов на премию «Оскар». Последний пример — это «БоксБалет» Антона Дьякова.
Но сейчас мы отмечаем день космонавтики, а не бокса или балета, так что этот небольшой текст будет посвящен двум работам известного режиссера анимационного кино Константина Бронзита — «Мы не можем жить без космоса» 2014 года и «Он не может жить без космоса» 2019 года. Эти фильмы не связаны сюжетно, в них разные персонажи и разные истории. Но что-то общее, конечно есть.
Обе работы ужасно трогательные. Это и про отношение авторов к своему творению, и про тоску, печаль и задумчивость, которые вызывает просмотр. Если начать анализировать, то можно понять, что как именно эти эмоции вызваны. В фильмах простые и понятные метафоры: часы останавливаются, когда происходит трагедия, а шланг, который соединяет космонавта и ракету — это, словно, пуповина. И это не плохие приемы, а рабочие схемы, чтобы и зрители были довольны, и номинация на «Оскар» была получена.
И, конечно, в обоих картинах есть космос. Но, как говорил сам режиссер, он не любитель фантастики, так что космос тут — это то, что окружает каждого человека, то, что завораживает, пугает, то, что может стать мечтой. В целом, космос у Бронзита — это лишь фон, для рассказа о чем-то личном.
«Мы не можем жить без космоса» — это история о дружбе или скорее о синхронизации умов и жизней, о мечте и о потере. «Он не может жить без космоса» — это история о сепарации, о взрослении и возвращении.
И обратите внимание на образы, которые создаются именно анимацией — дом на краю мира или звезды, которые превращаются в снег. Если у вас есть полчаса свободного времени и меланхолично настроение, то эти два фильма — моя рекомендация.
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!