Найти в Дзене

Интервью с основателем гончарной мастерской Green Land Александром Гущиным. Вдохновленный Италией, созидающий в России.

Александр Гущин, студия керамики Green Land https://vk.com/studio.greenland
Александр Гущин, студия керамики Green Land https://vk.com/studio.greenland

«В Италии у меня есть друг Marcello Goracci. Я познакомился с ним в Москве на выставке «Цветы…» в конце 90-х годов. Прошло около 5 лет после нашей встречи в Москве и я был в отпуске в Италии на озере Гарда. В один из солнечных дней мне позвонила девушка и попросила встретиться с производителем керамических вазонов. Конечно, мне не очень хотелось, но я любезно согласился. На следующий день ко мне в гостиницу приехала эта девушка (зовут ее Моника) и с ней приехал итальянец. Когда мы увидели друг друга, мы вспомнили, что уже знакомы. А дальше все было очень интересно! Мы поехали к Marcello на фабрику, стояла очень жаркая погода, а в машине не работал кондиционер…. Marcello очень спешил быстрее привезти меня с годовалым сыном Павлом и супругой к себе на фабрику. Когда мы приехали и увидели его фабрику LaboratorioSanRocco и CeramicheSanRocco я понял, что дальше моя жизнь не может быть без итальянской керамики и итальянских мастеров керамики. Прошло много лет и теперь я открыл свою первую студию LaboratoriGreenLand, где мы будем расписывать итальянские вазоны, блюда, горшки из бисквитной керамики. В своих публикациях я постараюсь рассказать вам об итальянских мастерах, которые делают прекрасные изделия из знаменитых на весь мир глин Galestro, Impruneta, а также о художниках, которые расписывают керамику.

(с) Запись на личной странице Александра Гущина в ВК

С.: Александр, здравствуйте!

А.: Добрый день!

С.: В каком возрасте Вы впервые взяли глину в руки? Это Ваша любовь с детства или уже взрослое увлечение?

А.: Это взрослое увлечение. Глину я держал впервые, наверное, в 1989 году.

С.: Как это было, расскажите.

А.: Просто поехал за границу и увидел керамику. Мне это понравилось, потому что в керамике есть безумные возможности, которые можно воплотить. Их нельзя воплотить в металле, их нельзя воплотить в стекле или дереве. Глина – пластичный материал, который позволяет делать очень интересные вещи, можно передавать невероятно красивые цветопередачи при помощи глазурей. Поэтому получается, что, наверное, у глины нет пределов возможностей.

С.: Поэтому Вы и выбрали глину…

А.: Мне это интересно, потому что можно создавать различные проекты. Не секрет, что даже когда делают дизайн автомобилей, то корпус создают из глины. Глина – это все-таки не плоскость, а 3D, объем. И когда дети и взрослые приходят к нам в студию, у них включается воображение. Они могут создавать объекты, которые нельзя создать на бумаге. На бумаге вы рисуете плоскость, а здесь, за счет рук, тактильно, чувствуете материал и можете создать неповторимую вещь. Я не говорю про кружки, тарелки, что-то еще: эта индустрия очень развитая, уже промышленность. Все, что связано с творчеством, всегда будет не серийным, индивидуальным.

С.: На своей странице в ВКонтакте Вы писали, что открыли школу-студию керамики в 2018 году, после поездки в Италию. Можете рассказать об этой поездке поподробнее?

А.: Я просто приехал к другу, в сентябре, в Бассано. Это север Италии. Была сказочная погода, и мы поехали по его друзьям. В Бассано буквально через каждый дом находится гончарная мастерская. Это своего рода Мекка керамистов. Познакомился с президентом ассоциации керамистов Италии. В разговоре с одним из директоров компании мы услышали, что есть такие студии. Вечером просто посмотрели информацию в интернете, и я сказал своему другу: «Это бинго!». Так все и началось.

С.: А что конкретно Вас вдохновило? Может быть, какой-то конкретный вид изделия?

А.: Нет, меня вдохновили возможности. Что в керамике из одних и тех же материалов есть много направлений: литье изделий, гончарный круг, лепка, моделирование. Работая с глиной, мы получаем неограниченные возможности. Поэтому это интересно. Например, я умею работать на токарном станке, он тоже создает детали за счет вращения... Но когда вы создаете изделие руками, получается совсем другое.

Студия керамики Green Land https://vk.com/studio.greenland
Студия керамики Green Land https://vk.com/studio.greenland

С.: А можете поподробнее рассказать как раз о тех материалах, которые Вы используете при приготовлении изделий?

А.: Нужно, чтобы про это писали технологи, химики. Нужны новые книги, которые донесут людям, что такое фарфор, фаянс, что такое высокотемпературные каменные массы, что такое глина низкой температуры. Почему можно рисовать на низкотемпературной глине и почему нельзя (это технически будет сложно) рисовать на каменных массах. Потому что это разные температуры, разные возможности. Здесь, в России, рынок керамистов очень маленький. Он находится на раннем пути своего развития.

С.: В зачаточном?

А.: Нет, уже нельзя говорить, что в зачаточном. Есть очень талантливые керамисты, которые создают очень красивые вещи. Да, сейчас у нас СВО, многие из хороших керамистов уехали и живут за границей, где они очень ценятся. Не секрет, что основные поставщики сырья, на сегодняшний день это США, Италия, Франция и Германия. Мы в данной ситуации зависим от этого качественного сырья. Но у нас появляются и русские ребята, керамисты-технологи, которые создают собственные глазури. Да, что-то не получается, но все равно есть движение вперед. Я не знаю, сколько еще лет пройдет, но у нас тоже будут хорошие материалы. Также у нас есть много месторождений глины, но их нужно разрабатывать. Конечно, если я пойду с лопатой на берег реки, выкопаю несколько ведер, мне никто ничего за это не скажет. А вот если я приеду и выкопаю три-четыре грузовика – на меня заведут уголовное дело, по одной простой причине, что это добыча полезных ископаемых. Для этого нужна лицензия, это тоже немаловажный фактор. А для того, чтобы построить завод по переработке глины, чтобы он подходил для керамики, производства посуды или чего-то еще, нужны инвестиции, деньги. Я думаю, что нужные люди придут, и это будет востребовано.

С.: К слову о керамистах. Вы сказали, что многие уехали и продолжают уезжать за рубеж…

А.: Да, есть такие. Я родился в России и знаю, что такое жить за границей. Я жил там долго: мы там не нужны. Например, если я открою фешенебельное кафе на заправке в Голландии, но до меня там уже будет другое кафе какой-нибудь тети Клавдии, которая ведет книги оплат в долг, то ко мне никто ходить не будет. Все пойдут к ней по одной простой причине – есть традиции. И традиции стараются не нарушать.

Не секрет, что не везде к нам относятся хорошо. Нас уважают, любят, но очень много негативных явлений происходит, потому что деньги годами увозились из России. И сейчас крупному бизнесу сказали: «Деньги должны работать здесь. Развивайте нашу страну». Вы родились здесь. Допустим, вы решили жить за границей, в Монако или где-то еще… Рано или поздно вас оттуда попросят и все отберут. Никакой защищенности не будет. А Родина – она есть Родина.

https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной
https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной

С.: По-вашему какими качествами должен обладать хороший керамист, мастер своего дела? Подвижность пальцев, особая чувствительность, терпение или что-то другое?

А.: Ничего этого не нужно.

С.: А что нужно, чтобы быть хорошим керамистом?

А.: Вдохновение. Всё.

С.: Но ведь вдохновение приходит и уходит, оно зависит от многих факторов.

А.: Вдохновение – это когда человек что-то пытается создать. Сначала у него не получается, а потом получается. Чтобы создавать, всегда должно быть вдохновение. Мы умеем создавать: природа наделила нас этим. Многие говорят: «руки растут из одного места». Нет, это неправда. Для того, чтобы создавать, нужно иметь только вдохновение. Например, Ван Гога никто не учил, он был самоучка. А сейчас его работы очень ценятся. Точно также и в керамике.

Могут быть даже очень простые формы, в том же скандинавском стиле. Там нет никаких императорских изысков, чего-то еще, но это нравится миру, людям, поэтому минимализм всегда будет популярен. Или возьмем английский стиль: он никогда не выйдет из моды. Он будет проходить апгрейд, будет сосуществовать с современными стилями... Но он останется, это классика. Мода уходит, а классика остается. В керамике тоже: классические формы всегда были, есть и будут. И чем они проще, тем лучше.

С.: А все ли у Вас в семье занимаются керамикой? Жена, дети следуют за Вами в этом увлечении?

А.: Супруга занимается бизнесом, она бизнес-аналитик, ведущий специалист, коуч-тренер. Дочка любит заниматься творчеством, она очень часто проводит свое время в мастерской, любит лепить, рисовать, вышивать, что-то еще. Ей пока всего 8 лет, а что будет дальше – никто не знает.

С.: Как думаете, она продолжит Ваше дело, Вашу династию?

А.: Не знаю. Я даже не буду загадывать. Ей нравится, у нее есть воображение, свое видение жизни. Я могу только направить и подсказать. А какой выбор сделают дети – это их дело.

https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной
https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной

С.: К слову о последователях. Расскажите про партнеров, про учеников. Вы ведь рассказываете людям о том, как создать студию…

А.: Студия – это все-таки место отдыха, не учебный центр, не академия. Основная цель нашей мастерской – быть тем местом, куда люди могут прийти отдохнуть, когда устали от обыденных дел. Отдохнуть с помощью росписи керамики, лепки из глины или работы на гончарном круге. Это простые люди, которые очень сильно устают на работе. Им хочется прийти уже не в те места, где они уже были, а увидеть что-то новое. И здесь им всегда рады.

На сегодняшний день к нам приходит много людей. Мы считаем своей заслугой, что смогли дать людям место, где они могут встретиться с друзьями и пообщаться. Многие наши посетители говорят: «Пришли к вам и забыли о времени». Бывает, приходят утром, потом смотрят – уже ночь. Здесь теряется время. За это нас благодарят, и для нас это важно. Если вы хотите учиться, можете пойти в академию, в университет, куда-то еще, но у нас, прежде всего, отдых.

Вы спрашиваете, учим ли мы? Да. Тех, кто приходят к нам не единожды, обучаем и на гончарном круге и техникам лепки, и правилам росписи… Много чего можем предложить. Эти занятия всегда в индивидуальном формате, и это не бизнес-поток. Это конкретные люди, которые захотели именно что-то сделать.

https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной
https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной

С.: Александр, в Вашей студии много изделий из керамики. Откуда появилась идея расписывать их? И что чаще всего расписывают Ваши ученики и гости, когда приходят?

А.: В нашем ассортименте есть более 300 наименований изделий, которые предназначены только для росписи. Потому что остальное – это вы приходите сами лепить, создавать на гончарном круге (с преподавателем, естественно). Что расписывают дети и взрослые? Всё. У нас нет такого, что кружки – это лидер в росписи. Нет. Расписывают вазы, тарелки, анималистические фигуры (драконы, карпы, жирафы, слоны). Очень любят расписывать граненых котов, как ни странно. Это довольно-таки необычная композиция для росписи. Дети и взрослые очень любят котят, ведь в наших домах много кошек и котят. И этот котейка – добрый персонаж.

У нас очень большой разрез емкостей, которые предназначены для цветов. Большое количество кашпо, которые можно раскрашивать и потом дома поставить куда угодно. Мы всегда стараемся создавать много вариантов изделий для росписи. В планах еще очень много идей, что хочется создать.

С.: А что Вам самому больше всего нравится создавать из глины?

А.: Цветочные кашпо.

С.: Потому что это ближе к природе?

А.: Да. И потому, что у дерева и глины своя энергетика.

С.: Собственно, поэтому Вы и студию назвали Greenland, связывая с природным компонентом.

А.: Да-да.

https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной
https://vk.com/studio.greenland Фото Александры Лахтиной

С.: Давайте поговорим о Красносельском районе. Нравится ли Вам тут жить, работать? Может быть, что-то не нравится в этом районе?

А.: Наш район получается довольно молодежный. А география людей, которые приехали в «Балтийскую жемчужину», в Красносельский район поражает. Приезжают сюда жить со всей России, начиная с Дальнего Востока: Владивосток, Магадан, Новосибирск, Екатеринбург... Здесь очень много людей.

Все ли здесь хорошо? Не мне судить. Мне здесь нравится. В каждом микрорайоне города есть и хорошие люди, и плохие. Но район для проживания очень комфортный. Здесь нет уплотнительной застройки, особенно в «Балтийской жемчужине». Проект сделан грамотно, красиво. Инфраструктура района хорошая. Открылась поликлиника, новый полицейский участок, пожарная часть открывается. Большая проблема – не хватает школ, но в будущем планируется построить. Недалеко есть сквер. Очень хорошее петергофское направление, по которому можно в течение 15 минут доехать до парка Александрии, погулять. В других микрорайонах нет такой возможности. И, конечно, Красносельский район находится в таком месте, что можно быстренько сесть на самолет и куда-нибудь полететь. 15 минут – и ты в аэропорту. Да, сейчас никуда не полетишь, но мы все равно будем летать. Наши границы откроются, и все будет хорошо.

С.: Спасибо Вам за позитив. Хотелось бы подытожить насчет студии. Вы открыли ее именно здесь, в этом районе. Как влияет местоположение на Ваш бизнес, Ваше творчество и вдохновение?

А.: Позитивно влияет. Даже просто потому, что я здесь проживаю. Я живу здесь с 2011 года и вижу, как район развивается. Я вижу много людей, которые благодарны за то, что я открыл эту студию. Не взирая на очень трудные времена, студия продолжает работать. Мы развиваемся и будем дальше развиваться. Это является двигателем в жизни. Мы востребованы по одной простой причине, что мы созидаем, строим и даем то, что идет от нашей души. Стараемся это передать детям и взрослым. Поэтому у нас всем комфортно.

С.: Да, у Вас очень комфортно и душевно. И последний вопрос. Если бы Вашу студию попросили создать какое-нибудь глиняное изделие или несколько изделий для нового музея современного искусства Красносельского района - что бы это было?

А.: Скульптура гончара с ребенком. Это вековые традиции, когда гончар обучает ребенка работе на гончарном круге. Это передача опыта от старшего к младшему. Я не говорю, что нужно построить фрегат какой-то или скульптуру Давида, их уже создали много. А скульптуры, посвященную гончару и его профессии, нигде нет.

С.: Очень романтично. Спасибо Вам большое за это душевное интервью.

Беседовала Александра Лахтина @Sashiable

t.me/etotozhepiter