Найти тему
The Symbol

Как связаны мода и космос

Мы стоим на пороге новой космической эры

   Джин Шримптон для Harper’s Bazaar, апрель1965Richard Avedon
Джин Шримптон для Harper’s Bazaar, апрель1965Richard Avedon

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля, который изменил не только науку и политику, но и моду. Все последующее десятилетие дизайнеры амбициозно строили моду будущего. Казалось, что уже вот-вот человечество разобьет колонии на Луне и Марсе — а для этих планов буржуазная и респектабельная мода 50-х с ее корсетами, кринолинами и изящными шляпками не годилась. Мода новой космической эпохи должна была быть революционной, новаторской и функциональной — такой она и получилась. На смену пышным юбкам и строгим костюмам-двойкам пришли кукольные платья-трапеции и дерзкие мини, а лодочки на шпильках заменили удобные сапожки на плоском ходу.

Предводителями этой модной революции стали молодые и дерзкие дизайнеры, которые отрицали прошлое и грезили о светлом будущем с летающими машинами, домашними роботами и отпуском на Юпитере. Андре Курреж, Пьер Карден и Пако Рабанн экспериментировали с формами и материалами, наряжали моделей в винил, пластик и металлические диски, выдавали им шлемы, как у космонавтов, и свято верили, что отныне так будет всегда. Более чем полвека спустя можем констатировать: события они все-таки немного торопили. Конечно, у нас есть интернет и смартфоны, электромобили и даже умные колонки, а доступ к любой информации можно получить за пару кликов, но вот в космос на выходные мы все еще не летаем. Правда, и здесь есть некоторый прогресс. 11 июля 2021 года одиозный бизнесмен Ричард Брэнсон совершил первый коммерческий полет в космос — и тем самым дал старт эре космического туризма, о которой мы так давно мечтали. Разумеется, мода и в этот раз не осталась в стороне: по всем признакам, нас ждет возвращение космической эры. Правда, несколько в ином виде.

В последние несколько лет дизайнеры как никогда часто обращались к теме футуризма в своих коллекциях. Вероятно, мечты о космосе стали очередной формой эскапизма, в которой мы можем найти утешение в наше непростое время. Иными словами, если настоящее столь безрадостно — есть смысл помечтать о будущем. А оно, если верить футурологам от моды, будет блестящим (во всех смыслах этого слова). Металлизированные фактуры стали своего рода постоянным трендом: сложно назвать сезон, когда они не встречались в коллекциях. Причем если раньше их использовали преимущественно в обуви и аксессуарах, то в последние пару лет все активнее внедряют в одежду — вплоть до плащей и пальто. И речь не только о тканях и коже со специальным покрытием. Жюльен Доссена, креативный директор Paco Rabanne, в каждой коллекции делает знаковые платья-кольчуги из металла и пайеток — совсем как его великий предшественник Пако Рабанн. Впрочем, во всем этом торжестве блеска можно найти и другой смысл: вполне возможно, что так дизайнеры дают женщинам метафорические доспехи для защиты от нашего опасного мира.

Правда, новую космическую эру в моде пока кое-что отличает от той, что прогремела в 60-е. Если тогда новое поколение дизайнеров демонстративно сожгло мосты и отказалось от прошлого опыта, предложив нечто принципиально новое, то их последователи пока что аккуратно подражают лучшим образцам ретрофутуризма. Впрочем, большие перемены не происходят за один день. Посмотрим, чем закончится эта новая космическая гонка.